Книга Владимира и Максима Лях "Простые
истории", где есть материал о том, в честь кого назван поселок
Шолоховский, г. Ростов-на-Дону, 2017 год
Книга Владимира Ляха "Город в подарок", где
есть материал об истории названия посёлка Шолоховский.
Ростов-на-Дону, 2020 год
Материал об истории названия посёлка
Шолоховский в книге Владимира Ляха "Город в подарок",
Ростов-на-Дону, 2020 год
*****
Очерк о Герое Советского Союза Романе Петрове
в книге Владимира Ляха "Город в подарок", так и не
опубликованный газетой "Перекрёсток", 2020г |
ВЛАДИМИР
ЛЯХ член Союза писателей
России
ТВОРЧЕСТВО
стр. 32
ФЕОДОСИЙ ШОЛОХОВСКИЙ ПРОТИВ
НОБЕЛЕВСКОГО ЛАУРЕАТА
В честь
кого назван посёлок Шолоховский
«История - не учительница, а
надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за
незнание уроков». Эти слова, сказанные одним из выдающихся
отечественных учёных-историков Василием Ключевским в начале ХХ
века, не потеряли актуальности и сегодня. А привёл я эти слова
применительно к немало удивившей меня публикации Игоря Срибного,
уже, наверное, в сотый раз поставившего вопрос ребром: «В честь
кого назван посёлок Шолоховский?»
В районной газете «Перекрёсток» уже
писалось об этом, в том числе и мной в материале «Что в имени
тебе моём. В честь кого назван посёлок Шолоховский?», однако,
как видно, история в очередной раз ничему не научила. А если и
научила, то не всех.
Первое, что бросается в глаза, отсутствие
постановки проблемы: автор никак не обосновывает свою внезапную
озабоченность и не ссылается на материалы других авторов. Этому,
между прочим, учат даже первокурсника, приступающего к написанию
курсовой работы.
Мало того, Игорь Срибный ничего не говорит
о проведённой им лично работе, а, вместо этого приводит массу
посторонней и недостоверной информации, кроме которой в статье,
по сути дела, ничего нет. Побывать в районном и в областном, не
говоря уж о центральном, архивах со своим животрепещущим
вопросом – это требует усилий, но уж посетить музей «Боян» школы
№8 в посёлке Шолоховском, казалось бы, совсем не сложно. Ну или
хотя бы позвонить туда, и проблема моментально решилась бы. Но
это, как видно, «не наш метод».
Здесь, вероятно, сказывается наследие советских
традиций, уместных тогда, но совершенно чуждых нынешним реалиям.
Советские граждане чуть что – писали в газету, журнал или на
телевидение. Зачем, дескать, напрягаться, пусть журналисты
побегают, а потом поднесут истину на блюдечке с голубой
каёмочкой. Многие, наверное, помнят строчки В.С. Высоцкого из
популярной шуточной песни: «Отвечайте нам, а то, если вы не
отзовётесь, мы напишем в Спортлото…»
Время от времени я встречаю Игоря Срибного в городе, и
как-то он с видом первооткрывателя сенсации огорошил меня
вопросом насчёт, якобы, незаслуженно забытого геолога. Всех
геологов у нас, можно подумать, поимённо помнят, а вот
мифического Феодосия Шолоховского забыли. Смешно. При этом автор
даже не замечает, что этот Феодосий Шолоховский, некогда, якобы,
увековеченный на стеле со стороны посёлка Горняцкого, вовсе не
выглядит однофамильцем донского писателя М.А. Шолохова.
Кстати, Срибный стал первым, кто присвоил
«геологу» имя, да ещё такое звучное, достойное какого-нибудь
святого старца, а до этого «геолог» десятки лет был безымянным.
Ну, а что, был же игумен Феодосий Оптинский, был еретик Феодосий
Печерский, так отчего же в наших краях Феодосию Шолоховскому не
быть?! Не самое плохое имя, а то мог бы оказаться каким-нибудь
Порфирием или Онуфрием. Была в своё время такая побасенка, где
все слова на букву «о». «Однажды окончив обедню, отец Онуфрий
отправился обследовать окрестности Онежского озера…» Ну, а что
автор намутил насчёт однофамильцев, так в порыве
бескомпромиссных сражений за правду не грех немного и
перепутать…
«Они всё путают – и имя, и названия, – И ты бы,
Ваня, у них был – «Вания», – откликнулся на эту коллизию всё тот
же В.С. Высоцкий. Впрочем, это отнюдь не единственная
«оплошность» новоявленного «краеведа».
«В геологии это правило – шахта называется в
честь первооткрывателя», – утверждает наш правдоискатель, и тут
же провоцирует вопрос по поводу недавно построенной шахты «Садкинская».
Не иначе, её назвали в честь легендарного «геолога» Садко из
одноимённой оперы Римского-Корсакова…
Ну, или вот ещё один «глубокомысленный» вывод
Игоря Срибного. «Вот бы спросить у самого Михаила
Александровича. А, впрочем, он дал свой ответ. За тридцать один
год он ни разу не приехал в посёлок Шолоховский».
Я заметил в очном разговоре с автором этого
беспримерно «глубокого бурения», что сей факт ни в чём не
убеждает, и таких примеров можно привести массу. Чапаев не
приезжал в хутор Чапаевку, Ленин – в хутор Ленин, а нарком
иностранных дел Литвинов – в село Литвиновку. Это небольшие
поселения в Белокалитвинском районе, но и с большими городами та
же история. «Всесоюзный староста» Михаил Калинин, к примеру, не
имел никакого отношения к Калининграду, названному в его честь,
Ф. Энгельс не почтил своим присутствием город Энгельс, а Георги
Димитров – Димитровград.
Но почему-то инициатор поиска следов геолога, придуманного
партийными чиновниками в хрущёвские времена из-за нежелания
Шолохова переобуваться в свете ХХ партсъезда, не поставил вопрос
«ширше». М.А. Шолохов не просто «бывал» на Донской земле, он
здесь родился и родным местам посвятил своё творчество,
удостоенное Нобелевской премии по литературе. Так почему
областной Совет, вне зависимости от того, как тогда называлась
область, не мог увековечить имя знаменитого земляка в названии
нового посёлка, который поначалу предполагалось назвать
Майским?! Не только мог, но и сделал это, а Верховный Совет
РСФСР согласился с таким решением. И, тем не менее, выдуманный
«геолог» без всяких оснований фигурирует на нескольких
непритязательных сайтах и даже в статье на американской
Википедии, которую, вопреки декларациям, не так-то просто
исправить. Ресурс на словах всё абсолютно обосновывает и
верифицирует, но «геолога» вписали в статью без всяких
оснований, да ещё и, ничтоже сумняшеся, петитом указали, что к
«известному писателю название отношения не имеет».
Надо иметь в виду, что
Википедия часто грешит недостоверностью и использовать тамошние
материалы солидные исследователи без проверки избегают. Была ли
в природе геологическая партия «Шолохова», кто её направил, кто
и каким приказом утвердил задание, где отчет этого «Шолохова»?
Архивы не теряются, и они помнят всё. А тут не то что архивных
материалов, но даже имени никто не знает. Да и какое имя может
быть у бестелесного мифа?! И всё же новые и новые борцы за его
материализацию никак не унимаются.
Когда-то я попытался исправить статью на
Википедии о моем земляке о Г.Я. Седове, где утверждалось, что
женитьбой Седов думал войти в высший свет. Правками я убрал эту
фразу и спросил, на основании чего они утверждают, о чём Седов
думал более века назад. Может быть, провели спиритический сеанс
или у них есть машина времени? Мне ответили, что я нарушаю
авторскую концепцию, хотя никакой концепции по их же правилам, у
«народной энциклопедии» не может быть в принципе. Ну и своё
утверждение оставили в силе, а мои замечания и ссылки поместили
в приложения.
В историографии одним из важнейших является принцип
историчности. Это означает, что судить об исторических деятелях,
явлениях и событиях надо с точки зрения условий, законов,
традиций, правил, моральных норм того периода, к которому они
относятся. Это сейчас творчество М.А. Шолохова кому-то, не
слишком обременённому культурой, может представляться не таким
уж актуальным. А в 1950-е годы это было не так.
В 1950 году автору бессмертного романа «Тихий
Дон» М.А. Шолохову исполнилось 45 лет, он опубликовал
взволновавший общество рассказ «Судьба человека» и был избран
депутатом Верховного Совета СССР от Миллеровского избирательного
окру¬га, включавшего и Белокалитвинский район. Поэтому приставка
«Шолоховская» к названию новых шахт вполне объяснима. Это был не
только знак уважения, но и своеобразный аванс в расчёте на
помощь депутата Верховного Совета М.А. Шолохова в предстоящем
строительстве и развитии прилегающей территории. Название шахт в
дальнейшем предопределило и название самого посёлка.
Не может не вызвать умиления наивное
«интервьюирование» автором ветерана труда Людмилы Белявской:
«Для нас тогда вопросов не было, мы знали о геологе, открывшем
это месторождение до войны», – сказала женщина. Ну, то есть, о
«геологе» она слышала, да и не могла не слышать, ибо чиновный
люд запустил эту версию в народ, чтобы обезопасить себя на
случай гнева взбалмошного Никиты Сергеевича.
Шолохов отказался очернять Сталина, высказавшись
о нём, по воспоминаниям современников, так: «Культ был. Но была
и личность». Ну, а дальше Людмила Белявская «эмоционально»
отвергает совершенно беспочвенное предположение о, якобы,
имевшем место приезде писателя в посёлок. Какая досада!
Должен заметить, что отец моей супруги Павел
Григорьевич Курис был среди первых строителей шахты Восточная,
потом десятки лет работал там, прожил в посёлке всю жизнь, и мы
никогда не слышали от него ни о каком потерявшемся геологе.
Сейчас ему было бы более 90 лет, как и другим старожилам, если
они существуют.
Не могу не отметить, что текст Срибного в
некоторых местах буквально коробит. Оскорбительные и совершенно
неуместные предположения в отношении М.А. Шолохова, заведомо
обвинительный уклон и просто неприличные выпады на фоне сугубо
дилетантских рассуждений. Вот один из таких перлов.
«Итак, 1958 год. Пятилетие посёлка Шолоховского.
Некто Волошин едет в Вёшенскую, встречается с писателем и
говорит: «Уважаемый Михаил Александрович, мы в вашу честь
назвали посёлок, приезжайте к нам на торжество. Только нам
денежек не хватает достроить больничку и 21-й жилой квартал». И
вроде бы Шолохов приезжает. И в самый кульминационный
момент праздника какой-то «доброжелатель» шепчет ему на ухо:
«Михаил Александрович, вас обманывают, посёлок назван по имени
геолога с такой же фамилией». Писатель, возмущенный и
оскорблённый, уезжает. И приказывает из посёлка Шолоховского
никого никогда не принимать!» Вот такая занятная сказочка,
«вроде бы» достойная пера самого Шарля Перро.
А вот один из железобетонных аргументов Срибного,
который должен заинтересовать если не историков, то уж уфологов
и контактёров с внеземным разумом точно: «Если рассуждать по
принципу «нет дыма без огня», то можно предположить, что
Волошин всё-таки ездил в Вёшенскую. Просто Михаил Александрович
позвонил, кому надо, уточнил происхождение названия посёлка и
«послал» его прямо там».
Надо совсем не знать Шолохова, чтобы опубликовать
такую феерическую глупость. А что до «принципа», так пользуясь
им, можно предположить вообще всё что угодно, без ограничений.
Например, что Игорь Срибный – марсианин. В одной заметке это
заявить, а в другой на неё сослаться – и «дым без огня» мощно
пойдёт по закоулкам. «Ложь, повторённая тысячу раз, становится
правдой», – заявлял небезызвестный пропагандист Йозеф Геббельс.
Свои рассуждения Игорь Срибный предваряет словами
из песни: «От героев былых времён не осталось порой имён…» Да!
Но отнести эти слова стоит не к придуманному персонажу, никогда
не существовавшему реально, а к заслуженному краеведу посёлка
Шолоховского, Белокалитвинского района и нашей страны в целом –
Петру Иосифовичу Ковешникову. Как ни странно, но автор о нём,
как видно, даже не слышал. А вот как раз память об этом человеке
стоит сохранять и оберегать.
Памятник на Караул-горе – это Ковешников. У
истоков Каяльских чтений, как и вообще каяльской версии сражения
дружины князя Игоря с половцами, – Ковешников. Школьный музей
Боян, некогда гремевший на всю страну, – это тоже Ковешников. Я
рассказал об этом Срибному, но информация его совершенно не
заинтересовала, и это даёт основания предполагать, что цель его
заметок не историческая правда, а банальный самопиар.
Нет-нет, я вовсе не хочу исключать вероятности и позитивных
мотивов. Такова уж русская ментальность: нашего гражданина
хлебом не корми, дай только кому-нибудь помочь, кого-либо
выручить или, ещё лучше, спасти. Нередко это выходит нам же
боком. В Русско-турецкой войне Россия ценой немалых жертв спасла
братушек-болгар от турецкого геноцида, а они потом воевали
против нас в двух мировых войнах, и, едва выйдя из Варшавского
блока, тут же вступили в НАТО. Но это мы несколько отвлеклись.
Наверное, работникам редакции будет интересно узнать,
что в белокалитвинской газете «Заветы Ильича» (ныне
Перекрёсток») 6 июля 1974 года была опубликована статья П.И.
Ковешникова. В ней он приводит мнение заведующего кафедрой
кристаллографии, минералогии и петрографии Новочеркасского
политехнического института профессора А.Г. Кобилева: «Открытый
геологами пласт назван Шолоховским в честь писателя М.А.
Шолохова – нашего земляка». Заметим, кстати, информацию о А.Г.
Кобилеве, как и о других геологах можно найти в Интернете, а
насчёт геолога Шолохова или Шолоховского, будь он хоть Феодосием,
хоть Онуфрием – глухо, как в танке.
Далее П. И. Ковешников сообщает, что этот пласт
был нанесён на карту ещё В.И. Яворским. Этот молодой горный
инженер с весны 1906 года вёл разведку Михайловского
каменноугольного месторождения на берегах реки Быстрой и
составил карту выходов пласта на поверхность.
В 1908 году геологические исследования в этих
местах вели Л. И. Лутугин, Н. А. Родыгин, Н. Ф. Погребов.
Передовыми на то время методами они обследовали окрестности
станицы Усть- Белокалитвинской до рудников Карповско-Обрывского
товарищества в самой восточной части Донбасса. Но ни один из них
не является «крёстным отцом» пласта.
Ясность в этот вопрос внёс геолог Николай Матвеевич
Никитин, проводивший геологические изыскания в этих же местах в
1937 году. В 1974 году он был директором Тульского отделения
Центрального научно-исследовательского геологоразведочного
института. Вот что Никитин написал в письме на имя П.И.
Ковешникова: «Мы тогда находились под сильным впечатлением от
высокохудожественных произведений М.А. Шолохова «Тихий Дон» и
«Поднятая целина». Авторами отчёта и был назван найденный пласт
Шолоховским».
Из письма ясно, что авторами названия, кроме Н.М.
Никитина, были помощник геолога Константин Иванович Саломатин,
картографы Александра Филипповна Минаева и Таисия Алексеевна
Наполова, готовившие картографические приложения к отчёту.
Предложение геологов тогда неофициально санкционировали
начальник Шахтантрацитовой геологоразведочной партии Г. А.
Коньков, ответственные работники треста «Донбассуглеразведка» Б.
П. Бабин и В. З. Ершов. Одобрили название также начальник
комбината «Ростовуголь» Н.А. Изотов (тот самый, прогремевший на
всю страну стахановец Никита Изотов) и главный маркшейдер Х.В.
Косенко. Ну а позже название пласта перешло в название окрестных
шахт и самого посёлка.
Всё, казалось бы, ясно, но хочу отметить ещё один
момент. Память о ветеране Великой Отечественной войны П.И.
Ковешникове, во многом определившем историческое лицо нашего
города и района, заслуживает более достойного отображения. Это
может быть памятная доска или бюст на территории комплекса в
хуторе Погорелове, уместно было бы отразить заслуги этого
человека в городском парке имени Маяковского. Возможно, тогда
граждане перестанут ходить кругами вокруг абсолютно очевидных
вопросов нашей истории. Кто бы ни вышел с соответствующими
предложениями, уверен, что руководство города и района разумные
инициативы поддержит, поскольку наша история – это безусловная
ценность, на которой основываются воспитание, образование и
культура.
Завершить свои заметки я хочу словами, которыми
известный художник эпохи романтизма Франциско Гойя сопроводил
свою картину «Сон разума» из цикла «Капричос», имея в виду
испанскую пословицу «Сон разума рождает чудовищ».
В соответствии с бытовавшими в конце XVIII века
представлениями, живопись и графика могут и должны служить
понятным и доступным для всех «всеобщим» языком. Поэтому сначала
Гойя намеревался назвать свой офорт «Всеобщий язык». Однако это
название позже показалось ему слишком претенциозным, и он
переименовал рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим
пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах
порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится
матерью искусства и всех его чудесных творений». Июль 2023г. Владимир Лях
Владимир Лях
Оглавление
страниц автора
Творчество
Новости
Статья
2016 года "Что в имени тебе моём. В честь кого назван
Маркс и Энгельс в
Белой Калитве. Опросы и вопросы
посёлок Шолоховский" |
|