|
ИСТОРИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ в
Белокалитвинском районе
стр. 3
Она и дело творит
великое
Александра
Ивановна Великая
Добрая
тысяча людей на земле на вопрос о своей первой учительнице
ответит, что ею была Александра Ивановна Великая. Конечно, ведь
почти полвека отданы школе, и, наверное, самому главному и
ответственному ее звену –
начальному обучению. За все эти годы ее педагогическое
мастерство не просто шлифовалось, оно росло качественно. Никогда
Александра Ивановна не держала в руках пожелтевшей тетради с
конспектами уроков многолетней давности. Для нее работа
–
творчество, а творчество не может пожелтеть, оно всегда молодо,
живо, талантливо.
Предметники говорят, что работать в классах Великой и
легко, и очень сложно одновременно. Легко потому, что база
подготовки у детей очень серьезная, надежная, они много знают и
умеют, и самое главное - хотят знать еще больше, любят и умеют
учиться. А поэтому и учитель всегда должен быть на высоте.
Как она это делает? Гениальное, на первый взгляд, всегда
кажется простым. Я провела с классом Александры Ивановны только
один рабочий день, поприсутствовала на всех уроках и поняла,
какой колоссальный труд и опыт кроется за той веселой и
непринужденной легкостью, с которой малыши постигают, обширные
знания из различных наук. Начался день на сцене актового зала с
урока хореографии. Они все танцуют! Самостоятельно и в парах,
без всяких комплексов. На втором уроке ребята путешествовали в
историю. Этот предмет ведет в классе учитель-историк Т. В.
Голубева. Разделившись на группы, в каждой из которых был свой
лидер, свой критик, дети выполняли огромный объем работ, сыпали
терминами, чертили линию времени, решали исторические задачи,
составляли друг другу письма петроглифами (рисунками), сочиняли
рассказы о старых вещах, по которым можно восстановить наше
историческое прошлое.
Третий урок математики проводила сама Александра Ивановна.
Не буду говорить о том, сколько класс успел выполнить за урок.
Просто сказать, что много, –
ничего не сказать. Меня поразило то, что, к примеру, периметры
прямоугольника и квадрата они пощелкали, как семечки.
На следующий урок иностранного языка к детям пришла
учительница - англичанка М. М. Моисеенко. Она привела с собой
девятиклассников для участия в уроке. Здесь было все: диалоги,
песни на английском, соревнование, игры, стихи, много новой
информации, день рождения, конфеты...
На переменке перед географией ребята пели под
аккомпанемент. А потом вместе с учительницей Н. Н. Нерсесян
вспоминали об известных путешественниках и их открытиях,
называли материки и океаны, изучали карту мира и повторяли
термины. Но и на этом учебный день не закончился. «А как же без
русского?» –
сказали дети. И Александра Ивановна, словно десятиминутное
развлечение устроила, поиграв с ними в русский язык: и
вспомнили, и повторили, и закрепили. Играя.
Этих детей в прошлом году А. И. Великая шестилетками
набрала в первый класс. Сейчас они второклассники. А по уровню
подготовки дадут фору многим, и не только ровесникам. Ведь,
помимо описанных предметов, они изучают еще изобразительное
искусство, академическое хоровое пение, музыку, этику,
театральное (!) искусство, чтение, естествознание, риторику.
Многие предметы ведут специалисты. Так решила Александра
Ивановна. –
Почему я должна учить детей тому, чему специалист научит их
гораздо лучше? Она не уходит ни с одного урока своих детей.
–
Предметникам нужна классная дама. Прозвенел звонок, учитель
приходит в класс, а у нас все готово, и сразу начинается
работа, –
говорит А. И. Великая. Но за счет чего появилась возможность
обеспечить детям такой обширный набор предметов? Оказывается,
за счет разработанной Александрой
Ивановной методики ускоренного обучения чтению, которое можно
освоить в течение месяца. С 1983 года А. И. Великая практикует
свою методику. Она была признана на коллегии облОНО. А поначалу
пришлось пробивать стены и выслушивать всяческие укоры и
обвинения в нарушении государственной программы и тому
подобное. Насколько реализовывается потом данная детям база,
можно судить, так как у А. И. Великой это уже четвертый набор
шестилеток. –
К сожалению, всего процентов на 60, –
считает Александра Ивановна.
Она гордится своими детьми, переживает за успехи,
контролирует их. Взаимосвязь предметов на ее уроках очень
тесная. К примеру, чтение отрабатывается не на примитивных
словах и рассказиках, предлагаемых учебником, а на сложных
текстах по истории. Я понаблюдала за детьми. Каждый казался
индивидуумом, стремящимся проявить себя, продемонстрировать, на
что способен. Они не выглядят серой массой, они все
– лидеры
или стремятся к первенству, потому что дух соревнования
присутствует во всем. Может быть, именно этого не хватает людям
в наше время, когда многие предпочитают индифферентно ждать
событий. Я сбилась со счета, сколько раз за день ребята слышали
слова: - Молодцы! Я люблю вас! I love уou! Я горжусь вами! Я
вас обожаю! Но чтобы чувствовать свою исключительность, ее надо
заслужить трудом, знаниями, успехами.
Когда я спросила А. И. Великую о званиях и регалиях, она
улыбнулась в ответ и предпочла не развивать эту тему. И было
очень понятно, что за этой улыбкой стоит характер: сильный,
целеустремленный, не привыкший прогибаться. Ее награда
– дети.
Отдала свои часы, потеряла в зарплате? Пусть. Ведь это окупается
другим –
любовью и авторитетом. Бывшие ученики приводят к ней своих
детей. Во многих школах работают учителями ее воспитанники. Она
уходит из класса последней, она живет своей работой, у которой
так много смышленых мордашек и пытливых глазенок.
Известно, что отношением к ребенку проверяется человечность
и истинность любого порыва. Жизнь и работа А. И. Великой
– яркое
подтверждение тому. Учителям-коллегам из средней школы № 6
остается только позавидовать: рядом с ними бьет мощный источник
опыта и знаний, позволяющий не просто одержимо работать, а
работать на блестящий конечный результат.
Г. Алентьева.
Фото из газеты В.
Рыбина, "Перекресток", 26 марта 1999г
Памятник Первой учительнице - это дань благодарности
и уважения тем, кто научил детей читать,
писать, любить Родину. г. Белая Калитва
Страница
1, 2,
3,
4,
5 История
образования
Неизвестный автограф Шолохова |
|