Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                              Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 
Лях Владимир Петрович

Лях Владимир Петрович

ВЛАДИМИР ЛЯХ член Союза писателей России

ТВОРЧЕСТВО стр. 48

КНИГА С АВТОГРАФОМ

УНИКАЛЬНЫЙ «БИБЛЕЙСКИЙ СКЛАДЕНЬ» (23.05.25)

     Этот солидный, прекрасно оформленный том объёмом 656 страниц вышел из печати в московском издательстве «У Никитских ворот» в конце 2024 года, а в начале следующего он занял место на моей книжной полке среди изданий с автографом автора. Уже давно повелось, что на каждое подписанное издание я пишу отзыв.
     Книга известного подмосковного поэта Владимира Кучеря-Чепелёва «Библейский складень» анонсирована как литературно-художественное издание, но в авторском предисловии её создатель предстаёт человеком верующим и, вероятно, воцерквлённым, что в наше время далеко не всегда одно и тоже.
     В кратком анонсе к книге говорится: «Книга Библейский складень» – это переложение библейских текстов на современный поэтический русский язык. Этой работой автор показал связь между Ветхим и Новым заветами Божьего промысла. В доходчивой форме Владимир Кучерь-Чепелёв выразил духовное восприятие человеком Господа Бога в повседневной жизни и в целом судьбу человечества от начала Творения до Откровения…».
     Вероятно, автору трудно было бы воплотить в жизнь такой грандиозный замысел без искренней веры и осознания важности цели, стоящей перед ним. И уже это делает книгу интересной и, что особенно важно, убедительной для людей верующих и интересующихся вопросами православия. Но это далеко не единственное её достоинство.
     Вообще говоря, существует немало вариантов переложения библейских текстов на современный язык, есть также и примеры поэтического представления отдельных библейских писаний. Но такой представительный, логически построенный сборник, дающий представление о Библии – издание совершенно уникальное.
      Полезно, пожалуй, несколько слов посвятить толкованию понятия «складень».  Этим термином обозначают небольшую, часто походную икону со складывающейся конструкцией, состоящая из нескольких створок с отдельными иконописными изображениями. В прошлом складни делали из бронзы, в наше время часто используют пластик.
     Благодаря подвижному соединению на миниатюрных петлях конструкция легко открывается и закрывается, что упрощает её хранение и перевозку, а также защищает от разрушения вследствие намокания или механического повреждения. Считается, что складни как небольшие складывающиеся иконы пришли на Русь из Византии примерно в X веке.

Передняя обложка книги В.И. Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", М., "У Никитских ворот", 2024г  Задняя обложка книги В.И. Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", М., "У Никитских ворот", 2024г  Автограф  В.И. Кучеря-Чепелёва на его книге "Библейский складень", М., "У Никитских ворот", 2024г  Книга Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", притча об Адме и Еве.  М., "У Никитских ворот", 2024г  Книга Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", притча о ковчеге Ноя.  М., "У Никитских ворот", 2024г

    Учитывая, что Библия включает более 70 книг, вполне можно предположить, что книга «Библейский складень» задумана автором, как литературное подобие складня, и вполне может стать настольной книгой для духовного чтения, дающей представление о Книге Книг, как называют Библию.
    При этом, надо заметить, что «Библейский складень», как и другие книги Владимира Кучеря-Чеперёва, – это поэзия высокого уровня, интересная в этом качестве как искушённым литераторам, так и любителям поэзии.
     В.И. Кучерь-Чепелёв в литературном творчестве далеко не новичок – он был участником VI съезда писателей СССР 1976 года и VII Всесоюзного совещания молодых писателей 1978 года. Ну, а членство в Союзе писателей СССР можно, с полным основанием, считать знаком качества писателя.
     Из-под пера поэта вышли книги «Рабочая гордость», «Осторожно, цветы», сборник пьес «Дочь Дантеса», «Разглядите себя», «И всё же мир устроен хорошо», корона сонетов «Эхо времени», «От первого лица», «Цвета побежалости», «Неповторимые пути», «И высота земли, и моря глубина» и другие.
    Произведения В.И. Кучеря-Чепелёва публиковались в литературно-художественных журналах: «Наш Современник», «Молодая гвардия», «Воин России», «Пограничник», «Поэзия», «Московский вестник», в альманахах «Академия поэзии», «Невский альманах», в коллективных сборниках, в различных газетах, а также в зарубежных изданиях.
     Безусловно, никакое произведение, никакая книга, даже самая что ни на есть талантливая, не может транслировать Веру. Но такая книга, как «Библейских складень» может стать в руках умелого наставника надёжным инструментом формирования убеждений, в первую очередь молодёжи.
     В «Библейский складень» вошли переложенные на современный поэтический язык книги из Библии: «Бытие», «Исход», «Иов», «Псалтырь» (двадцать псалмов), «Притчи Соломона», «Екклесиаст», «Песнь песней», «Пророчества Исайи», «Евангелие от Иоанна», «Деяния Святых Апостолов», «Послание Святого Апостола Иакова», «Первое послание Святого Апостола Петра», «Откровения Святого Апостола Иоанна Богослова». Такая солидная подборка не только способна дать представление о Священном писании, но и вполне может послужить действенным стимулом для дальнейшего его изучения.
     Однако, всегда ли Вера или, скорее то, как её интерпретируют в обществе, служит благому делу – развитию, совершенствованию личности гражданина и общества в целом?!

Книга Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", раздел "Исход",  М., "У Никитских ворот", 2024г  Книга Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", страницы 184-185.  М., "У Никитских ворот", 2024г  Книга Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", Книга Иова.  М., "У Никитских ворот", 2024г  Книга Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", Псалтырь.  М., "У Никитских ворот", 2024г  Книга Кучеря-Чепелёва "Библейский складень", Содержание.  М., "У Никитских ворот", 2024г

     Вряд ли можно найти двух верующих, вера которых совершенно идентична. Всё зависит от жизненных коллизий, воспитания, образования, особенностей личности. Одни верят фанатично, не нуждаясь в каких-либо познавательных усилиях, а другие, наоборот, стараются вникнуть в суть, осмыслить, понять что-то личностно важное для себя. В этом случае Вера способна сделать человека проводником христианских ценностей, развить его жизненные приоритеты и духовную сферу.
     Что касается общественной значимости, с этим тоже не всё просто. В современном мире есть государства клерикальные, то есть имеющие государственную религию, и есть светские, провозглашающие свободу совести и вероисповеданий. Клерикальным государством была Российская империя, в которой в качестве государственной религии было закреплено православие.
    Нередко в отношении лиц, публично сомневавшихся или не разделявших догматы российской православной церкви, применялась такая мера, как отлучение от церкви. Наиболее известным случаем является действующее до сих пор определение Святейшего Синода (февраль 1901 г.) об отлучении от церкви знаменитого русского писателя Льва Николаевича Толстого. До сих пор на его могиле запрещено ставить крест.
     И при всём этом Лев Толстой атеистом не был. Он сам себя называл христианином. Но его видение христианства отличалось от официально признанной трактовки Веры, за что он и был отлучен от церкви.
     Советская Россия, а затем и СССР в Конституции провозглашались как светские государства. За небольшой, с точки зрения исторического процесса, период времени СССР стал второй экономикой мира, обеспечив населению невиданные ранее социальные стандарты. Успешность государства, как видим, не определяется степенью его клерикализма. Хотя нередко можно встретить мнение, что Моральный Кодекс строителя коммунизма, принятый в Советском Союзе, коррелирует с христианскими Заповедями, но заменить советскую государственную идеологию религиозными ценностями в постсоветской России пока не удалось.
     Что мы видим сегодня? В Конституции Российской Федерации страна определяется как светская и многоконфессиональная. Но при этом конфессии не отделены от государства. Священнослужители участвуют в государственных событиях и мероприятиях, обращаются к населению по государственным информационным каналам. В стране, в частности, построено невиданное ранее количество православных церквей. Их сейчас больше, чем школ. И тем не менее, опросы показывают, что причащающихся хотя бы раз в месяц – 1,4%, посещающих храм более одного раза в месяц – около 7,5%, ежедневно молящихся – 0,7%, соблюдающих посты – не более 0,4% от числа россиян. За 30 с лишним лет пропаганды своего мировоззрения РПЦ ныне способна мобилизовать лишь 3% населения на главное ежегодное мероприятие – пасхальную службу. Такую статистику посещений даёт из года в год МВД.
     В частности, причина заключается в том, что одних проповедей в современном обществе мало, нужны практические действия. В Индии, например, при храмах нередко действуют спортивные клубы, проводятся соревнования, организуются туристические поездки. Эта деятельность привлекает молодежь.
     Прихожан во многих храмах РФ мало, а общее состояние общественной морали и нравственности в российском обществе оставляет желать много лучшего. Повсюду стальные двери, решётки, рамки пропуска, камеры слежения, в школах, случается, стреляют. Воровство в огромных масштабах, ставшее чуть ли не нормой жизни, насильственные преступления, культ силы, пошлость и распутство, внедряемое в сознание молодежи по различным каналам, в том числе официальным, под видом свободы.
Одна из причин этого – преобладание фарисейской, фанатичной веры в качестве следования новым, чисто внешним правилам благопристойности, не затрагивающим внутренних убеждений. В этом смысле книга «Библейский складень» – буквально глоток свежего воздуха в атмосфере показушности, формализма и пустого подражательства.
     В прошлые века религиозные конфессии плохо уживались с наукой и техническим прогрессом. Пылали костры инквизиции, уничтожались книги, лилась кровь в межконфессиональных войнах и крестовых походах. Теперь человечество усвоило, наконец, что научно-технический прогресс остановить нельзя, и именно он служит условием выживания цивилизации. И всё же, читая «Отче наш», люди уже который век произносят слова «иже еси на небесех», давно не связывая это утверждение с неопровержимыми научными сведениями об этих самых «небесех», и понимая произносимое как условность. Примерно так же понимаются в наше время и многие другие тексты, описания и сюжеты, в которых важнейшим смыслом являются морально-этические и нравственные аспекты, способные позитивно влиять на формирование духовной сферы наших современников.
     Очень хорошо, что В.И. Кучерь-Чепелёв не впадает, подобно некоторым не в меру ретивым «философам» в отрицание науки и технического прогресса. Как пример можно привести высказывания так называемого «философа» Дугина, не чуждого околоцерковным рассуждениям: «Химия и физика являются бесовскими науками, а развитие космонавтики есть вещь богомерзкая и постыдная. Это классическая глобалистская утопия, предвосхищающая приход антихриста. Космос – это иллюзия. Надо быть верным Христу и русской земле». Какова демагогия?!
     Но и это ещё не всё. На лекции Дугин, в частности, заявил студентам: «Мы отказываемся признавать гравитацию, потому что это англосаксонское изобретение». Как всё-таки хорошо, что Исаак Ньютон так и не узнал, что через три с лишним века после его открытия могут появиться такие «философы».
Справедливости ради стоит отметить, что и некоторые нынешние священнослужители тоже недалеко ушли в своих публичных рассуждениях.
     Авторское предисловие к книге В.И. Кучерь-Чепелёв озаглавил так: «Библия – кладезь мудрости и пример человеческой жизни во всех её проявлениях». Лучше сформулировать просто невозможно! В этом предисловии очень удачно цитируется фрагмент очерка П.И. Мельникова-Печерского об авторе «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Дале. В частности, там говорится: «Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие… Расколы – вздор, пустяки, с распространением образования они, как пыль ссеются с русского народа. Раскол недолговечен, устоять ему нельзя; что бы о нём ни говорили, а он всё-таки не что иное, как порождение невежества… Пред светом образования не устоять ни тёмному невежеству, ни любящему потёмки расколу. Суеверия тоже пройдут со временем». Написано это было в XIX веке, но и в наши дни выглядит в значительной мере актуально.
     И вот тут мы подходим к самому главному. Прекрасно, что автор книги «Библейский складень» не стал на избитую тропу противопоставления идеального и материального. И то, и другое важно и может параллельно существовать в нашем мире. А главное достоинство и значение этой своевременной книги, важное для всех – верующих и неверующих, священнослужителей, учёных и обычных граждан – культурологическое.
      В древнегреческой мифологии было 12 главных богов. Они обитали на горе Олимп и назывались олимпийскими. В Древнем Риме тоже было двенадцать основных богов. Самые главные божества входили в Капитолийскую Триаду: Юпитер (верховное божество), Минерва (его дочь) и Юнона (его жена).
      По данным исследователей, больше всего богов в индуистской мифологии. Но и в индуизме тоже принято выделять трёх главных богов: Брахму, Шиву и Вишну, а различных божеств неглавного пантеона насчитываются тысячи, некоторые исследователи насчитывают даже миллионы. В мифологии Древнего Египта самым древним богом считается Ра – бог солнца, который зародил свет на Земле.
      По одной из оценок, учёные утверждают, что с момента появления человека, хомо сапиенс поклонялся не менее 18 000 различных богов, богинь, священных животных или предметов.
      Существует также оценка, что если перечислять все обожествлённые сущности, когда-либо упомянутые письменно или в устных преданиях всех стран и этносов, то таких священных фигур можно насчитать более миллиона.
      Многие из них оставили след в культуре народов, государств и мира в целом. Какие-то забыты в наше время, но есть и те, кто, пройдя через века и тысячелетия, и сегодня олицетворяет стремления и надежды многих живущих.
      История православия в России берёт свое начало в IX веке, когда в Киевской Руси было принято христианство. С тех пор православие стало неотъемлемой частью русской культуры и идентичности. В период с XVII по XIX век православие в России претерпело значительные изменения, связанные с политическими и социальными процессами в стране. Изменения происходят и в наше время.
     Одним из ключевых смыслов современного православия в России является его значение в составе культурного наследия страны. Православие сыграло значительную роль в развитии русской культуры, искусства и литературы, в создании архитектурных шедевров, таких как Собор Василия Блаженного в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Православие и в XXI веке остаётся значимым символом российской идентичности и культурной ценности.
     И в наши дни Православная Вера помогает многим людям находить смысл жизни, развивать духовную сферу, налаживать общение с близкими по духу людьми. В современном мире, где многие люди страдают от утраты своих идентичностей и ценностей, православие может быть важным объединительным фактором, играть незаменимую роль в сохранении моральных и духовных традиций, без которых народ становится пылью на ветру. И в этом смысле значение книги «Духовный складень» Владимира Кучеря-Чепелёва невозможно переоценить.
    Книгу можно приобрести на нескольких маркетплейсах, и те, кто успеет её поставить на свою книжную полку, не пожалеют о таком уникальном приобретении.

 

Владимир Лях     Оглавление  страниц автора       Творчество            Новости         

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь