Герб города Белая Калитва

ВЛАДИМИР ЛЯХ член Союза писателей России

ТВОРЧЕСТВО стр. 31

Берег золотой Варадеро  Страница 3

Из множества посещенных нами достопримечательностей кубинской столицы стоит отметить кладбище Сементерио-дель-Колон, что можно перевести, как «кладбище Колумба», где похоронено множество знаменитых людей, оставивших след в истории Кубы. Сементерио-дель-Колон – это собрание настоящих произведений искусства художников и скульпторов острова Свободы двух прошедших столетий. Кубинцы любят здесь гулять.
     На главной аллее воздвигнута часовня, расположенная близ площади Христофора Колумба. Именно здесь планировали перезахоронить останки первооткрывателя Америки, но этого, как сказано выше, не случилось. Однако в 1828 году на кладбище установили памятник Колумбу, ставший первым на американском континенте. Впрочем, в наше время несколько памятников в разных странах снесли, не без оснований обвинив Колумба в развязывании геноцида индейцев. В США, например, снесено более трех десятков памятников мореплавателю, убрали памятник Колумбу и в Венесуэле.
Опустив для краткости описание многих других достопримечательностей Старой Гаваны, где мы побывали, упомяну о посещении небольшого частного ресторанчика итальянской кухни, оборудованного, по-видимому, в бывшей квартире. Он напомнил мне наши домовые кухни советского времени. Всего пара столиков, небольшой бар, флаги Кубы и Италии на стене, незамысловатый интерьер, тесный санузел.
     Учитывая, что все блюда здесь с кубинской спецификой, мы предпочли оригинальную кубинскую кухню, заказав рис с вездесущими креветками. Еда оставила приятное впечатление, как и кубинское пиво «Кристалл», да и цена оказалась вполне умеренной по сравнению с популярными ресторанами.
    Пить «настоящий» кубинский кофе мы, по совету гида, отправились в небольшую кофейню, видимо, тоже частную. Кофе произвел прекрасное впечатление, и эти слова не способны передать всей степени нашего восторга. Кроме нас, в кофейне была и компания кубинцев, как можно было судить, – друзей. Они, оживленно общаясь, пили кофе за столиками на улице, настолько узкой, что транспорт там не ходит. Да и вообще, транспорта в Гаване не так много, как в российских городах, поэтому многие улицы закрыты для проезда машин.
Интересно, каким именно способом перекрыт проезд. Стоит сказать, что повсеместно в Старой Гаване можно видеть вкопанные в землю стволы пушек, которые как раз и преграждают путь автомобилям. Этих пушек из прошлых веков этого удивительного города очень много, а кое-где можно видеть ещё и чугунные ядра, тоже используемые в качестве препятствия для проезда. И это тоже одна из характерных черт Гаваны. Ещё одна особенность, обратившая на себя внимание, – отсутствие камер слежения, стальных дверей и решеток на окнах, что стало обычным явлением в России. Ну, какая же демократия без решеток и высоких заборов!
    День уже клонился к вечеру, когда мы приехали к последней достопримечательности Гаваны из предусмотренных экскурсией. Ею стала расположенная на противоположной стороне Гаванской бухты масштабная скульптура Христа, выполненная из белого мрамора. Фигуру гаванского Христа, как её называют кубинцы, можно видеть из любой точки города, Христос как бы благословляет Гавану и осеняет её крестным знамением.
     Идея эта, конечно, не нова и не оригинальна, подобные изваяния культовых фигур существуют в разных местах мира, но в Гаване фигура Христа выглядит по-особенному и придает городу незабываемое очарование.
     Около скульптуры Христа расположена смотровая площадка, с которой бухта и город видны, как на ладони. Неподалеку расположено здание, где после революции располагался кабинет Че Гевары в бытность его министром в правительстве Кубы, после чего он оставил свой высокий пост и отправился сражаться в леса Боливии, где был расстрелян, как партизан. Это был человек, преданный идее, у которого слова не расходились с делами, люди именно такого склада в начале XX века спасли Россию от раздела между иностранными «союзниками». Футболки, картины и сувениры с Че Геварой можно видеть на Кубе повсеместно.
     Около скульптуры Христа, на автостоянке, нас ожидало такси из Варадеро. Мы тепло попрощались с Виктором и отправились в обратный путь. Путь пролегал через Матансас, и там в окно автомобиля было видно множество людей на пляже, а рядом проходил какой-то концерт. Все-таки кубинцы – весёлый и доброжелательный народ, ценящий коллективизм и умеющий украшать свою жизнь праздниками. Вернулись мы в отель уже вечером, едва успев к ужину.
     После ужина нас переселили в другую комнату, поскольку кондиционер в прежней комнате механик так и не смог вернуть к жизни. На краю моей кровати в новой комнате нас встретила композиция из полотенец, мастерски изображавшая пару лебедей. Это был трогательный знак дружелюбия, который потом появлялся ещё и ещё. В благодарность, покидая отель, я оставил на столике несколько банок консервов, взятых на всякий случай, но не пригодившихся.
     Нам оставалось побыть на Кубе еще четыре дня, и мы решили посвятить их целиком и полностью пляжному отдыху. Павел и Тоня выяснили, что есть возможность записаться на ужин в два ресторана на территории гостиничного комплекса, причём, в них можно побывать только один раз за время отдыха. Мимо ресторана кубинской кухни «Spoons», что означает «Ложки» и интернациональной кухни «Милано» мы проходили каждый раз, идя на пляж и возвращаясь, и вот теперь оказалось, что нас там ждут.
     На территории гостиничного комплекса работал небольшой магазинчик сувениров, мы в него, наконец, зашли, и там я приобрел себе бейсболку. Старшему сыну мы тоже купили бейсболку и ещё футболку с Че Геварой. Магазины сувениров были и в отеле, но тамошние цены нас на покупки не вдохновили.
     Кстати говоря, с Максимом и Ириной мы регулярно общались по Скайпу, обмениваясь впечатлениями. Они показывали нам Грецию, а мы – берег Атлантического океана, пляжный бар и тамошние угощения, дорогу к отелю и сам отель. Всё-таки, технический прогресс не перестаёт удивлять новыми и новыми возможностями.
Поездка в Гавану как бы разделила наш отдых на две части. Если ранее мы чувствовали себя осваивающимися новичками, то после Гаваны это ощущение сменилось спокойной уверенностью в своих силах и возможностях.
     На Карибское море мы решили не ехать, это примерно три сотни километров на южную сторону острова. Понятно, что такая поездка требует времени, и Павел с Тоней пришли к выводу, что это лучше оставить на другой раз. Не знаю, будет ли такая возможность у нас с супругой, но вообще это, конечно, очень интересно. Не только в смысле экзотики, но и как возможность познакомиться с настоящей, а не туристической Кубой.
    Карибское побережье, как утверждают знатоки, – просто рай для дайверов и любителей поплавать с маской и трубкой, созерцая обитателей коралловых рифов. На Варадеро тоже есть возможность для снорклинга, хоть и не такая богатая, и мы ею воспользовались, о чём я упоминал выше. Об увиденном в ходе этого плавания рассказывает видеоролик «Подводный мир Варадеро (Куба)» на Ютуб-канале «Времена, места и впечатления».
     Другими яркими событиями в эти дни стало посещение ресторанов «Spoons» и «Milano». Ужин в ресторане кубинской кухни «Milano» трудно вообще сравнить с чем либо, и дело не только в гастрономических впечатлениях, хотя и они тоже заслуживают внимания. Прекрасное белое и красное вино, суп-пюре с морепродуктами в тарелке, похожей на перевернутое сомбреро – широкие поля и небольшая глубокая ёмкость посредине, оригинальное рыбное блюдо на второе, столь же оригинальный десерт. Но главное все же не это.
Официант – крупный молодой темнокожий мужчина, выглядел импозантно, но был безупречно обходителен и внимателен. Белоснежная рубашка, тёмный галстук-бабочка, неторопливые аристократичные жесты и полная достоинства осанка выдавали в нём нечто большее, чем работник общепита, пусть даже и ресторанного. Такое ощущение возникло сразу, но когда он, подав посетителям первую очередь блюд, запел – это буквально потрясло всех.
     Глубокий, сильный лирический тенор заполнил не только сравнительно небольшой зал, но, казалось, и всю Вселенную. Посетители, как один, оставили своё занятие и повернулись, внимая артисту. А это, несомненно, был артист. Я предположил, что он подрабатывает в этом заведении, приехав, например, из Гаваны – была суббота.
     Потом он пел ещё и ещё, и именно его удивительное искусство стало самым ярким впечатлением этого вечера. Когда мы фотографировались за столиком, он подошёл к нам, положил мою руку на плечи супруги, и его внимание нас тронуло. Очень жаль, что мы не узнали его имени.
     На другой день, после обеда, мы отправились гулять вдоль здешнего канала, параллельного автодороге, ведущей к концу полуострова Икакос. Вдоль автодороги рядами растут олеандры с белыми и розовыми цветками, а в промежутках между ними встречаются остановки автобуса, который за 5 куков в день готов катать туристов по Варадеро. Платите 5 куков и путешествуйте хоть целый день. Ходят здесь и двухэтажные автобусы, причем 2-й этаж автобуса – открытый и с него удобно оглядывать окрестности.   Можно поехать на автобусе в гольф-клуб, в ночной клуб, на рынок, в магазины сувениров, музей. Но мы решили ограничиться пешей прогулкой.
    Со стороны тротуара канал ограничен бетонной дамбой, а с противоположной стороны видны мангровые заросли. В своё время Павел поместил отросток мангрового дерева в аквариум, надеясь, что он приживётся, но этого не случилось.
     Во время нашей прогулки уровень воды в канале понизился, и обнажились колонии мидий на бетонной плите. Так что, с голоду тут не пропадешь, тем более что вдоль тротуара в рядок выстроились пальмы с довольно крупными кокосами, которые можно сбить палкой, а то и сорвать руками.
    Мы прошли мимо старого опеля, и увидели его хозяина, ловившего неподалеку рыбу на донку с большими крючками, на которые рыболов насаживал крупных креветок. По-английски мужик не понимал, по-русски тем более, а только кивал и улыбался в пространство. Из добычи в его ведре грустно взирали на мир всё те же серые и желтохвостые луцианы, которых мы наблюдали во время снорклинга.
     Набережная закончилась, сменившись ограждением причальной стенки с многочисленными катамаранами и катерами. Мы не стали туда заходить, а, дойдя до небольшого магазинчика сувениров, зашли вовнутрь. Всё, как везде: многочисленные варианты рома, бесчисленные сигары, кофе в пакетах, какие-то безделушки. Нас предупредили, что снимать нельзя, хотя смысл этого запрета для нас остался тайной. Впрочем, мы не настаивали: нет – так нет.
     При магазинчике есть кофейня, расположенная с противоположной стороны, прямо около воды. Нам принесли свежезаваренный кофе в маленьких чашечках, сахар и банановые чипсы. На Кубе они, надо отметить, весьма популярны.
     У причала болтались на воде несколько скутеров, мимо проносились небольшие катера с праздными отдыхающими, и казалось, что кофе мы, обдаваемые время от времени водяной пылью, пьем где-нибудь на палубе корабля. Вспомнилась песенка Виктора Берковского: «На далёкой Амазонке не бывал я никогда…» Ну, пусть кубинский канал и не Амазонка, но тоже нечто экзотическое и очень далёкое от наших берёз и осин.
     Мы перешли через дорогу, по которой время от времени проносились длинные напомаженные лимузины и кабриолеты с крыльями космического вида, да скромно стремились куда-то ветераны Волжского автозавода, ГАЗа и АЗЛК.
     Подошли к огороженному сеткой мостику, под которым канал соединяется с просторным водоёмом, где живут дельфины. Несколько млекопитающих сразу же устремились к нам, но порадовать их было решительно нечем. Умные животные это сразу же поняли и утратили к нам всякий интерес. По тротуару на этой стороне дороги мы пошли обратно к отелю, который с расстояния в несколько километров впервые увидели целиком. Надо сказать, что это весьма масштабное сооружение. Сходили на пляж, чтобы в последний раз искупаться и бросить в воду монеты. Впрочем, искупавшись, мы передумали и решили монеты бросить рано утром.
     Через пару часов нам предстояло отправиться в ресторан «Ложки». Такого впечатления, как «Милано» он не произвел, но ужин, как говорят в таких случаях, прошёл в дружеской и располагающей обстановке.
     На первое все выбрали лёгкий супчик из морепродуктов, который подали в уже знакомых нам тарелках-сомбреро. На второе мои спутники заказали рыбу, а я не стал изменять своему всегдашнему выбору и попросил некое замысловатое блюдо из морепродуктов. Им оказались очищенные креветки в очень аппетитном кисло-сладком соусе, увенчанные пряным листиком загадочного происхождения и тостонами – пластинками поджаренного до сухости банана. Роль гарнира играло пюре из юки – так называют корнеплоды маниоки, во многих случаях заменяющие на Кубе картофель, а также дающий муку для выпечки хлеба. «Бульбу» здесь тоже выращивают, но это, надо признать, культура не для тропического климата.
    Подали также ледяной спрайт и приятное белое вино, а также небольшие белые булочки и маленькие судочки с ароматным оливковым маслом, приправленным какими-то пряностями. На десерт мы с супругой попросили пирожные тирамису, превзошедшие все ожидания, а молодые взяли кокосовое желе, и тоже остались довольны.
    После ресторана, мы долго гуляли по территории комплекса, в том числе по уютной зоне бунгало. У некоторых домиков сидели утомленные солнцем россияне, то там, то здесь светились окна и фонари вдоль дорожек и мостиков, а от бассейна слышалась настолько же громкая, насколько и нетрезвая речь, прерываемая мощными ударами тел о воду. Земляки воочию демонстрировали, кто здесь «папа»! И это, за время нашего отдыха, был далеко не единственный пример такого рода.
     Потом мы упаковали свой багаж, обмотали его плёнкой, привезённой, в целях экономии, из Москвы, и, немного посидев на музыкальной веранде, легли спать. Утром сходили на берег, бросили в воду монеты, потом Павел и Тоня принесли из ресторана  кофе и сэндвичи с рыбой, мы перекусили и пошли грузиться в автобус. Всё прошло организованно, и в назначенный час наш самолёт, теперь уже компании «Роял флайт», что означает «Королевский полёт», взял курс на Москву. В салоне снова было много кубинцев, порой не в меру экспрессивных. Некоторые из них были сразу в двух масках, а один, сидевший через проход от нас, с серьёзным видом нацепил ещё и третью, выданную стюардами.  Точно по расписанию, после полусуточного перелёта, мы вернулись в московскую осень.

Страница  1, 2, 3    Начало   Назад

Владимир Лях     Оглавление  страниц автора                       Творчество            Новости