Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                            Главная  Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 
 

 ЛЮДИ БЕЛОЙ КАЛИТВЫ

Владимир Лях Дело жизни
 
Николай Николаевич Кудинов
 
Страница 1   

        Николай Николаевич КудиновВпервые я познакомился с Николаем Николаевичем Кудиновым в далёком теперь уже 1989 году. В то время в ходе оптимизации два отдела образования – городской и районный – были объединены в один. Именно два года назад назначенный руководитель горОНО Кудинов должен был этот большой отдел возглавить, а заведующая райОНО Т.А. Авраменко шла к нему заместителем. Вопрос наверху был решён, и когда мы были в Ростове-на-Дону на каком-то областном мероприятии, я постарался познакомить будущего руководителя с проблемами своей школы, размещавшейся в аварийном здании. Он живо откликнулся, и уже тогда меня приятно удивила его заинтересованность и перспективное видение ситуации. Не откладывая в долгий ящик, мы вместе прошли по нужным кабинетам облОНО и навели справки, как и что нужно делать.
     Из Ростова вернулись поздно, мне нужно было ещё добираться до Нижнепопова, а это означало в то время идти пешком через весь город и потом еще пять километров топать до хутора. Не было тогда ни мобильных телефонов, ни такси, ни поздних попутных машин. Идти, однако, не пришлось. Николай Николаевич буквально вытащил меня из автобуса на Заречном, где тогда они жили. Это был неожиданный и по-человечески тёплый поступок. И, замечу, очень характерный для него.
     В Белую Калитву семья Кудиновых переехала из Казахстана в 1984 году, когда умер отец – Николай Сергеевич Кудинов, фронтовик, начавший военную биографию с Финской войны и завершивший её в Берлине. Приехали к сестре Марии Николаевне Кулишенко и первое время жили у неё: Николай Николаевич и Людмила Владимировна, их сын Максим и мама – Любовь Герасимовна. Через пару недель после переезда родился младший сын Николай.
     О том, как он выбрал учительскую профессию, Кудинов рассказывает без всякого пафоса. И получается с его слов, что не он выбрал профессию, а как раз наоборот – профессия выбрала его. И сложился этот выбор очень непросто.
     Начальную школу он окончил в селе Симаки тогда ещё Пресновского района Северо-Казахстанской области, а дальше три года был учеником семилетки в селе Сенжарка, отмеряя каждый день 5 километров туда и столько же обратно. И это с 10 лет! Ну, а потом ещё три года учился в Кладбинской школе-интернате, получая среднее образование. Скучал, естественно, по дому, бывали проблемы, но никогда не жаловался. Уже в эти годы привык рассчитывать в первую очередь на себя. Когда в 1971 году школу закончил, выяснилось, что на очное обучение он в институт поступить не может, поскольку в школе-интернате из-за дефицита кадров не преподавался иностранный язык. Чем заниматься: управляться дома по хозяйству да ловить карасей на озере Песчаном?
      И тут в дело вмешался случай. Директор школы в Симаках, 32-х летний Женис Мухомеджанович Бесенов, предложил 16-летнему пареньку преподавать физкультуру.
     – Да нет, – категорически отказывался Николай, – какой из меня учитель, я же ничего не умею, что вы. – Нет! – поставил он окончательную точку в разговоре, как отрезал.  – Ну, ладно, ладно, – не стал настаивать директор. – Ты, Коля, не спеши, подумай.
     Через несколько дней худощавый черноволосый казах-директор опять зашёл к Кудиновым. Отец и мать – оба животноводы – были на работе. – Николай, знаешь что, – начал гость нерешительно, – ты бы съездил со мной получить учебники в районо, пособия кое-какие. Некому помочь, сам знаешь, очень прошу.
    Делать нечего, надо – значит надо, собрался за пару минут. Сели в машину, поехали. Получили в районе какие-то книги – совсем немного. Вроде и помощь не была нужна. Когда ехали обратно, директор и говорит: – А знаешь, Николай, заврайОНО подписал твоё заявление, так что завтра выходи на работу.
    – Какое заявление, откуда оно взялось? – удивился Николай. – Я же сказал, что не буду учителем, не умею и поэтому не хочу. Директор умиротворяюще похлопал помощника по плечу: – Не кипятись, всё придёт со временем. Ты, может, потом благодарить всю жизнь меня будешь.
     И всё же на работу Николай не вышел. Но директор приходил снова и снова, убеждал и, в конце концов, уговорил «просто попробовать». Так два года до армии Николай Кудинов и «пробовал» преподавать физкультуру и труд в школе, где когда-то пошёл «в первый раз в первый класс». Ну и ещё играл на баяне, вёл уроки пения. А баянист в те годы был уважаемым человеком в любой деревне, в любой компании. «Как родная меня мать провожала, тут и вся моя родня набежала…», – пел баян на его собственных проводах в армию.

Николай Сергеевич Кудинов, участник Великой Отечественной войны. Фото военных лет.  Родители Н.Н. Кудинова Николай Сергеевич и Любовь Герасимовна Кудиновы   

1. Николай Сергеевич Кудинов, участник Великой Отечественной войны. Фото военных лет; 2. Родители Н.Н. Кудинова Николай Сергеевич и Любовь Герасимовна Кудиновы

Выпускной 10-й класс Кладбинской средней школы, Казахстан, 1971 год  Учитель Ленинской средней школы Мамлютского района Николай Кудинов. Село Ленино, Северо-Казахстанская область.  Армейская фотография Н.Н. Кудинова  Мужской хор учителей Ленинской школы, Казахстан, 1970-е годы.

1. Выпускной 10-й класс Кладбинской средней школы, Казахстан, 1971 год; 2. Учитель Ленинской средней школы Николай Кудинов. Село Ленино, Северо-Казахстанская область; 3. Армейская фотография Н.Н. Кудинова; 4. Мужской хор учителей Ленинской школы, Казахстан, 1970-е годы.

      Вернувшись со службы, Николай отправился к брату в город Алматы, носивший в то время имя Алма-Ата, и поступил на заочное отделение исторического факультета Казахского государственного университета имени Абая. Это был осознанный и окончательный выбор профессии. Здесь сразу инициативного и знающего паренька заметили: он стал секретарём комсомольской организации группы.
     Надо было где-то работать. И уже без всяких уговоров Николай Кудинов становится учителем физкультуры Ленинской средней школы в селе Ленино соседнего Мамлютского района, расположенном в 20 километрах от родительского дома. И до сих пор он с благодарностью вспоминает директора школы тех лет Досыма Жусуповича Жусупова и сменившего его Юрия Васильевича Мелёхина, помогавших молодому педагогу приобрести первый практический опыт.
     Ездил на сессии в столицу, в университете встретил и свою судьбу. В 1978 году женился, через год у Николая и Людмилы Кудиновых родился первенец – Максим. А ещё через год молодой семье пришлось переезжать. Трудолюбивому и инициативному учителю поручили возглавить восьмилетнюю школу в Беловке того же Мамлютского района, в 120 километрах от родных Симаков. Это было высокое доверие, и это был тот путь, который потом он пройдёт ещё не раз, принимая безликие и проблемные школы и делая их успешными и перспективными. Здесь впервые проявились организаторские способности молодого руководителя, сумевшего сплотить педагогический коллектив и направить его усилия на достижение впечатляющих результатов.
     Дом директора и школа отапливались от одной угольной котельной, расположенной неподалёку. Так что, если трубы отопления были недостаточно горячи, Николай шёл в котельную, неважно – днём или ночью и помогал устранять неисправности. Иногда находил выход из, казалось бы, безвыходного положения. Однажды в котельной сломался насос. Что делать?! Открытость и коммуникабельность его всегда выручали: посоветовался с кем-то из специалистов совхоза, тот предложил выход.
      Отыскали в морозных заснеженных полях какой-то сельскохозяйственный агрегат, где стоял подходящий насос, открутили его, и через несколько часов школьная котельная снова заработала.
     Сумел организовать учителей труда, общими усилиями сделали ограждение школьного двора, которого не было годами. Директор не только работал наравне со всеми, но ещё и «доставал» материалы, что в те годы было весьма непросто.
     Новая проблема нагрянула неожиданно. В районе планировалась комплексная проверка из области. И, надо же, комиссия выбрала именно Беловскую школу, несмотря на то, что директор там проработал всего лишь год. Ну что же, нужно было готовиться, отступать он не привык.
     Стали делать стенды, оформлять помещения, приводить в образцовый порядок документацию. Задерживались допоздна. Нашлись местные таланты: сбивали планшеты, писали шрифтом, клеили, рисовали. Проверка прошла успешно. Этот результат вдохновил работников, они поверили в свои силы и с энтузиазмом стали строить планы дальнейшего развития школы, а директор этому был рад. Наверное, с тех пор это стало главным в профессиональном арсенале Н.Н. Кудинова – опираться на людей, видеть и ценить в них не только профессиональные, но и личностные, человеческие качества. Такой подход и впредь всегда помогал ему добиваться успеха.
     Шло время. Весной 1981 года учёба в вузе подошла к финишу. Надо было ехать на сессию, готовить и защищать дипломную работу. Заведующий районо Михаил Федосеевич Коржов, однако, подписывать заявление не спешил. – Знаешь, Николай Николаевич, я не против, чтобы тебя отпустить на месяц. Дело нужное, что и говорить. Но сначала хочу посмотреть, как дела идут у тебя в школе, заеду на днях, жди. Тогда и решим. С тем молодой директор и вернулся восвояси. А через пару дней приехал заведующий.
     Увиденное его привело в восхищение. Новые стенды, идеальные папки с приказами и протоколами, приветливые дети и деловитый персонал. Буквально – ни сучка, ни задоринки. Но было и ещё одно, весьма неожиданное обстоятельство, наповал сразившее районного гостя. Во дворе школы росли в рядок несколько мелкоплодных яблонь, называемых в народе райскими. Небольшим деревцам школьные умельцы придали шарообразную форму, и вид этого цветущего и благоухающего чуда привёл Коржова в восторг. Через несколько дней Николай Николаевич был уже в Алма-Ате, а ещё через месяц вернулся домой с дипломом.
      В школе полным ходом шла подготовка к новому учебному году, когда однажды утром раздался телефонный звонок. Звонил директор Ленинской средней школы, где Кудинов после армии работал.
– Николай, звоню тебе, чтобы предупредить. Конечно, тебе всё расскажут, но лучше, чтобы ты знал заранее. Меня забирают в райком партии, а тебя я порекомендовал на моё место, так что готовься.
      Попытался отказаться. Мол, многое начато в Беловке, хотелось бы довести до конца. Но доводы не возымели влияния. Новый учебный год он встретил уже в Ленино. Школа там имела статус русско-казахской: те и другие классы обучались отдельно. Поскольку директор был русским, то завучем работал казах Есим Сейтжанович Сейтжанов – так было принято. Людмила Владимировна преподавала русский язык в казахских классах. Сам Н.Н. Кудинов успевал не только руководить школой, но ещё и вести общественную нагрузку: он был секретарем объединённой комсомольской организации совхоза «50 лет Казахстана». Совхоз был одним из тех, что возникли в казахских степях в ходе масштабного освоения целинных и залежных земель, начатой по инициативе Н.С. Хрущева.
      В это время в советских школах велось преподавание начальной военной подготовки, и с целью её совершенствования была поставлена задача  оборудовать в каждой школе полосу препятствий. Самым трудным в этом деле было, пожалуй, создание плаца для строевой подготовки. Асфальта в пределах досягаемости не было и в помине, а щебёночное покрытие не годилось для маршировки. Как быть?
      Тут кто-то из работников посоветовал съездить на брошенную кормовую площадку. Там лежали вдоль ржавых кормушек частично вросшие в землю небольшие, но тяжёлые бетонные плиты. Это был выход. Однако директор совхоза, молодой и по-спортивному подвижный татарин Рашид Абдулович Сюникаев, засомневался:
– Как это не используются, ты что говоришь?! Не может такого быть. Ну-ка, поехали, посмотрим. Приехали.
– Да, ты прав, не используются. Хотя могли бы использоваться. Ну что делать, ладно, забирай, раз такое дело.
      Мужчин в Ленинской школе было много – приехали, выкопали, перевезли в школьный двор. А весной всё это богатство было уложено в виде площадки, сварены из труб и установлены элементы полосы препятствий, всё было нарядно покрашено в разные цвета.
      Михаил Федосеевич Коржов привстал на стуле, не поверив своим ушам: – Как готово? Когда успел? Не поверю, пока не приеду и не увижу собственными глазами. Прямо фантастика какая-то.
      Едва переступив порог, Коржов поручил готовиться проводить совещание для директоров школ района. Сказать, что совещание на базе Ленинской средней школы прошло успешно – значит, ничего не сказать. Это был триумф, фейерверк и салют победы в одном флаконе. Распределённые по группам ученики организованно выполняли задания на различных участках полосы препятствий, завершая упражнения чётким прохождением по новенькому плацу. Заведующий районо сиял, как новый алтын. Вскоре Н.Н. Кудинов получил первую в своей педагогической карьере Почётную грамоту.
      Да, это была победа, но жизнь ставила новые задачи. Где бы ни работал Кудинов и до, и после Ленино, он никогда не был простым исполнителем. Таких всегда немало: дисциплинированных, старательных, умеющих угодить руководству, нещадно прессуя подчинённых, красиво отчитаться, но неспособных выдвинуть и реализовать собственные идеи, основанные на понимании глубинного смысла происходящего. Ему этого было мало, и известный тезис о том, что инициатива у нас наказуема, Н.Н. Кудинова никогда не останавливал, хотя порой и претворялся в жизнь.
Ленинская школа была по меркам района довольно большой – 250 учащихся. В свободное от учёбы время дети работали в совхозном саду, где был оборудован летний трудовой лагерь. Пололи, поливали, собирали урожай – трудовому воспитанию и профориентации в те годы придавалось большое значение.
      Да и семья директора показывала пример эффективного сельского хозяйствования. Кудиновы завели двух коров, поросят, гусей, прочую домашнюю живность. В условиях того времени это было хорошим подспорьем.
       Школа имела два трактора ДТ-75 и два грузовика, в штате были двое мастеров производственного обучения. Но профессиональная подготовка сводилась, в основном, к знакомству с устройством машин и вождению в окрестностях школы. Для серьёзного результата этого было мало.
–Дайте нам 100-150 гектаров земли, какое-никакое оборудование, чтобы практически пахать, сеять, боронить, растить и собирать урожай, – обратился Н.Н. Кудинов к директору совхоза. – А сможете? – с сомнением спросил Сюникаев. – Уверен, – ответил директор школы.
      Землю выделили, закрепили за школой приказом по совхозу, старшеклассники приступили к севу. Однако нужно было думать о том, как убирать будущий урожай. Директор совхоза с сомнением качал головой: – Выделить комбайн?! Школьникам?!
– А что вас смущает? – в свою очередь поинтересовался неугомонный директор.
– А знаешь что, неожиданно решился лёгкий на подъём руководитель совхоза, – поехали в поле, покажи-ка мне своих специалистов! Приехали, остановили в загонке один трактор, управляемый Булатом Касмакасовым, потом второй, где за рычагами сидел Петя Кернер.
– А скажи-ка мне, любезный, что ты сеешь сейчас?
– Пшеницу, – удивился вопросу Булат.
– Может, скажешь какого сорта семена? – продолжал директор совхоза.
– Омская-9, – без запинки ответил юный механизатор, – яровая, мягкая.
– А какая глубина заделки? Какие междурядия?
– Юный собеседник не замедлил с ответом. Сюникаев достал из кармана линейку и проверил сказанное. С восторгом прищёлкнул языком.
– Ну, давай, мой друг, сей, продолжай работу! Ты, я вижу, настоящий специалист! Второй тракторист тоже оказался не менее подкованным.
– Знаешь, Николай, дам я тебе комбайн, – говорил Рашид Сюникаев, когда ехали обратно. Большое дело ты делаешь. У меня не осталось никаких сомнений, что эти парни придут в хозяйство и будут работать на нашей земле.
      Урожай школьная производственная бригада убрала с хорошим результатом и на сентябрьской линейке обветренные, загорелые старшеклассники с гордостью получали почётные грамоты, часы и денежные премии от совхоза. Они стали героями не только школы, но и всего села, и младшие ученики им по-хорошему завидовали. Это была профориентация не на словах, а на деле – настоящем, нужном малой родине и большой стране.
 

 Страница 1, 2, 3, 4       Продолжение

                 Страница "Люди Белой Калитвы"       Страница "Творчество"     История образования

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь