Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                            Главная  Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 
 

 ЛЮДИ БЕЛОЙ КАЛИТВЫ

Владимир Лях Дело жизни
Николай Николаевич Кудинов
Страница 2 

      Но не только это можно считать заслугой молодого директора. Ещё работая в Беловке, он приобрёл для школы только-только появившийся тогда кодоскоп. Это устройство позволяло проецировать на экран с прозрачной плёнки тексты, рисунки и графики. В Ленино школа модернизировалась, устанавливая чуть ли не в каждый класс уже не кодоскопы, а более совершенные графопректоры, а также другие технические новшества. В этой работе заинтересованно участвовал весь педагогический коллектив.
    Прошло два года. Работу директора Ленинской школы заметили, он был выдвинут в резерв на должность заведующего районным отделом образования по рекомендации самого Коржова. Но тут как раз и наступил 1984 год, когда семья Кудиновых вынуждена была покинуть обжитые места и переезжать в Белую Калитву. Отпускать не хотели, уговаривали, даже грозили партийным взысканием, но он уже всё для себя решил. Решение оказалось правильным ещё и по другой причине. Через два года в Алма-Ате прошли первые националистические погромы. СССР уверенно двигался к распаду.
     Впрочем, не зря говорят, что от судьбы не уйдёшь. Должность начальника отдела образования нашла нашего героя и в Белой Калитве. Правда, случилось это отнюдь не сразу.
     Если в Казахстане Кудинова знали по работе, то в Белой Калитве он был инкогнито. Беседы с третьим секретарем райкома Л.Н. Решетниковой и с «самим» В.Н. Савченко особого энтузиазма не вызвали. Правда, ему предложили директорство в Богураевской школе, но учитывая семейные обстоятельства, работа была нужна в городе. Николай Николаевич даже подумывал вернуться в Казахстан на год, а потом снова приехать, если появится подходящая вакансия. Руководство района молчало. Может быть, советовались или наводили справки, кто знает. В конце концов, Кудинову предложили возглавить среднюю школу № 16 в микрорайоне Заречном, в здании которой позже расположился кадетский корпус имени М. И. Платова. Он собрался ехать в Казахстан, чтобы рассчитаться с работы и отправить контейнер с вещами. Срок возвращения был определён жёстко: 25 августа. Проделав почти невозможное, Кудинов вернулся на два дня позже.
      Школа №16, недавно построенная, имела неуютный и неухоженный вид, как это нередко бывает с новостройками. Но проблема заключалась не только в этом. В здании были проблемы с отоплением, не работали почти все санузлы, повсеместно бросалась в глаза масса строительных недоделок. Заведующий городским отделом образования В.У. Угроватов, ободряюще похлопав по плечу, «утешил»: – Без работы точно сидеть не будешь, здесь её, как минимум, лет на 10. Впрочем, Н.Н. Кудинову было не привыкать начинать всё сначала.
     Как и в Ленинской школе, он сразу же стал налаживать связи с производственным предприятием – заводом Калитвасельмаш. Дело было не только в профориентации учащихся, хотя это направление тоже было важным. Машиностроители понемногу стали помогать в решении бытовых и хозяйственных проблем школы. Но по-настоящему масштабные работы развернулись только следующим летом. В подвале переделали все распределительные сети отопления, провели реконструкцию сантехнических систем по всему зданию. Оказалось, что из-за строительных дефектов санузлы не могли функционировать в принципе. Комиссия под руководством Л.В. Артюхиной работы приняла.
      На годовщину смерти отца Н.Н. Кудинов поехал в Казахстан. Отдав долг памяти, навестил коллег, добрых знакомых, оставшихся во всех школах, где он работал. Побывал и в Петропавловском магазине наглядных пособий, где раньше был постоянным клиентом. И не просто пообщался здесь со старыми знакомыми, но и взял счёт на графопроекторы, новейшие автоматизированные модульные классы и другую современную технику, которую в то время трудно было купить в Ростове или в Каменске. Счёт «потянул» на 12 тысяч рублей.
      Директор Калитвасельмаша Б.Д. Краснов взялся за голову: – Да ты что, Николай?! Такие деньги! Это ж двое «Жигулей»! Позвали главбуха. Он был ещё категоричнее: – Такую сумму мы не оплатим, даже не просите! Стал убеждать. Через несколько дней производственники сдались. Счёт оплатили, а вскоре из Казахстана прибыли посылки с техникой.
      Оборудование смонтировали, но использование поначалу шло вяло. Директор нашёл выход: провели открытые уроки, показали педагогам, как надо работать с новой техникой, какие возможности она открывает – и дело пошло. Вскоре модернизация не замедлила сказаться на результатах работы школы.
      Следующее лето тоже не прошло зря. Теперь занялись оформлением: обшивали стены полированными мебельными панелями, совместными усилиями улучшали интерьеры помещений. Школа постепенно приобретала современный и ухоженный вид.
      Масштабная работа, проделанная коллективом школы, не осталась вне поля зрения руководства. В 1987 году Н.Н. Кудинову предложили возглавить городской отдел образования. Он хотел завершить начатое в школе, но кадровое решение горкома партии обсуждению не подлежало. Назначение, не успевшее сбыться в Казахстане, состоялось в Белой Калитве. В 1989 году, как было отмечено в самом начале нашего повествования, в ведение горОНО были переданы и образовательные организации района.
      Мало сказать, что это было непростое время. Это был перелом. Объявленные в стране «перестройка» и «гласность» сопровождались отрицанием привычных истин, десятилетиями казавшихся незыблемыми, внедрением в сознание людей абстрактных «общечеловеческих ценностей», резкой политизацией, если не сказать поляризацией  общества, но это только вершина айсберга. Приватизация государственного достояния, развал в экономике, рост безработицы и обнищание населения, пустые полки магазинов и обострение сепаратистских настроений в союзных республиках – приметы этого времени.
      Конечно, система образования тоже не могла оставаться прежней. С одной стороны, забастовки, вызванные задержкой выплаты заработной платы, вынужденный уход наиболее активных педагогов в «бизнес», а с другой – движение учителей-новаторов, среди которых были подлинные мастера, но были, надо признать, и пустозвоны. Роль специалистов отдела образования в этот период была ответственна как никогда, и руководитель это понимал.
     Время выбрало Н.Н. Кудинова, и он справился с задачей, казавшейся неподъёмной. Под его руководством система образования Белокалитвинского района пережила один из труднейших периодов в своей истории практически без потерь. Мало того, образование в районе и городе не только функционировало, но и развивалось. Проводились педагогические чтения, обобщался и внедрялся в практику передовой педагогический опыт, велика была роль педагогической общественности. Работники образования активно выступали на конференциях, собраниях и встречах с кандидатами в депутаты и представителями власти, в зале в то время обязательно были так называемые «свободные микрофоны», доступные всем присутствующим.

Водевиль "Беда от нежного сердца", Н.Н. Кудинов в роли Александра. Малый зал ДК имени В. Чкалова, 1992 год

Водевиль "Беда от нежного сердца", Н.Н. Кудинов в роли Александра. Малый зал ДК имени В. Чкалова, 1992 год

Баян в умелых руках и грустит, и смеётся. Н.Н. Кудинов, 12 мая 2001г

Баян в умелых руках и грустит, и смеётся. Н.Н. Кудинов, 12 мая 2001 г

     В 1989 году при отделе, в русле демократизации советского образования, был создан общественный Совет. Это была первая ласточка в создании государственно-общественной модели управления в образовании района, столь актуальной повсеместно в наше время. А тогда это воспринималось, как нечто новое и неоднозначное. Совет состоял не только из авторитетных работников образования, в него входили также представители общественности. Кроме этой структуры, не было никаких особо авторитетных активистов и объединений, способных влиять на принятие решений, и не было никакой фракционной борьбы, столь характерной для многих образовательных учреждений. Работа Совета была максимально открыта. До всех организаций доводился состав, план работы, а также принятые Советом решения. Надо отметить, что Н.Н. Кудинов не пытался отодвинуть Совет на второй план, а активно сотрудничал с новой структурой, несмотря на скептическое отношение к ней отдельных представителей власти. Я говорю об этом так уверенно, потому что был председателем этого первого в истории районной системы образования общественного Совета.
     Представляет, к примеру, школа своего работника на награждение. Совет, после рассмотрения вопроса, передаёт школе своё решение и его аргументацию. Допустим, «отказано вследствие незначительного стажа работы» или «по причине отсутствия значимого опыта работы, обобщённого на соответствующем уровне». Казалось бы, мелочь, но такая открытость благотворно влияла на взаимопонимание и морально-психологический климат в коллективах. Всё-таки чувство справедливости – один из важнейших компонентов российской ментальности. После 1991 года система общественных Советов перестала существовать, но и созданный Совет горОО (из названия отдела образования ушло слово «народного») ещё долго работал в традициях общественного Совета.


 
Страница  1, 2, 3, 4       Продолжение

                   Страница "Люди Белой Калитвы"         Страница "Творчество"               История образования

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь