|
ИСТОРИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ в Белокалитвинском районе
стр. 2
Владимир Лях
Наш Совет был первым
История
образования в Белокалитвинском районе
К началу 1980-х годов Советский Союз
сильно отстал от ведущих стран Западной Европы и США.
Недопустимо медленно развивались гражданские отрасли экономики,
создавался и углублялся дефицит многих групп товаров даже и
повседневного спроса, но при этом значительные финансовые
средства тратились на вооружение и содержание армии, огромного
аппарата государственных и партийных чиновников, которые часто
дублировали друг друга. Закостеневшая политическая система
тормозила развитие страны.
В 1985 году СССР возглавил молодой и казавшийся
энергичным руководитель М.С. Горбачев, объявивший о начале
перестройки. Предполагалось ускорить экономический рост за счет
освоения новых технологий, укрепления дисциплины и
заинтересованности людей в результатах своего труда, сокращения
затрат на непроизводительную сферу. Значительная часть населения
поверила в новую политику и поддержала ее.
К середине восьмидесятых годов в системе
народного образования, как и в экономике, накопились серьезные
проблемы, самые острые из которых – снижение престижности
педагогических профессий, нехватка учителей, отсталая
материальная база, недостаток средств на строительство и ремонт
зданий. Стали пересматриваться сложившиеся организационные формы
и содержание образования. Тема перестройки системы народного
образования, «школьной реформы» была в те годы очень популярна.
Одним из направлений реформы стало развитие школьного
самоуправления. В этом отношении дальше других в
Белокалитвинском районе продвинулась Литвиновская школа,
руководимая Виктором Васильевичем Науменко, известного в те годы
организатора гремевшей на весь район ученической
производственной бригады. Однако реформы, предлагаемые сверху,
были слабо проработаны практически, бессистемны и не имели
поддержки на местах. В столицах проходили бурные митинги и
дискуссии, а провинция перестаиваться не спешила, проявляя
здоровый консерватизм.
К 1988 г. в районной организации КПСС существенно
сократился приём в партию, появились случаи выхода из неё по
идейным причинам. В районной печати стали появляться
дискуссионные материалы темой которых была, в частности, реформа
политической системы страны. На выборных собраниях в первичных
парторганизациях появились случаи выбора лидеров вопреки
рекомендациям райкома. Появляется целый ряд новых общественных
организаций, в том числе казачьих. Общество становится все
более политизированным, нередко звучат радикальные оценки и
предложения. Как примета времени, на различных форумах
появляются «свободные» микрофоны, передаваемые из рук в руки,
микрофонные стойки устанавливаются также в проходах. Каждый
может выступить или задать вопрос.
Осенью проходят собрания в образовательных учреждениях
по подготовке к Всесоюзному съезду работников народного
образования, который должен состояться в декабре. На Донской
педагогической конференции предлагается утвердить состав уже
сформированной делегации, где, в том числе, есть представители и
от Белокалитвинского района. Обком партии по старинке
рекомендовал «надежных» людей, но общество уже не хотело
принимать такой подход. В печати и в образовательных
организациях разгорается полемика по этому поводу, и решение
отменяется, делегатов предлагается выбирать на местах. Районная
выборная конференция в Белой Калитве проходила в большом
зале ДК имени В. Чкалова. После первого тура тайного голосования
в финал вышли Владимир Лях, директор Нижнепоповской школы
и Алексей Алексеенко, учитель математики из села Ильинка,
впоследствии много лет руководивший местной администрацией.
После выступления каждого кандидата со своей программой, к
трибуне выходили все желающие. Говорили о разном, не всегда
содержательно. Учитель физики Краснодонецкой школы А.Ф.
Добрынин, в частности, предложил голосовать за учителя, а
не за директора школы, потому что администрация «зажимает
учительство». Однако в результате тайного голосования с
большим отрывом победил В.П. Лях. Собрание городских педагогов
проходило отдельно, на нем делегатом была избрана Алла
Степановна Носачева, в 1996 году получившая звание Заслуженного
учителя РФ.
Съезд открылся в Кремлевском Дворце съездов в
декабре 1988 года. Горбачев перед делегатами так и не появился,
но на пленарном заседании прозвучало множество интересных,
горячих выступлений известных всей стране людей. Во второй день
работали секции, в том числе сельских школ, прошли встречи в
министерствах и ведомствах, мероприятия культурной программы. По
итогам работы съезда было принято развернутое постановление.
Объявлялся новый курс в развитии школы: отказ от
тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной
школы, всесторонняя демократизация и гуманизация образования.
Суть новой реформы заключалась в смене статичной модели
образования, ориентированной на воспроизведение существующей
структуры, на динамичную, нацеленную на будущее. Вернувшись
домой, делегаты побывали в организациях, выступили на ряде
районных и региональных мероприятий. Все это наполняло
педагогическую общественность ожиданием радикальных
преобразований, призванных решить накопившиеся проблемы не
только в отрасли, но и в стране в целом.
В 1989 году проходили выборы народных депутатов
СССР, они тоже, в известной мере, стали импульсом к активизации
общественно-политической жизни в районе. Кандидатом от
территориального округа, в который входил Белокалитвинский
район, стал Н.Д. Пивоваров, ранее работавший в Белой Калитве
первым секретарем горкома КПСС. На предвыборном собрании ему
задавали очень много вопросов по поводу демократические реформ,
развития самоуправления, превращения Советов в подлинные
органы власти. Оставаясь членом КПСС, он говорил о
демократизацию партии, выступал как сторонник её реформаторского
крыла, которое в тот период олицетворял М.С. Горбачёв.
Избирательная кампания 1989 г. послужила очередной ступенькой к
формированию гражданского общества, становлению новой
политической системы. Приближался конец монополии партийного
руководства на власть, началось создание неподконтрольных КПСС
общественно-политических организаций, появились новые
общественные лидеры, в том числе и в образовании.
В 1989 году в конце учебного года на
совещании руководителей образовательных учреждений в большом
зале здания районной администрации был сформирован Совет по
народному образованию. Это было время реформ: район был передан
в административное подчинение Белокалитвинскому городскому
Совету народных депутатов. В результате этой оптимизации здание
горисполкома перешло к городской школе искусств. В 1989 году
верующим возвращено здание Введенского храма, ранее
занимавшегося городским Домом пионеров. Поскольку были
объединены органы городской и районной исполнительной власти,
слились воедино также районный и городской отделы народного
образования. Объединенный отдел возглавил Николай Николаевич
Кудинов, а недавний руководитель районо Т.А. Авраменко стала его
заместителем.
Конечно, районный Совет по народному образованию
создавался в русле реформы образования в стране, ее
демократизации, создания общественных Советов по всей вертикали
управления образованием. Он не был востребован логикой и
практикой развития образования именно в районе, и потому усилия
власти по формированию этого органа носили в известной мере
формальный характер. В кулуарах руководством говорилось о том,
что, дескать, ответственность за состояние образования несет
заведующий отделом, а совет ответственности не несет, как он
может тогда принимать решения?! Это было поверхностное
понимание, не затрагивающее содержательной сути
государственно-общественного управления образованием, но оно
определялось всем предыдущим управленческим опытом.
Был предложен состав из известных в районе работников
образования, в большинстве – руководителей школ. Тут же
последовало распределение «портфелей»: председателем предложили
Владимира Николаевича Корольченко, авторитетного директора
городской школы №3, а заместителем – меня. Однако, Владимир
Николаевич категорически отказался быть председателем,
сославшись на возраст и большую занятость. Бывший партийный
работник, он прекрасно понимал, что эта общественная должность
может потребовать значительных организаторских усилий и
немалой ответственности. Тогда из зала предложили поменять нас
местами, так я стал председателем общественного Совета по
народному образованию при отделе образования.
Разумеется, было понимание, что на новой
общественной должности можно не проявлять инициативы и не
напрягаться. Когда нужно будет, – скажут, где и что подписать, в
каком президиуме посидеть. Но чувство ответственности, ощущение
необходимости реформ, важности личного вклада каждого в перемены
в стране вообще и в образовании в частности, требовали
активных действий. Такого еще не было, чтобы общественный орган
работал сам, без «направляющего и организующего»
воздействия сверху. Но такое, хоть и ненадолго, все же
произошло.
Мы с В.Н. Корольченко наметили дату первого заседания,
выбрали несколько наиболее актуальных вопросов, которые мог бы рассмотреть Совет, оповестили членов Совета о предстоящем
заседании. Очень большую организаторскую работу в помощь нам оказывала работник отдела образования Любовь Владимировна Горбатенко. Она обзванивала, информировала людей, передавала по
назначению решения Совета.
На первом заседании присутствовал заведующий
отделом образования Н.Н. Кудинов. Надо отметить, что никакого
доступного опыта деятельности подобных органов на тот момент не
было, не было и Интернета, где можно было бы поискать
необходимую информацию. Думали сами, советовались с работниками
Отдела образования. Сразу же были сформированы комиссии, в
которые, по предложению участников заседания, ввели
представителей медицины, культуры, торговли, милиции и т.д. Надо
отметить, что практически все эти люди приходили потом на
заседания, были активны и ориентированы на практический
результат. Очень активно и содержательно работали в Совете, в
частности, директора школ №8 и №9, Заслуженные учителя школы
РСФСР Инна Васильевна Кудинова и Александра Федоровна Прачик.
На первом заседании рассматривался проблемный и
застарелый вопрос медицинских осмотров школьников. Выступили
представитель ЦРБ Сергей Владимирович Зернов, опытнейший
врач-педиатр Александра Харитоновна Милованова, сейчас известная
белокалитвинцам еще и как автор уникальной книги «Повесть о
коллегах». В то время, когда существовал Совет по народному
образованию, Александра Харитоновна работала во Дворце спорта.
Она взялась за нелегкую задачу подготовить Положение о
медицинских осмотрах школьников. Это был первый опыт создания
нормативной базы по этому направлению. Директора школ работали
над проектом Положения о самом общественном Совете, но до конца
этот документ так и не был разработан.
Чтобы получить поддержку со стороны власти, я
побывал на приеме в райисполкоме с информацией о проведенной
работе в плане организации медицинского осмотра детей. Услышал,
что «все это очень сложно, зря вы вообще взялись за это дело…».
И, тем не менее, благодаря серьезной помощи С.В. Зернова
медосмотры по школам, несмотря на все трудности, все-таки
состоялись. И выявили немало проблем. В частности, в
Нижнепоповской школе обнаружилась гипертрофия щитовидной железы
у трети учащихся! Это, очевидно, было следствием чернобыльской
аварии. В те годы дети много работали на плантациях и полях
колхоза «Дружба», но попытка организовать измерение
радиационного фона соответствующими службами успехом не
увенчалась. Проводилась политика замалчивания последствий
крупнейшей аварии ХХ века. Только через несколько лет была
опубликована карта выпадения радиоактивных осадков,
которые, как выяснилось, «зацепили» Каменский и Белокалитвинский
районы.
Вторым направлением, попавшим в поле зрения
Совета по народному образованию, было питание школьников. В то
время не было нынешних строгих санитарных норм и правил в
отношении питания школьников, но важность этой работы понимали
все. В проработке вопроса участвовали не только постоянные члены
Совета, но и работники торговли, в частности В.В. Колесникова,
В.В. Позднышева и другие.
Нельзя сказать, что сразу же удалось добиться
кардинальных изменений в организации школьного питания, но
определенные сдвиги в лучшую сторону все же произошли. Как
пример можно привести организацию бесплатного питания всех
школьников на базе столовой колхоза «Дружба», этому примеру
последовали и в нескольких других хозяйствах, которым мы
направили письма.
Совет рассматривал также представления на
награждение работников образования. В этой связи вспоминается
такой случай. На одно из заседаний пришла третий секретарь
горкома КПСС Надежда Федоровна Григорова. В этом не было чего-то
необычного, она участвовала в нашей работе и раньше. Человек
демократичных взглядов, Надежда Федоровна никогда не напускала
на себя выражение вселенской мудрости, как это бывало с другими
работниками горкома, была общительна и всегда нацелена на
практический результат. Но в этот раз, она, вероятно, выполняла
поручение вышестоящих товарищей.
– У нас есть просьба, – сказала визитерша, отозвав меня в
сторонку. – Есть мнение, что Таисии Андриановне Авраменко
нецелесообразно присваивать звание Заслуженного учителя. Я
поднял на нее удивленный взгляд.
–Да-да, не удивляйтесь, мы понимаем: заслуги и все такое. Но
возраст... надо, чтобы заслуженный человек был маяком, годами
звал, так сказать, за собой….
Я сразу же подумал, что горком имеет на примете
другого кандидата, но вслух этого не сказал. – И что же Вы
хотите от меня?
– Ну, я не знаю. Может быть, не рассматривать представление на
Авраменко?
– Этого я не могу, представление готовил Отдел, мы не можем идти
вразрез, сами понимаете.
– Ну, тогда хотя бы повлияйте на ход голосования.
– Гм. Ну, ладно, пообещал я, повлиять можно. Да вот, собственно,
уже и начинать пора, проходите, пожалуйста.
Сначала были представления от школ, все они были
утверждены, кроме какого-то одного, недостаточно
аргументированного. Затем очередь дошла до документов на Т.А.
Авраменко, много лет стоявшую во главе районного отдела
образования, руководителя в высшей степени делового, энергичного
и порядочного. Как сейчас бы сказали, «эффективного менеджера».
Зачитав объемное представление, я сообщил членам
Совета, что, мол, «есть мнение» горкома КПСС. От себя добавил,
что проработав много лет под руководством Таисии Андриановны,
убежден, что она не только заслуженный учитель по факту, но
должна была получить это официальное звание давным-давно. Но
это, дескать, только мое личное мнение, а решать членам Совета.
Голосование было единогласным, Т.А. Авраменко вскоре было
присвоено звание Заслуженного учителя школы РСФСР.
В ноябре 1989 года оргкомитет Физического
общества СССР пригласил меня для участия в учредительном съезде
общества, существовавшего в России до октября 1917 года. Поводом
послужили мои публикации в журнале « Физика в школе». Участие в
работе съезда и ассоциации учителей физики СССР, общение с
известными людьми, среди которых академик Е.П. Велихов,
известный ученый и телеведущий С.П. Капица, знакомство с
педагогами-новаторами, в частности, с Народным учителем СССР
Николаем Николаевичем Палтышевым, обогатило новыми идеями,
укрепило желание работать в направлении совершенствования
образования, создания эффективных методик преподавания.
В ближних планах работы Совета по народному
образованию было рассмотрение еще нескольких вопросов. Нас
интересовала, в
частности, организация туристической и экскурсионной работы с
учащимися, ее значение в воспитательной работе. Совместно с обществом охраны памятников и общественным краеведческим музеем,
находившимся тогда в здании военкомата, планировали обсудить
вопрос о патриотическом воспитании молодежи, в частности на
основе истории Великой Отечественной войны, донского казачества
– на тот период, когда предпринимались попытки пересмотреть
значение Великой Победы, это было крайне важно. Увы, этим
перспективным намерениям не суждено было сбыться, в 1991 году
Совет перестал существовать.
Августовская педагогическая конференция
1991 года в Белой Калитве стала последней, проводившейся по
давно устоявшемуся
сценарию, когда главный форум педагогов начинался с пленарного
заседания. В рамках регламента в прениях по докладу руководителя могли выступить все желающие.
Нужно, пожалуй, несколько слов сказать об особенностях
этого периода, очень непростого в жизни и страны, и региона. С
прилавков магазинов исчезают товары. Проходит обмен денег,
сбережения населения существенно обесцениваются, темпы инфляции,
ранее незнакомой советским людям, бьют все рекорды. 12 июня Б.
Н. Ельцин избран Президентом России, продолжают нарастать сепаратистские движения в республиках, назревает развал СССР. 19
августа на политическую арену выходит так называемый ГКЧП, ставивший целью спасти СССР, но безуспешно. Журналисты районной
газеты «Заветы Ильича» В.Н. Крук, Г.Н. Аленьева, В.В. Вершанский и В.В. Токарев публикуют протест против попытки
«переворота», или «путча», как тогда говорили демократически настроенные граждане. Это было на тот момент просто неслыханно,
и властью было расценено как проявление
безответственности. Общество политизировано, идейные
противоречия разводят даже и близких людей по разные стороны
баррикад. Журналист Владимир Николаевич Крук – убежденный
демократ, а его супруга Татьяна Ивановна отстаивает
коммунистические идеалы, потом она в течение многих лет будет
руководить районной организацией КПРФ. Над зданием исполкома
горсовета продолжал развеваться флаг РСФСР. Но, как любил
говаривать М.С. Горбачев, «процесс пошел» вглубь, и новые
события следовали одно за другим.
Кстати, о Горбачеве. На конференции, посвященной
100-летию экспедиции Г.Я. Седова, мне довелось познакомиться с
Алексеем
Петровичем Смолянниковым – заслуженным гражданином Севастополя.
Он – участник отправки многих антарктических экспедиций, морской
историк – в 1991 году был первым секретарем Севастопольского
горкома и принимал Михаила Горбачева, прилетевшего в Крым на
отдых накануне событий, связанных с ГКЧП. А.П. Смолянников
рассказал, что все события вокруг ГКЧП и мнимого заточения в
Форосе были организованы самим Горбачевым, пытавшимся сохранить
власть.
Однако вернемся в Белую Калитву. 22 августа
указом Б.Н. Ельцина упраздняется исполнительская система
советской власти, и
прекращает свою работу Белокалитвинский горисполком. Создается
администрация города Белая Калитва и Белокалитвинского района.
Районная августовская педагогическая конференция проходит через
несколько дней после этого события. Я записался для
выступления на входе в Киноконцертный зал, тогда еще совсем
новый, недавно построенный. Планировал рассказать о работе
Совета, о планах на перспективу. Обычно приподнятая, почти
праздничная атмосфера августовских конференций на этот раз была
напряженной. Несколько раз меня спросили об отношении к ГКЧП, о
том, чего можно ждать в ближайшем будущем. Люди были заметно
встревожены.
Конференция началась как обычно. Выступила
представитель только что созданной администрации города и
района, потом заведующий отделом Н.Н. Кудинов. Говорили так, как
будто ничего не случилось, ничего не поменялось в политических
ориентирах и, в связи с этим, в задачах школы. Сидящие в зале
педагоги переглядывались, пожимали плечами, явно ожидая каких-то
заявлений. С трибуны, однако, не были упомянуты ни
«судьбоносные» заявления Горбачева, ни недавнее выступление
Ельцина с танка, никто не упомянул о вышедшем номере «Заветов
Ильича» с журналистским воззванием, всколыхнувшим район. На
трибуну вышел кто-то из учителей и тоже стал говорить не о том,
чего ждали все.
Когда объявили мое выступление, говорить о
запланированном я уже не мог. – Ну, как же так, как же можно в
такое поворотное время говорить о дидактических карточках,
неведомых «общечеловеческих ценностях», затушевывая нервно
пульсирующий вопрос «что будет с Родиной и с нами?», какое место
в новых реалиях должен занять каждый из нас?! Не помню,
как шел к трибуне, но встав за нее, уже ясно понимал что
говорить, чего ждут мои коллеги. Обратился совсем не так,
как обычно, и это не прозвучало слишком пафосно или фальшиво.
– Уважаемые дамы и господа, – сказал я и сделал паузу.
Казалось, что она тянулась очень долго до того момента, когда
зал взорвался овацией. После этого я говорил о событиях в
стране, о необходимости занять нравственную и политическую
позицию, с осознанием которой мы придем к нашим ученикам.
Конечно, это было неосмотрительно, неправильно с точки зрения
благоразумной расчетливости, но я говорил о том, что думал, что
казалось тогда единственно правильным. Кто-то должен был это
сказать. Погас свет, и выключились микрофоны, но я все равно
использовал весь свой регламент. Спускаясь, встретился на
ступеньках с В.Н. Корольченко. Он не записывался выступать, но
не выдержал, не усидел на месте. В такие минуты в человеке
проявляется все то, что, наверное, копится в течение всей жизни,
но бывает незаметно в обыденных ситуациях. Владимир Николаевич
тоже говорил о важности однозначной позиции власти, о
неизбежности нравственного выбора, об ответственности перед
младшими поколениями.
Больше желающих выступить не оказалось.
Представитель районной администрации подвела итог,
сосредоточившись, естественно,
на наших выступлениях. Она не говорила ничего против того, что
было сказано нами, а только в общих чертах пожурила за резкость,
как это делает порой умудренный жизненным опытом родитель по
отношению к юношескому максимализму своего чада. Но детьми мы отнюдь не были. Флаг РСФСР еще некоторое время
повисел над зданием администрации, и потом был заменен
реабилитированным российским триколором.
Не знаю, чем это было вызвано конкретно, но
через какое-то время глава районной администрации, в числе и
других претендентов, предложил мне руководить отделом
образования. Говорил, что знает об особом отношении ко мне
одного из заместителей, но это, мол, ничего. Понятно что,
по словам этого заместителя, я был «демагогом», имел завышенное
самомнение и т.д. и т.п. Личностью быть в образовании всегда
сложно, а тем более работая в селе, в небольшой школе.
Впрочем, дело не в этом. Нельзя было не видеть, что свое
предложение Василий Васильевич делал по предложению какой-то
«группы товарищей», скорее всего моих коллег, но и противоречить
встречному мнению опасался, осторожничал. Я счел за благо
остаться на месте, тем более что делать карьеру ради карьеры
никогда не стремился.
Вообще, Василий Васильевич Щербина
отличался от всех других руководителей района. На каждой
учительской конференции он кланялся учителям в пояс. Строгий и
требовательный по работе, он узнавал людей на улице, мог
приветливо помахать рукой. Однажды на рынке кто-то сзади закрыл
мне глаза ладонями. Я долго и безуспешно гадал, кто бы это мог
быть и, наконец, сдался. Можно представить мое изумление на
грани шока, когда я увидел перед собой самого В.В. Щербину!
Энергичного, с практичной новаторской
хваткой руководителя, каким был Н.Н. Кудинов, сменил на посту
руководителя районной
системы образования Н.А. Попов, пришедший из профтехобразования.
Потом, через несколько лет, произошла обратная смена. А
затем Н.Н. Кудинова снова сменил Н.А. Попов. Такая
примечательная кадровая карусель.
После августовской конференции 1991 года
Совет при Отделе образования перестал существовать. Был
образован новый орган,
названный Советом горОО. Поначалу в него вошли практически те же
люди, но инициатива в работе Совета полностью перешла к отделу. По инерции некоторое время новый Совет посылал школам свои
решения по награждению и другим вопросам, позже это
прекратилось. Да и сами критерии постепенно поменялись: на
первый план вышел не столько вклад в образование, методический
поиск и реализованные педагогические идеи, сколько качество
покраски школ к новому учебному году, количество членов
профсоюза, участие в различных мероприятиях и другие формальные
показатели. Иногда случались и неожиданные мотивы. Одна
наблюдательная работница отдела образования в разговоре по
поводу наград и стимулов однажды тонко заметила: –Дружить надо
уметь!
После той памятной педагогической
конференции имели место и другие изменения. В зале никогда
больше не появлялись «свободные микрофоны», и не проводились
пленарные заседания, на которых могли бы выступать те, кому есть
что сказать. Заседание руководителей школ стали назначаться на
то же время, что и секции по предметам, поэтому руководители не
могли в них участвовать, отдаляясь от учителей в сторону «менеджерства».
Заседание для руководителей из года в год начиналось с
информации о «социально-экономическом положении района».
Сообщалось, сколько надоили молока, собрали яиц, убрали зерновых
и прочих культур. Постепенно наметилась тенденция, когда система
образования стала больше исполнительской, чем творческой и
инициативной.
Не прошли бесследно эмоциональные
выступления 1991 года и для нас с В.Н. Корольченко. На долгие
годы и я сам, и школа ушли в небытие: не вспоминали ни по какому
поводу, не замечали никаких достижений, и напрасно старался
коллектив работать так, чтобы было нельзя не заметить. В.Н.
Корольченко пришлось уйти «на заслуженный отдых». Когда в 2003г
на торжественном собрании вручали от имени администрации
юбилейные медали в честь 300-летия города Белая Калитва, то
получать медаль Корольченко было некому, на собрание он не
пришел. Меня же, единственного из руководителей школ, десятки
лет проработавших в образовании, юбилейной медали не удостоили.
Мотив был очевиден и мелок. По этому поводу журналистка
городской газеты ободряюще похлопала меня по плечу: –Ну,
гордитесь, Владимир, ибо мёртвую собаку, как говорили древние
римляне, не пинают!
Впрочем, примерно в это же время, за одно
конкурсное стихотворение о Белой Калитве, тогдашний глава
администрации А.П. Романов вручил мне юбилейную книгу и
несколько значков. Было обидно, что одно стихотворение может
весить больше, чем десятки лет работы в образовании. Конечно,
это неправильно, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.
Ничто не стоит на месте. И пришло время,
когда о общественно-государственном управлении образованием
снова вспомнили. Это
произошло, когда районную администрацию возглавила О.А.
Мельникова. С ее приходом многое изменилось. С 12 по 17 ноября
2012 года стажировку в ростовских образовательных учреждениях
прошла группа руководителей школ из Белокалитвинского района, в
том числе и автор этих строк. Началась эта работа с семинара,
организованного отделом образования, провела его В.Ф. Бут,
руководитель факультета руководящих кадров образования ГБОУ ДПО
РО РИПК и ППРО. Этот семинар вызвал интерес, и позже была
организована курсовая подготовка непосредственно в Белой
Калитве. Учебный процесс отличался активной самостоятельной
учебной деятельностью слушателей, сопровождался работой с
большим объемом нормативных документов. После изучения
теоретического материала слушатели этих курсов продолжили работу
на стажировочных площадках г. Ростова-на-Дону.
Само время поставило вопрос участия
общественности в управлении системой образования на повестку дня
как важнейшее условие ее эффективности. Но наш общественный
Совет по народному образованию был первым в истории образования
в Белокалитвинском районе, начавшим претворение этой идеи в
жизнь.
Страница
1,
2,
3,
4,
5 История
образования
Неизвестный автограф Шолохова |
|