Грейфрутовое дерево и его зреющие плоды. Бага (Гоа,
Индия). Январь 2020г
Цветущий куст бамии и её плоды
Плоды бамии
Вид на Мумбай (бывший Бомбей), Индия
Полицейские в Мумбае (бывший Бомбей), Индия, март 2020г
Меню кафе отеля Алидия
На пляже Бага бич. Фото Митты. Январь 2020г
Около водопада Дудхсагар в заповеднике Мхагван Махавир.
Фото Митты. Январь 2020г
Волейбол на пляже Бага бич. Игрок и мяч - российские.
Фото Митты. Январь 2020г
На озере около водопада Дудхсагар в заповеднике Мхагван
Махавир. Фото Митты. Январь 2020г
Около водопада Дудхсагар в заповеднике Мхагван Махавир.
Фото Митты. Январь 2020г |
ВЛАДИМИР
ЛЯХ член Союза писателей
России
ТВОРЧЕСТВО
стр. 28
Владимир Лях
Зимний отдых у тёплого моря.
Индия
В январе 2020 года мы отдыхали на Гоа
Отдых у
тёплого моря в январе
Страница
2
Автобус, форт Агуада
и тук-тук
Вернулись мы с экскурсии «Весь Гоа за один
день» уже ближе к вечеру. Приведя себя в порядок и сбросив
фотоматериалы на диск, чтобы освободить место для новых
шедевров, сразу отправились на ужин. Мы уже бывали в разных
заведениях поблизости, но на этот раз остановили выбор на
кафешке со скромным названием «Ниша». Интересно, что и
по-английски, и по-русски его можно отождествить со словом
«укрытие». «Ниша» подкупила выставленными напоказ для прохожих
холодильными витринами с рыбой. Немного поодаль уже вовсю ярился
гриль. Заходите, заказывайте, и вам это буквально на глазах
приготовят. Внушительная кинг фиш («король рыб») – так здесь
называют крупную форму скумбрии, метровой и более длины похожий
на камбалу помфрет или морской лещ, очень вкусный красный
снэппер (морской окунь), привычная для русского глаза кефаль,
лобстер, который здесь значительно дешевле, чем, скажем, во
Вьетнаме, диковинные креветки – всё, казалось, только и ждёт
нашего выбора.
Можно сказать, что мы не ошиблись. Здесь не только прекрасно
готовят, но и цены в «Нише» весьма демократичные. Как говорят
индийцы, зазывая клиентов, – «прайс гуд». Потом мы в это кафе
захаживали регулярно. Чудные маринованные креветки, виртуозно
очищенные так, что нетронутыми остаются только голова и кончик
хвостика, а затем пожаренные на гриле, великолепный стейк кинг
фиш с салатом и рисом басмати, палак панир – козий сыр в
шпинатном соусе, лепешки с чесноком, соки, соки, соки. А в конце
трапезы приносят смесь семян укропа и сахарных гранул – это
чтобы дыхание было свежим.
Однажды, когда мы ожидали свой ужин, в кафе пришла молодая
женщина, по виду – хозяйка заведения, с дочерью, у которой,
видимо, был день рождения. Улыбчивая девочка-подросток в
красивом сари, с неброскими, со вкусом подобранными украшениями,
выглядела настоящей принцессой. Они побыли недолго в зале,
вместе с подошедшими гостями сделали несколько фото и прошли
куда-то в служебные помещения, но яркое и приятное впечатление
осталось.
Не могу не вспомнить, раз уж речь зашла о еде, шикарный крем-суп с
морепродуктами на основе молока, который я заказывал в разных
кафе, и везде это было великолепно. А рыбные шашлычки с рисом,
овощами, картофелем фри и острым соусом! Невозможно забыть
популярную здесь «шипящую сковородку Сиззлер» – справиться с ней
одному категорически не под силу. Это блюдо, которое нам пару
раз (шипящим!) подавали прямо на пляже, можно сказать – без
отрыва от отдыха. Оно бывает овощным, мясным, рыбным и т.п., но
мы предпочли рыбу. Должен сказать – это очень и очень вкусно,
просто незабываемо!
После ужина в «Нише» мы отправились на берег моря. На Баге
бытует красивая традиция – любоваться закатом на берегу. Океан в
это время отступает, и по влажной полосе, на время оставленной
им, гуляет множество людей. Я, увидев это завораживающее зрелище
впервые, невольно вспомнил Эрнеста Хемингуэя, любившего море во
всех его проявлениях и понимавшего его красоту, как никто
другой.
Перед закатом к берегу из шеков выносят столики, и на них
зажигают свечи в специальных колбах, чтобы огонь не погас от
дуновения ветра. На столиках лежат меню, и люди выбирают в них
то, что им кажется уместным в эти романтические минуты.
Мы ходили к морю в такое время пить чай масала. Должен
сказать, что это завершение дня, лучше которого трудно что-то
придумать. Чай масала – горячий чёрный чай со специями, среди
которых кардамон, имбирь и что-то ещё, но чай этот не
заваривается, а варится на молоке. Ароматный, вкусный и
питательный напиток.
Эту картину, наверное, трудно вообразить: сияние огней,
зашкаливающие децибелы: где-то звучит индийская музыка, где-то
европейская, где-то поют, кто-то танцует. Тут и там, среди
броуновского движения, стоят витрины с рыбой, крабами,
креветками, жаровни – только дайте знак, и вам тотчас подадут
пряную, острую и необычайно вкусную пищу. И цены, надо сказать,
здесь вполне приемлемые.
В этом празднике жизни, как ни парадоксально, есть и некая
камерность: одинокая свечка на вашем столике, одинокий, едва
начавший расти месяц, молчаливо взирающий сверху на все
происходящее, осколки лунного света на поверхности отступившего
на время моря, тёмный купол звёздного неба, на котором как-то не
так, как в России, расположены яркие созвездия.
Да, индийское небо в эти месяцы неизменно чистое, нигде ни
облачка. В этих местах нет времён года в нашем понимании. С июня
по ноябрь длится сезон дождей, когда без перерывов на обед и
ужин с неба на всё сущее струится вода. Я спросил Митту,
приезжают ли в это время на Гоа люди, чтобы здесь отдыхать. «Да,
конечно, – ответила она, – и довольно много. – В это время цены
существенно снижаются, да и не так жарко, это тоже кому-то
нравится. Кстати, есть немало русских, обитающих на Гоа, и
вообще в Индии, подолгу. Кто-то из них просто зимует, а кто-то
живёт в этих местах, где им комфортно из-за климата, цен или
особенностей индийской культуры, кто-то путешествует по стране,
некоторые имеют здесь какую-то работу – гида, экскурсовода или
айтишника, например».
Возвращаясь в отель после вечернего чая масала, мы по пути
заходили на довольно большой рынок, где продаются сувениры и
ювелирные изделия. Здесь предлагается множество украшений из
серебра, представительные сувениры из тяжёлой бронзы с эмалью и
натуральными камнями, магниты на холодильник, слоники разных
размеров и фасонов и прочее добро, которое, нередко, в разы
дешевле, чем в Москве. Кое-что мы там купили на память. Правда,
не сразу, а позволив продавцам созреть до оптимальной цены.
Это целое представление, когда вы, изображая разочарование,
уходите, и торговец вам вдогонку уступает в цене. Вы
возвращаетесь и делаете новое предложение. Он машет головой
отрицательно, и вы опять уходите. Кстати, надо заметить, что
знак согласия у индийцев – это покачивание головой из стороны в
сторону, а противоположный знак – тот, что у нас означает
согласие. Увидев этот знак, вы опять уходите, и получаете новую
уступку. Бывает, что компромисс достигается уже в другой раз.
Такова Азия. Умение продавать и покупать здесь – один из видов
искусства.
С другой стороны, в стационарных индийских магазинах нет
ценников – цену продавец обязан указывать прямо на товаре.
Видимо, это делается по соображениям сбора налогов. Что покупают
русские туристы? Косметику, всевозможные мази, кремы, лекарства,
знаменитое индийское мыло, шампуни, ароматические палочки,
приправы в самых различных расфасовках и упаковках. Ну,
естественно, сувениры, бижутерию, изделия из кожи. Здесь можно
купить непривычно дешёвые футболки, рубашки, всевозможный
трикотаж. Приобрести футболку с каким-нибудь гоанским логотипом
можно за 150 рублей, а пляжные шорты – за 100!
Напротив отеля Алидия расположен набитый доверху магазинчик
деревянных сувениров: искусной резьбы слоны из розового дерева,
статуэтки Шивы, Будды, Ганеши – много всего. И среди этого –
прекрасно выполненные шахматы различных размеров и фасонов.
Может быть, не все знают, что эта мудрая, по сути дела
философская, игра родилась как раз в Индии под именем чатуранга.
Мы купили в этом занятном магазинчике два набора шахмат с
резными фигурами и инкрустированной доской.
Кстати, современные индийцы с увлечением играют в другую
старинную настольную игру, которая называется «людо». Митта
подарила нам изящно изготовленный комплект этой игры, и наши
баталии под зонтиком шека «Good Luck» собирали любопытных
пляжников-индийцев: надо же, русские, а режутся в людо!
Через день мы решили первую половину дня посвятить другой
экскурсии, на этот раз самодеятельной. На общественном
транспорте, благо остановка автобуса расположена буквально рядом
с отелем, было решено отправиться на другой конец бухты,
включающей пляж Бага и другие, расположенные рядом, – Калангут и
Кандолим. В конце последнего как раз и находилась цель нашего
путешествия – форт Агуада. Вернее то, что осталось от этого
укрепления, построенного португальцами в 1612 году, примерно
через сто лет после колонизации ими Гоа, для защиты от
голландцев и других завоевателей. В те времена этот и несколько
других фортов, также доступных для туристов, имели важное
оборонительное значение. Часть построек форта в этот день
оказалась почему-то закрытой, но прогулка по примыкающей
территории, богатой торговыми заведениями, несколько скрасила
эту неприятность. Мы угостились кокосами, причём не только
соком, но и мякотью из вскрытого с помощью мачете ореха, которую
едят специально отрубаемой пластинкой самого плода. Прогулявшись
вдоль палаток, купили сувениры и оригинальные светильники.
Правда, в Индии принят байонетный, как в автомобильных фарах, а
не резьбовой цоколь Эдисона, как в России, но это вполне
решаемая техническая задача.
К форту можно было бы отправиться пешком по берегу, но это
всё-таки довольно далеко, хотя крепость видно с Бага бич. К тому
же, интересно увидеть жизнь страны изнутри, а транспорт даёт
хорошую возможность для этого.
«Таун бас» подошёл довольно быстро, билеты оказались
недорогими – примерно 15 рублей, и мы покатили по узким улицам
навстречу новым приключениям. Автобус, который было бы
уместно назвать шарабаном, – весьма потрёпанный, но вполне
привычный для пассажиров, как можно было судить. Зато там есть
несколько подписанных мест для различных категорий пассажиров, в
частности, для женщин. Тут надо пояснить, что женщин в Индии
меньше, чем мужчин, и, вследствие этого, они порой подвергаются
посягательствам. Причина диспропорции проста: для невесты надо
собрать внушительное приданое, предопределяющее статус будущего
жениха, поэтому от девочек до недавнего времени нередко
избавлялись. С недавних пор определение пола будущего ребенка
запрещено законом.
«Пилот» нашего (государственного) «лайнера» отгорожен от
салона, и к нему в «рубку» ведёт отдельная дверь, как в
самолёте. В салоне же властвует кондуктор. Он открывает и
закрывает дверь посредством привязанной к ней верёвки,
обилечивает пассажиров и успевает перекинуться словечком-другим
со знакомыми. Мы медленно поспешаем по левой стороне дороги
среди потока нещадно сигналящих машин, байков, грузовиков и
прочих участников движения, пока, наконец, не прибываем на
место, откуда надо немного прогуляться пешком.
Кстати, на Гоа можно запросто взять в аренду скутер или
мотоцикл за какие-то 200-400 рупий в сутки, что Павел и делал
год назад, когда отдыхал здесь с супругой. Для этой цели
желательно иметь права международного образца, получить которые
у нас в стране не так уж сложно, если иметь внутреннее
российское удостоверение категории А. Ну, или В, если
планируется брать в аренду автомобиль. При этом стоит учитывать,
что жёлтый номерной знак свидетельствует, что транспорт
предназначен именно для сдачи в аренду.
Можно добавить, что с заправкой байка особых проблем нет:
около многих торговых палаток выставлены пластиковые бутылки с
красноватой жидкостью. Это «петрол» – бензин, а вернее – готовая
топливная смесь. Удобно: подрулил к краю тротуара, опрокинул
бутылку в бак и погоняй себе дальше. Однако, как нам сказали в
отеле, лучше брать топливо всё-таки на заправке.
Назад мы ехали на тук-туке – так называют здесь частный
трёхместный трёхколёсный транспорт на базе мотороллера,
оформленный по единому стандарту в чёрно-оранжевых цветах.
Выбрали мы его просто так, для более полных впечатлений. Надо
заметить, что этот способ передвижения хоть и не такой быстрый,
как скутер, но довольно маневренный и этим экономит время. Да и
стоимость его услуг примерно в полтора раза меньше стоимости
поездки на обычном такси.
Есть в Индии и автобусы дальнего следования, в которых
предоставляются спальные места. Именно на таком «слип басе»
уехала в Мумбай Митта, тепло попрощавшись с нами. Ей через
несколько дней нужно было выходить на новую работу в медицинское
учреждение, а для этого предстояло сдавать экзамены. Такой здесь
порядок.
Междугородное сообщение в Индии, по большинству оценок,
налажено весьма неплохо. Автобусные рейсы обслуживаются как
частными компаниями, так и государственными, и места в них
делятся на разные ценовые категории в зависимости от комфорта.
Индия не просто капиталистическая страна, индийское общество
исторически кастовое, и социальное неравенство здесь заметно
даже на самый поверхностный взгляд.
Поговорим об индийцах
Теперь, когда об особенностях отдыха уже многое сказано,
поговорим о самих индийцах. Начнём с того, что у граждан
этой совершенно нетипичной страны свое понятие о красоте. И
природной и неприродной. Природу замусоривают, это правда.
Убираются только там, где необходимо, ни шагу влево, ни шагу
вправо. Поначалу этот мусор, то и дело попадающийся на глаза,
шокирует с непривычки, но потом постепенно привыкаешь и
начинаешь видеть в этом пёстром сочетании богатства и бедности,
красоты и несовершенства какую-то гармонию. Да, это именно так,
как бы странно это ни звучало. Индию невозможно описать
двумя-тремя красками – это буйное многоцветье, смешение
несовместимого, сочетание несочетаемого с точки зрения
европейского менталитета.
Индийцы в массе своей не злы, не агрессивны и до наивности
открыты. Но они не похожи на европейцев, да во многом даже и на
жителей других стран Азии, отличаясь культурой, традициями,
бытом. Часто их логику и причину поступков невозможно не то что
принять, но даже и понять. Например, слово «нет» в России
окончательно понимается обычно со второго раза, а в Индии – с
3-го, а то и с 5-го. Для индийца нормально продолжать настаивать
на чем-то: зазывать вас в своё кафе или предлагать какие-либо
услуги, от которых вы недвусмысленно отказались.
Типичный индиец – созерцатель, философски относящийся к
превратностям жизни, он никуда не спешит. Когда смотришь на
работающего индийца, иногда кажется, что он вот-вот упадет лицом
вниз и заснет. Это, в частности, касается аэропорта, где надо
было потратить два-три часа в очереди, чтобы проштамповать
паспорт. В Домодедово это занимает от силы полчаса. Тут уместно
заметить, что в индийском аэропорту прибытия иммигранты должны
сдать отпечатки пальцев через электронный сканер.
Видимо, индийцы находятся на той ступени саморазвития, когда
они больше смотрят внутрь себя, а не наружу. Можно видеть
группки мужчин, подолгу о чём-то неспешно рассуждающих или молча
созерцающих окружающее пространство. Для женщин это не
характерно. Но мужчины зато не носят на голове тяжёлых корзин,
как некоторые индианки.
А куда спешить?! Индиец верит, что все, что случается, –
происходит по воле бога, кармы, судьбы и т.д. В итоге –
пассивный подход, ожидание, что все приплывет само, неготовность
принять ответственность за свои поступки и их последствия. Он
тут, как бы, вообще ни при чем, и повлиять ни на что не может.
Зачем же переживать, лучше лечь, посмотреть на звезды или просто
в потолок.
И не стоит эту позицию поспешно осуждать: в ней есть
положительный смысл – отсутствие стресса, позитивный взгляд на
вещи, вера в лучшее, нерушимое моральное состояние. Воздвигнута
стена между собой и неприятностями, а внутри – непоколебимая
нирвана. Даже при ужасающей жизни индиец не прекращает верить,
что завтра его удача придет и, надо отметить, даже в крайней
бедности он сохраняет чувство достоинства.
Возможно, что они просто лентяи. Индийское понятие о комфорте
кардинально отличается от нашего. Примитивно оборудованные
ванные, минимум мебели, хранение одежды в пакетах и чемоданах
вместо удобного и красивого комода или шкафа. Последующее
ковыряние в этих мешках индийца не смущает. Допотопные
инструменты для строительства, многоэтажные строительные леса из
связанных верёвками бамбуковых палок, торчащие провода и
болтающиеся розетки. Спят часто в одежде, вповалку. И все от
нежелания потратить какое-то время на домашние труды. Но если
постараться их понять, а не спешить с осуждениями, то можно
прийти к выводу, что высокий уровень бедности в этой стране
расставляет приоритеты по-другому.
Ну, и потом, климат тоже что-то значит. Не надо планировать
свою жизнь, готовиться к осени, к зиме – это расслабляет. Тут
попрыгунья стрекоза из крыловской басни была бы на вершине
успеха. Везде бананы, кокосы, тепло – не пропадешь. «Наше
счастье – постоянно ешь кокосы, жуй бананы…» В
отличие от нас, индийцы платят деньги, чтобы увидеть снег, пусть
даже искусственный: в Баге есть Снежный парк. Туда почти все
приезжие граждане солнечной страны считают долгом сходить.
Разумеется, сказанное не претендует на полноту, это лишь итог
недолгих наблюдений. Стоит добавить, наверное, что индийцы чаще
всего – это творческие натуры, имеющие склонность и способности
к каким-либо искусствам. Между прочим, цыгане, чья
музыкальность, вокальные данные и артистизм не подвержены
сомнению, происходят именно из Индии. Но, надо отметить, таланты
индийцев порой находит не совсем достойное применение.
Однажды на улице до моего плеча дотронулся некий мужичок,
подошедший сзади, почти вне поля зрения. Я подумал, что он
дружески снимает с меня какую-то случайную паутинку или что-то в
этом роде. Но сын, подскочив, быстро этого индийца оттолкнул.
Оказалось, что это мелкий жулик, пристающий к прохожим с
предложением «почистить уши». В руках у него спица, которой он
намерен «чистить», а в другой руке припрятана такая же, но с
внушительным комком грязи, которую он покажет «клиенту». Тот,
естественно, должен будет «пробашлять» услугу.
Вот такой мы увидели эту необычную страну и её обитателей. На
обязательный вопрос о том, понравился ли нам отдых в Индии, я бы
ответил так: если такая возможность будет, мы с удовольствием
приедем сюда снова.
Рассказ об Индии – как мы её увидели, будет неполным, если хотя
бы коротко не рассказать об индийской кухне. Понятно, что мы
можем говорить не о повседневной кухне индийцев, а о той,
которая представлена в кафе и ресторанах. Но эта кухня, надо
думать, основана на традиционных рецептах, о чём не раз говорила
наша индийская знакомая Митта. Она провела с нами несколько
дней, и по её рекомендациям мы посетили несколько заведений с
аутентичной национальной кухней, а потом она присылала ролики о
том, как сама готовит то или иное повседневное блюдо.
Начнём с того, что не всё производимое в Индии имеет здесь массовое
применение. В СССР в своё время был очень популярен индийский
растворимый кофе в жестяных банках. Какое-то время он, пожалуй,
только и был индийским, пока с дефицитом этого продукта не
справились. Кстати, изобрел растворимый кофе в 1906 году никто
иной, как Джордж Вашингтон.
Индия занимает шестое место в мире по производству кофе, но, в
отличие от Вьетнама, занимающего второе место, на Гоа, по нашему
опыту, хороший кофе найти оказалось проблемно. В отеле
предлагали кофе на основе растворимого, а напиток в нескольких
кафе разочаровал настолько, что больше мы не пытались его
заказывать. Говорят, что хорош здесь кофе масала, который, как и
одноименный чай, варится со специями на молоке, но мы
предпочитаем классический черный кофе, и не были готовы
экспериментировать в этом вопросе.
Индия является вторым по объему производителем чая в мире
после Китая и родиной таких известных на всю планету сортов, как
ассама, дарджилинг и нилгири, произрастающих в одноименных
индийских провинциях. 30% мирового производства чая
сосредоточено именно в Индии. Чай ассама в 2011 году был
официально признан государственным напитком в Индии, а в 2013 –
национальным напитком страны. Но всё-таки наиболее распространён
здесь сладкий чай масала, который готовится на основе
заварки, специй и молока. Зелёный чай в Индии не популярен и
производится только на экспорт.
В стране, где 80% населения исповедуют индуизм, в котором
корова является священным животным, говядину не едят, хотя
широко используют молоко. А 13% последователей ислама не
употребляют запретную для мусульман свинину. Но и те, и другие
употребляют в пищу куриное мясо и яйца. Популярное блюдо – чикен
масала, чикен карри, то есть курятина с пряностями. Но и без
мяса, индийская кухня предлагает огромный выбор вкусных
вегетарианских блюд, чему способствует климат Индии, позволяющий
снимать по три урожая овощей в год. Своеобразие этой кухне
придают такие овощи как нут (крупный турецкий горох), шпинат,
цветная капуста, своеобразные плоды бамии, лайм, имбирь и
большой перечень других специй, включая кайенский перец и чили.
Кроме отдельных специй, используют и их смеси, таких как масала,
карри и чат масала. Порой в одном блюде используется до 25
различных вкусовых ингредиентов. Разумеется, повара используют и
всё то, чем богата индийская природа: манго, кокосовое молоко,
ананас, тамаринд и т.д. Карри как приправа, и как особое блюдо
весьма популярно среди местных гурманов.
Большая часть населения ежедневно ест рис, который вместе с
бобовыми, заслуженно считают основой национальной индийской
кухни. Но современная кухня Индии, благодаря влиянию
других народов, использует и картофель различных способов
приготовления.
Хлеба в привычном для нас виде нет, его заменяют лепешки,
которые выпекают в тандури – глиняной печи. Их пекут мягкими или
хрустящими, делают из разной муки, с начинкой и без. Видов
хлебных лепешек много – это наан, чапати, кульча, пури, папдам,
аппам и другие. Кусочек лепёшки индийцы ловко используют вместо
ложки.
К достоинствам национальной кухни Индии, которая,
естественно, имеет свои особенности в различных частях огромной
страны, стоит отнести верность традициям. Мы не видели в кафе
Гоа блюд, считающихся национальными в других странах: в России,
в Японии, в Италии или Франции. Ни борща, ни пиццы, ни суши
роллов, ни лягушек. Во Вьетнаме это всё есть. Здесь же во всех
меню доминируют традиционная еда Индии. Национальная кухня,
естественно, осовременена, она впитала в себя многое из
португальской, британской и других кухонь, используются
современные технологии, но всё-таки эта кухня выражено
национальная. Кстати, в Индии не принято хранить пищу и потом
разогревать её. Всё готовится непосредственно перед
употреблением.
Надо сказать, что в меню присутствуют блюда, характерные для
тибетской кухни, которые напоминают наши пельмени, вареники и
пирожки, но не повторяющие их. Ну, и нельзя не отметить, что в
Индии весьма популярны блины, и тоже со своей спецификой. Сверху
на блин помещается взбитое яйцо и всё это поджаривается. Вместо
яйца могут быть и другие продукты: овощи, рыба, кальмары или, к
примеру, креветки. Блинчики на десерт здесь
подают и просто так, и с творогом, с разбавленным мёдом,
различными джемами.
Использование рыбы и морепродуктов характерно для приморских
районов страны, как, например, Гоа. Здесь прекрасно готовят
кальмаров, рыбу, креветок, омаров. Но рыбная кухня здесь
всё-таки не такая разнообразная и богатая, как, например, во
Вьетнаме, где в кафе предлагают огромный ассортимент морской
флоры и фауны: ракушек, морских ежей, гребешков, даже съедобные
части медуз, водоросли. Ну, и выбор рыбы там тоже больше, и
ассортимент дешёвой уличной еды значительно больше. Но кухня
Индии богаче специями, выбором блюд, невероятными сочетаниями
вкусов и кулинарных традиций. Несомненно, это одна из самых
колоритных кухонь мира. В общем, стоит попробовать.
Несколько слов об индийской кухне
Рассказ об Индии – какой мы её увидели, будет
неполным, если хотя бы коротко не рассказать об индийской кухне.
Понятно, что речь может идти не о повседневной кухне индийцев, а
о той, которая представлена в кафе и ресторанах. Но эта кухня,
надо думать, основана на традиционных рецептах, о чём не раз
говорила наша индийская знакомая Митта. Она провела с нами
несколько дней, и по её рекомендации мы посетили несколько
заведений с аутентичной национальной кухней. Потом она, уже из
Мумбая, присылала ролики о том, как сама готовит то или иное
повседневное блюдо. Готовят в Индии, в основном, на баллонном
газе, ибо добываемого в стране топлива недостаточно, а
электричество довольно дорогое. Крупнейший поставщик газа в
страну – Катар, далее идут Австралия, Западная Африка и США.
Недавно начались поставки в Индию российского сжиженного
топлива.
Не всё продовольствие, производимое в Индии, имеет здесь
массовое применение. В СССР в своё время был очень популярен
индийский растворимый кофе в оригинальных жестяных банках.
Какое-то время растворимый кофе в СССР, пожалуй, только и был
индийским, пока с дефицитом этого продукта не справились.
Кстати, изобрел растворимый кофе в 1906 году не кто иной, как
Джордж Вашингтон.
Индия занимает шестое место в мире по производству кофе, но,
в отличие от Вьетнама, занимающего второе место, нам в Гоа с
нескольких попыток хороший кофе найти не удалось. В отеле
предлагали кофе на основе растворимого, а напиток в нескольких
кафе разочаровал настолько, что больше мы не пытались его
заказывать. Говорят, что хорош здесь кофе масала, который, как и
одноименный чай, варится со специями на молоке, но мы
предпочитаем классический черный кофе и не захотели
экспериментировать.
Индия является вторым по объему производителем чая в мире
после Китая и родиной таких известных на всю планету сортов как
ассама, дарджилинг и менее известного нилгири, произрастающих в
одноименных индийских провинциях. 30% мирового производства чая
сосредоточено именно в Индии. Чай ассама в 2011 году был даже
официально признан государственным напитком в Индии, а в 2013 –
национальным напитком страны. Но всё-таки наиболее распространён
здесь сладкий напиток – чай масала, который готовится на основе
заварки, специй и молока. Зелёный чай в Индии, в отличие от
Китая, Вьетнама и многих стран Европы, не популярен и
производится только на экспорт.
В стране, где 80% населения исповедуют индуизм, в котором
корова является священным животным, говядину не едят, хотя
широко используют молоко. А 13% последователей ислама не
употребляют запретную для мусульман свинину. Но и те, и другие с
удовольствием едят куриное мясо и яйца. Популярные блюда – чикен
масала и чикен карри, то есть курятина с пряностями. Вообще,
карри – и как приправа, и как особое блюдо из мяса, рыбы,
морепродуктов или овощей – весьма популярно среди местных
гурманов.
Индийская кухня предлагает огромный выбор вкусных
вегетарианских блюд, чему способствует климат страны,
позволяющий снимать по три урожая овощей в год. Своеобразие этой
кухне придают такие овощи как нут (крупный «турецкий» горох),
шпинат, цветная капуста, своеобразные, практически неизвестные у
нас плоды бамии, лайм, имбирь и большой перечень других специй,
включая кайенский перец и чили. Кроме отдельных специй,
используют и их смеси, такие как масала, чат масала и карри.
Порой в одном блюде используется до 25 различных вкусовых
ингредиентов. Разумеется, повара используют и всё то, чем богата
индийская природа: манго, кокосовое молоко и стружку, ананас,
папайю, тамаринд, гранат и т.д. Кстати, индийский гранат –
по-настоящему сладкий, и есть его – одно удовольствие!
Большая часть индийского населения, как и вообще в Азии, ежедневно
ест рис, который вместе с бобовыми, заслуженно считают основой
национальной индийской кухни. Индия занимает второе место в мире
по производству риса, собирая свыше миллиона тонн ценного
продукта ежегодно. Эта страна за последние годы достигла
самодостаточности также и в сфере производства бобовых, имея в
этой сфере мировое первенство.
Но современная кухня Индии, благодаря влиянию других народов,
в частности португальцев, использует и картофель различных
способов приготовления, а также большой ассортимент овощей,
также производимых здесь. По валовому сбору картофеля страна
занимает третье место в мире. Таким образом, огромное
государство способно не только прокормить себя, но и обеспечить
продуктами растущую туристическую отрасль. Большое
распространение в Индии имеют также сушеные фрукты и овощи (даже
лук!) местного производства, особенно актуальные в сезон дождей.
Хлеба в привычном для нас виде здесь почти нет, его заменяют
лепешки, которые выпекают в тандури – глиняной печи. Их пекут
мягкими или хрустящими, делают из разной муки, с начинкой и без.
Видов хлебных лепешек много – это наан, чапати, кульча, пури,
папдам, аппам и другие. Кусочек лепёшки индийцы ловко используют
вместо ложки.
К достоинствам национальной кухни Индии, которая,
естественно, имеет свои особенности в различных частях огромной
страны, стоит отнести верность традициям. Мы не видели в кафе
Гоа блюд, считающихся национальными в других странах: в России,
в Японии, в Италии или Франции. Ни борща, ни пиццы, ни суши
роллов, ни лягушек. Ничего такого! Во Вьетнаме это всё есть.
Здесь же во всех меню доминируют традиционная еда Индии.
Надо сказать, что кое-где в предлагаются также блюда,
характерные для тибетской кухни, – момо, напоминающие то
вареники, то пельмени, а где-то и манты, шапале – что-то вроде
чебуреков. Эти блюда похожи на наши, но при этом вполне
самобытны. Ну, и нельзя не отметить, учитывая нынешнее время
Масленицы, что в Индии весьма популярны блины, и тоже со своей
спецификой.
Сверху на блин, к примеру, помещается взбитое яйцо, специи,
и всё это подвергается тепловой обработке. Вместо яйца могут
быть и другие продукты: овощи, рыба, кальмары или креветки.
Имеют место также десертные наполнители. Короче, получается
что-то среднее между блинами и пиццей, но всё же и не то, и не
другое.
Использование рыбы и морепродуктов характерно для приморских
районов страны, как, например, для Гоа. Здесь прекрасно готовят
кальмаров, рыбу, креветок, омаров. Но рыбная кухня здесь
всё-таки не такая разнообразная и богатая, как, например, во
Вьетнаме, где в кафе предлагают огромный ассортимент морской
флоры и фауны: множество видов ракушек, мидий, устриц, морских
ежей, гребешков, даже съедобные части медуз и водоросли. Ну, и
выбор рыбы там тоже представительнее, и дешёвой уличной еды
больше.
Вот, кстати. У нас, хоть мы и нежаркая страна, практически
нет культуры уличной еды. Ну, санэпиднадзор там, гигиена,
культура и прочая эстетика. А ведь бывали времена, когда это всё
было, почитаем хотя бы культовую книгу Владимира Гиляровского
«Москва и москвичи». Сбитень, блины, расстегаи…
В жарких странах Азии уличная кухня есть. И, странное дело,
там никто не травится. Впрочем, ничего странного: всё готовится
непосредственно перед употреблением, прямо при вас. В Индии нет
традиций хранения еды и последующего разогрева. Как, кстати,
когда-то давно было и у нас. Помните эти дровяные печки во
дворах?! Я ещё помню. Приготовили, съели, помыли посуду, остатки
отдали Бобику. Потом всё сначала.
Имея хоть и малочисленный опыт уличного питания – в основном
во вьетнамских «макашницах» – могу засвидетельствовать: это
вкусно, быстро и, что немаловажно для местного населения,
недорого. И могу прямо так, по ходу, предложить один рецепт
индийской уличной кулинарии.
У нас не редкость варёная кукуруза, продаваемая прямо из
горячей кастрюли. А в Индии мы отведали молодые початки, жареные
на гриле. Их прямо перед клиентом чистят, обжаривают со всех
сторон на решетке, затем натирают половинкой лайма и посыпают
смесью соли и перца. Получается очень вкусно. Попробуйте!
Кухня Индии очень богата специями, выбором блюд, невероятными
сочетаниями вкусов и кулинарных традиций. Несомненно, это одна
из самых колоритных кухонь мира. В общем, стоит попробовать. И
это одна из многочисленных причин побывать в Индии.
Ролик "Первый день на Гоа"
Пляж на Гоа без комментариев)
Отдых на Гоа. Как важно знать английский
Идём пить чай в кафе при отеле
Страница
1,
2
К
началу очерка
Владимир Лях
Оглавление
страниц автора
Творчество
|
|