|
ЛЮДИ
БЕЛОЙ КАЛИТВЫ
Владимир Лях
Дело жизни
Николай Николаевич Кудинов
Страница 2
Но не только это можно считать заслугой молодого директора. Ещё
работая в Беловке, он приобрёл для школы только-только
появившийся тогда кодоскоп. Это устройство позволяло
проецировать на экран с прозрачной плёнки тексты, рисунки и
графики. В Ленино школа модернизировалась, устанавливая чуть ли
не в каждый класс уже не кодоскопы, а более совершенные
графопректоры, а также другие технические новшества. В этой
работе заинтересованно участвовал весь педагогический коллектив.
Прошло два года. Работу директора Ленинской школы заметили,
он был выдвинут в резерв на должность заведующего районным
отделом образования по рекомендации самого Коржова. Но тут как
раз и наступил 1984 год, когда семья Кудиновых вынуждена была
покинуть обжитые места и переезжать в Белую Калитву. Отпускать
не хотели, уговаривали, даже грозили партийным взысканием, но он
уже всё для себя решил. Решение оказалось правильным ещё и по
другой причине. Через два года в Алма-Ате прошли первые
националистические погромы. СССР уверенно двигался к распаду.
Впрочем, не зря говорят, что от судьбы не уйдёшь.
Должность начальника отдела образования нашла нашего героя и в
Белой Калитве. Правда, случилось это отнюдь не сразу.
Если в Казахстане Кудинова знали по работе, то в Белой
Калитве он был инкогнито. Беседы с третьим секретарем райкома
Л.Н. Решетниковой и с «самим» В.Н. Савченко особого энтузиазма
не вызвали. Правда, ему предложили директорство в Богураевской
школе, но учитывая семейные обстоятельства, работа была нужна в
городе. Николай Николаевич даже подумывал вернуться в Казахстан
на год, а потом снова приехать, если появится подходящая
вакансия. Руководство района молчало. Может быть, советовались
или наводили справки, кто знает. В конце концов, Кудинову
предложили возглавить среднюю школу № 16 в микрорайоне Заречном,
в здании которой позже расположился кадетский корпус имени М. И.
Платова. Он собрался ехать в Казахстан, чтобы рассчитаться с
работы и отправить контейнер с вещами. Срок возвращения был
определён жёстко: 25 августа. Проделав почти невозможное,
Кудинов вернулся на два дня позже.
Школа №16, недавно построенная, имела неуютный и
неухоженный вид, как это нередко бывает с новостройками. Но
проблема заключалась не только в этом. В здании были проблемы с
отоплением, не работали почти все санузлы, повсеместно бросалась
в глаза масса строительных недоделок. Заведующий городским
отделом образования В.У. Угроватов, ободряюще похлопав по плечу,
«утешил»: – Без работы точно сидеть не будешь, здесь её, как
минимум, лет на 10. Впрочем, Н.Н. Кудинову было не привыкать
начинать всё сначала.
Как и в Ленинской школе, он сразу же стал налаживать
связи с производственным предприятием – заводом Калитвасельмаш.
Дело было не только в профориентации учащихся, хотя это
направление тоже было важным. Машиностроители понемногу стали
помогать в решении бытовых и хозяйственных проблем школы. Но
по-настоящему масштабные работы развернулись только следующим
летом. В подвале переделали все распределительные сети
отопления, провели реконструкцию сантехнических систем по всему
зданию. Оказалось, что из-за строительных дефектов санузлы не
могли функционировать в принципе. Комиссия под руководством Л.В.
Артюхиной работы приняла.
На годовщину смерти отца Н.Н. Кудинов поехал в
Казахстан. Отдав долг памяти, навестил коллег, добрых знакомых,
оставшихся во всех школах, где он работал. Побывал и в
Петропавловском магазине наглядных пособий, где раньше был
постоянным клиентом. И не просто пообщался здесь со старыми
знакомыми, но и взял счёт на графопроекторы, новейшие
автоматизированные модульные классы и другую современную
технику, которую в то время трудно было купить в Ростове или в
Каменске. Счёт «потянул» на 12 тысяч рублей.
Директор Калитвасельмаша Б.Д. Краснов взялся за
голову: – Да ты что, Николай?! Такие деньги! Это ж двое
«Жигулей»! Позвали главбуха. Он был ещё категоричнее: – Такую
сумму мы не оплатим, даже не просите! Стал убеждать. Через
несколько дней производственники сдались. Счёт оплатили, а
вскоре из Казахстана прибыли посылки с техникой.
Оборудование смонтировали, но использование
поначалу шло вяло. Директор нашёл выход: провели открытые уроки,
показали педагогам, как надо работать с новой техникой, какие
возможности она открывает – и дело пошло. Вскоре модернизация не
замедлила сказаться на результатах работы школы.
Следующее лето тоже не прошло зря. Теперь
занялись оформлением: обшивали стены полированными мебельными
панелями, совместными усилиями улучшали интерьеры помещений.
Школа постепенно приобретала современный и ухоженный вид.
Масштабная работа, проделанная коллективом школы,
не осталась вне поля зрения руководства. В 1987 году Н.Н.
Кудинову предложили возглавить городской отдел образования. Он
хотел завершить начатое в школе, но кадровое решение горкома
партии обсуждению не подлежало. Назначение, не успевшее сбыться
в Казахстане, состоялось в Белой Калитве. В 1989 году, как было
отмечено в самом начале нашего повествования, в ведение горОНО
были переданы и образовательные организации района.
Мало сказать, что это было непростое время. Это
был перелом. Объявленные в стране «перестройка» и «гласность»
сопровождались отрицанием привычных истин, десятилетиями
казавшихся незыблемыми, внедрением в сознание людей абстрактных
«общечеловеческих ценностей», резкой политизацией, если не
сказать поляризацией общества, но это только вершина айсберга.
Приватизация государственного достояния, развал в экономике,
рост безработицы и обнищание населения, пустые полки магазинов и
обострение сепаратистских настроений в союзных республиках –
приметы этого времени.
Конечно, система образования тоже не могла
оставаться прежней. С одной стороны, забастовки, вызванные
задержкой выплаты заработной платы, вынужденный уход наиболее
активных педагогов в «бизнес», а с другой – движение
учителей-новаторов, среди которых были подлинные мастера, но
были, надо признать, и пустозвоны. Роль специалистов отдела
образования в этот период была ответственна как никогда, и
руководитель это понимал.
Время выбрало Н.Н. Кудинова, и он справился с задачей,
казавшейся неподъёмной. Под его руководством система образования
Белокалитвинского района пережила один из труднейших периодов в
своей истории практически без потерь. Мало того, образование в
районе и городе не только функционировало, но и развивалось.
Проводились педагогические чтения, обобщался и внедрялся в
практику передовой педагогический опыт, велика была роль
педагогической общественности. Работники образования активно
выступали на конференциях, собраниях и встречах с кандидатами в
депутаты и представителями власти, в зале в то время обязательно
были так называемые «свободные микрофоны», доступные всем
присутствующим.
Водевиль "Беда от нежного
сердца", Н.Н. Кудинов в роли Александра. Малый зал ДК
имени В. Чкалова, 1992 год |
Баян в умелых руках и
грустит, и смеётся. Н.Н. Кудинов, 12 мая 2001 г |
В 1989 году при отделе, в русле демократизации
советского образования, был создан общественный Совет. Это была
первая ласточка в создании государственно-общественной модели
управления в образовании района, столь актуальной повсеместно в
наше время. А тогда это воспринималось, как нечто новое и
неоднозначное. Совет состоял не только из авторитетных
работников образования, в него входили также представители
общественности. Кроме этой структуры, не было никаких особо
авторитетных активистов и объединений, способных влиять на
принятие решений, и не было никакой фракционной борьбы, столь
характерной для многих образовательных учреждений. Работа Совета
была максимально открыта. До всех организаций доводился состав,
план работы, а также принятые Советом решения. Надо отметить,
что Н.Н. Кудинов не пытался отодвинуть Совет на второй план, а
активно сотрудничал с новой структурой, несмотря на скептическое
отношение к ней отдельных представителей власти. Я говорю об
этом так уверенно, потому что был председателем этого первого в
истории районной системы образования общественного Совета.
Представляет, к примеру, школа своего работника на
награждение. Совет, после рассмотрения вопроса, передаёт школе
своё решение и его аргументацию. Допустим, «отказано вследствие
незначительного стажа работы» или «по причине отсутствия
значимого опыта работы, обобщённого на соответствующем уровне».
Казалось бы, мелочь, но такая открытость благотворно влияла на
взаимопонимание и морально-психологический климат в коллективах.
Всё-таки чувство справедливости – один из важнейших компонентов
российской ментальности. После 1991 года система общественных
Советов перестала существовать, но и созданный Совет горОО (из
названия отдела образования ушло слово «народного») ещё долго
работал в традициях общественного Совета.
Страница
1,
2,
3,
4
Продолжение
Страница "Люди Белой Калитвы" Страница
"Творчество"
История
образования |
|