Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                         Главная    Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 
 

       Герои Белокалитвинского района

 

 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Орден Ленина

  Орден Ленина

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

 Герой Советского Союза летчик В.Г. Каменщиков

Герой Советского Союза летчик В.Г. Каменщиков

Герой Советского Союза летчик В.Г. Каменщиков

Площадь Павших бойцов в Сталинграде в годы войны

Площадь Павших бойцов в Сталинграде в годы войны

Братская могила советских воинов в городе Волгограде, в которой похоронен Герой Советского Союза В.Г. Каменщиков

Братская могила советских воинов в городе Волгограде, в которой похоронен Герой Советского Союза В.Г. Каменщиков

Памятник на братской могиле на Площади Борцов в Волгограде

Памятник на братской могиле на Площади Борцов в Волгограде

Истребитель И-16 ОКБ Поликарпова. Летчики называли его "ишачок"

Истребитель И-16 ОКБ Поликарпова. Летчики называли его "ишачок"

Американский самолет Р-40 Томагавк

Американский самолет Р-40 Томагавк

Истребитель МиГ-3

Истребитель МиГ-3

Самолет-истребитель  Як-1

Самолет-истребитель Як-1

ГЕРОИ БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО РАЙОНА

КАМЕНЩИКОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ
18.03.1915 - 22.05.1943
Герой Советского Союза, командир 38-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО 2-й гвардейской истребительной Сталинградской Краснознамённой авиадивизии ПВО, гвардии майор.

     22 ИЮНЯ ПОД БЕЛОСТОКОМ

   Летчик Владимир Григорьевич Каменщиков Владимир Каменщиков родился 18 марта 1915 года в Царицыне, там, где спустя четверть века ему вместе с сотнями других бойцов суждено было снискать великую ратную славу... После окончания 7 классов и школы ФЗУ при Волжской судоверфи он работал токарем в паровозоремонтном депо. В 1932 году он поступает в военно-строительный техникум, а в 1935 году, уже после призыва в ряды Красной Армии, добивается направления в Сталинградскую военную школу лётчиков, которую с отличием оканчивает в 1937 году. Получил назначение в 7-й штурмовой полк. По личной просьбе переведён в 41-й истребительный. Ещё до войны был командиром звена.
    С началом Великой Отечественной войны на фронте. Лётчик 126-го истребительного авиаполка лейтенант В. Г. Каменщиков отличился в оборонительных боях на территории Белоруссии в 1941 году. На рассвете 22 июня 1941 года, под разрывами вражеских бомб, адъютант (начальник штаба) авиационной эскадрильи 126-го истребительного полка лейтенант Владимир Каменщиков поднялся на И-16 в воздух, чтобы вступить в бой с врагами. Вблизи города Белостока он заметил 3 Ме-109 и смело атаковал их. Они не уклонились от боя; прикрывая друг друга, пытались взять советский истребитель в клещи. Умелым маневром Каменщиков зашёл в хвост  вражеской машине и меткой пулемётной очередью с близкого расстояния поджёг её. Охваченный пламенем "Мессер" камнем пошёл к земле. Но и самолёт Каменщикова был повреждён: из-под капота мотора показалось пламя, кабина наполнилась дымом. Желая спасти машину, лётчик быстро бросил её вниз, пытаясь падением сбить огонь. Однако языки пламени уже проникли в кабину, загорелась электропроводка, начала тлеть одежда. Открыв фонарь, Каменщиков стал выбираться на крыло. До земли оставалось около 200 метров. Собрав все свои силы, лётчик отделился от самолёта. Шёлковый купол парашюта раскрылся над самыми верхушками деревьев...
    Первый бой, да ещё в первые дни войны, памятен каждому. Он хорошо сохранился и в памяти Каменщикова: - 22 июня 1941 года приехал с аэродрома домой. Жена, сын Русфин, отец приехал за день до этого из Сталинграда ко мне в отпуск. Вечером пошли всем семейством в театр. Пришли домой, поужинали, легли спать. Жена меня ночью будит: "Авиация над городом летает". Я говорю ей: -Маневры". Однако вышел на крыльцо посмотреть... Нет, не маневры. Светло от пожаров, взрывы и дым над железной  дорогой. Оделся и пошёл на аэродром. Только пришёл, а меня сразу посадили на самолёт...
    Над Белостоком сразу же встретил двух "Мессеров". Одного я сбил, второй ушёл, а у меня патронов нет. Навстречу новое звено, а патронов нет. Я решил уходить от них. Взорвали они мне два бака, а под сиденьем третий бак. Меня как из ведра огнём облило, расстегнул ремни, выбросился на парашюте. Костюм горит, в сапоги налился бензин и тоже горит, а мне кажется, что я не опускаюсь, а вишу на одном месте. А тут "Мессеры" заходят, очередями пулемётными по мне. Тут мне немец помог. Я висел как раз над водой, а "Мессер" перешиб очередью стропу моему парашюту. Я прямо в воду свалился и потух сразу; а если б не это, то обязательно сгорел бы, пока до земли добрался. Вот так я прямо из дома на войну попал, в первую ночь воевать  начал.
   Лицо и руки лётчика были обожжены, повреждена и нога. Командование части пыталось отправить Каменщикова в госпиталь. Но на больничной койке он пролежал всего лишь 4 дня. Весь в бинтах и с незажившими ранами, вернулся в часть. - Лежать долго в госпитале я не захотел, когда меня в тыл эвакуировали, я удрал обратно на фронт. Вышел на дорогу, сел на попутную машину и нашёл свой полк. Я вообще без воздуха сильно худею, не могу без полёта. Что делал я? Дрался, летал...
    3 августа утром полетел в разведку на Бобруйский аэродром, вдвоём шли, через облака вышли прямо на аэродром, всё рассмотрели. А утром на рассвете пошли в Бобруйск на штурмовку. Буквой "П" шли машины. С высоты 1500 метров ударил бомбами осколочными, потом на бреющем пошли, разбили около 40 машин.
    А 5 августа встретил, тоже вдвоём шли, уже возвращаясь домой, 11 "Мессеров". Сразу на троих пошли, в упор. Не сворачиваю, иду в лоб ведущему звена. У него скорость была больше, чем у меня. Мгновенное сближение. Я поймал в прицел ведущего. Он не выдержал и рванул в набор высоты. Я нажал на гашетку пулемёта и очередь прошила "Мессер" от мотора до хвоста. Немецкому пилоту так и не удалось вывести машину в горизонтальный полёт: он врезался в землю. Протасову плохо стало, я с ним шёл, мотор у него задымил; на него пикируют штук 6, а на меня 4. Я пошёл на тех, что на  него пикируют, начал с ними кувыркаться. Ещё одного сбил. Затем ещё двоих. Когда сам был ранен, я не помню: напряжение было колоссальное. Спасли меня зенитчики, которые открыли огонь и по немцам, и по мне. Вражеские лётчики стали уходить на занятую ими территорию. А я тем временем спустился на бреющем полёте на свой аэродром.
    7 или 8 августа полетел я прикрывать "Илов"; обнаружили на Старо-Быховском аэродроме авиацию. Я вышел из-под солнца с пятёркой, бросили бомбы, начались пожары, сбили "Мессера" на бреющем. Вывели из строя 25 машин, повзрывали им бензобаки. Всей пятёркой вернулись. В тот же день пошли на Бобруйский аэродром и дали им там крепко прикурить. Сбили 3 "Мессера" и 4 бомбардировщика, одну "Савойю" и 3 "Хейнкеля".
     Как я могу по земле ходить? Я летать должен! У немцев есть, конечно, ничего лётчики, но большинство всё же дерьмо. В бой  не вступают, хитрят, крадутся с хвоста, исподтишка ударить норовят, они вообще до конца не выдерживают... В небе лучше, чем на земле... Волнения нет, злость, ярость. А когда видишь, что он загорелся, светло на душе. А то так бывает: кто свернёт? Он или я? Я никогда не сворачиваю. Вливаюсь в машину и уж тогда ничего не испытываю. Я раз видел его глаза - пустые они... Я сам форсирую руку, чтобы быстрей выздоравливала, - правда, больно, но рука уже работает. Я без воздуха не могу жить.
     Немецкие войска рвались на восток. Ожесточённые бои шли под Смоленском, Ярцевом, Ельней... Советские соколы делали всё, чтобы помочь наземным войскам остановить врага. Нередко бывали дни, когда Владимир Каменщиков и его боевые друзья совершали в сутки по 9 - 10 боевых вылетов. И редкий вылет обходился без схваток с врагом. В перерывах между боями Каменщиков учил подчинённых ему лётчиков: долг истребителя - искать противника, а найдя - навязывать ему бой, даже в случае явного неравенства в силах. Сам он всегда был образцом бесстрашия и высокого лётного мастерства. Его боевые друзья гордились, что первым их фронтовым учителем был отважный сокол Каменщиков.
    Нередко и его машина получала серьёзные повреждения. Бывали случаи, когда техники обнаруживали в истребителе Каменщикова десятки пробоин от пуль и осколков. Но уже на следующий день, после ночного ремонта, он снова поднимался в воздух и искал встреч с врагом. Исключительно напряжённой в боевой жизни Каменщикова была первая половина июля 1941 года. Сбитый Каменщиковым 7 июля 1941 года на западной границе зоны ПВО истребитель Ме-109 (он прикрывал немецкие бомбардировщики при налёте на одну из железнодорожных станций) оказался первой победой МиГ-3 из состава 6-го ИАК ПВО. 10-го июля он сбивает ещё один Ме-109, а 12-го - Ю-88...
    Вместе со своим однополчанином Степаном Ридным, Владимир Каменщиков вскоре был представлен к званию Героя Советского Союза. Так же как и Ридный, он одержал к середине июля 1941 года 8 воздушных побед: 4 личные и 4 групповые. Командир полка подполковник Ю. А. Нимцович писал в его характеристике: "...в бою не чувствовал усталости, делая иногда в день до 10 боевых вылетов, когда ему напоминали об отдыхе - обижался".
    Затем капитан В. Г. Каменщиков защищал Москву. В те дни он выполнял различные боевые задания. Особенно результативными были его воздушные схватки с противником. 9 августа 1941 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту окончания воздушных сражений в небе Москвы, Владимир Каменщиков имел на своём счету более десятка воздушных побед.
   В период войны Каменщиков летал на нескольких типах истребителей - сначала на И-16, затем на МиГ-3. С середины октября 1941 года пересел на американский "Томагавк", а последние бои провёл на Як-1. С августа 1942 года он сражается на Сталинградском направлении в составе уже 788-го истребительного авиаполка, куда был назначен заместителем командира части. Проявив личное мужество, высокую боевую выучку и мастерство ведения воздушного боя, уже в первый месяц боёв за свой родной город, Каменщиков сбил лично 2 бомбардировщика - Ю-88 и Хе-111, а ещё 3 истребителя Ме-109 записал на счёт групповых побед.
    Согласно данным из наградного листа, к тому времени он совершил более 256 боевых вылетов, сбил 20 самолётов противника лично и 17 - в группе с товарищами. В боях был трижды ранен. Такого официального счета не имел в то время ни один другой советский лётчик. К сожалению, этот наградной лист (ставший последним) датирован концом августа 1942 года, и о последних месяцах его жизни и боевой работы сведений нет, хотя в одном из источников указывается, что он "сбил под Сталинградом 16 самолётов противника"
    С февраля 1943 года майор В. Г. Каменщиков командовал 38-м Гвардейским истребительным авиационным полком, входившим в систему ПВО города Сталинграда. 22 мая 1943 года погиб в авиационной катастрофе.
    Награждён орденами: Ленина и Красного Знамени. Именем Героя названы улицы в Гомеле и Волгограде, школа № 1 в Балашихе Московской области. На здании школы в Волгограде, где учился Каменщиков, установлена мемориальная доска. Похоронен в своём родном городе Волгограде на площади Павших Борцов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Советский ас Владимир  Каменщиков 

   Герой Советского Союза летчик-истребитель Владимир Григорьевич Каменщиков Из рассказа летчика Каменщикова. "На самолёте МиГ-3 вылетел разведывать дороги, ведущие из Гомеля в Бобруйск, Рогачев и Могилёв. Это была территория, оккупированная врагом. Разведку произвёл, летел обратно. И тут встретился с 11 немецкими истребителями Ме-109. Вступил с ними в бой. Пошёл в лоб ведущему звена, у него скорость была выше, чем у меня. Мгновенное сближение. Я поймал в прицел ведущего. Он не выдержал и рванул вверх. Я нажал на гашетку пулемёта, и очередь прошила "Мессер" от мотора до хвоста. Немецкому пилоту так и не удалось вывести машину в горизонтальный полёт - он врезался в землю. После этого меня взяли в оборот другие лётчики, я начал с ними кувыркаться. Ещё одного сбил. Затем ещё двоих. Как ранили самого, я не помню: напряжение было колоссальным. Спасли меня зенитчики, которые открыли огонь. Вражеские лётчики стали уходить. А я тем  временем смог спуститься на бреющем полёте на свой аэродром". Каменщиков посадил свой самолет. У него была перебита  ключица. В самолёте насчитали 280 пробоин! Шасси не выпускались, пришлось садиться, как говорят пилоты, на "живот".
    В июле 1941 года Каменщиков как один из лучших лётчиков был направлен защищать Москву. Наступила горячая пора. Борьба с воздушными разведчиками была делом нелёгким. Большая высота полёта, маневрирование, скрытность действий требовали высшего мастерства. В начале июля несколько раз вылетал на перехват фашистских разведчиков лейтенант Каменщиков. Вот что писал о нём командир полка подполковник Ю. Нимцович: "7 июля Каменщиков в бою с двумя Ме-109 один из них уничтожил, а другой обратил в бегство. 10 июля он сбил самолёт Ю-88. Дважды Каменщиков возвращался из боя, имея на машине по 6 - 8 пробоин, но оба раза благополучно дотягивал до своего  аэродрома. В бою не чувствует усталости, иногда в день делает по 10 вылетов".
    Прошло лишь полтора месяца войны, когда Каменщиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Осенью 1941 года при защите Москвы Каменщиков получил серьёзное ранение. Пуля прошла через голову и вышла у правого глаза. Оперировал его известный хирург Вишневский. Операция прошла успешно, и через несколько месяцев лётчик смог вернуться в строй.
    Заканчивался первый год войны. Летом 1942 года несколько авиационных полков Московского фронта ПВО были перебазированы в Сталинград. Группой советских истребителей в количестве 34 самолётов командовал майор Найденко Василий Михайлович, который после Сталинградской битвы тоже стал Героем Советского Союза. В этой группе был и Владимир Каменщиков. Защищая родной город, он стал заместителем командира 788-го ИАП, затем - командиром 38-го Гвардейского ИАП. В боях за Сталинград уничтожил 5 вражеских самолётов, за что был награждён орденом Красного Знамени.
     Иногда между боями удавалось навестить семью. Однажды, после тяжелой бомбежки территории Красноармейска и Кировского района, приехал он в посёлок. На груди сияла "Золотая Звезда" Героя. С ним был брат Александр, сотрудник НКВД. Родным Владимир Григорьевич сказал: "Надо уезжать. Здесь небо смешается с землёй, будет ад! Мы город не отдадим, но вы будете только мешать нам. Завтра уходит последний эшелон. Не бойтесь, я вас прикрою на Волге".
    Уже отпраздновали победу на волжском берегу. Вновь повели Каменщикова дороги войны. И вдруг 22 мая 1943 года - трагическое известие: под Белой Калитвой погиб Герой Советского Союза Владимир Каменщиков. Каковы обстоятельства его гибели? Документы не сохранились. Известно только, что этот последний бой он принял на территории Ростовской области, когда наши войска уже гнали фашистов на запад. Очевидцы так вспоминают этот день: со стороны Северного Донца появился одинокий самолёт, который оставлял за собой густой дымный след. Было видно, что лётчик пытался отвернуть машину от жилых домов и здания железнодорожного вокзала. Самолёт врезался в пути. Это был майор Каменщиков. Вскоре в Белую Калитву приехали однополчане погибшего, перевезли его в Сталинград. В последний путь его провожали боевые друзья, земляки, родственники, в числе которых был и старший брат Александр. Похоронили Героя в центре города, недалеко от здания нынешнего Театра кукол. И только позже состоялось перезахоронение в братскую могилу в сквере на площади Павших Борцов. В 1958 году над могилой был сооружён памятник из чёрного и красного гранита. На стеле - бронзовый барельеф коленопреклонённого воина со знаменем. Его авторы - архитектор Е. Левитан и скульптор И. Петин.
    Но не только обелиск на братской могиле напоминает потомкам о подвиге Владимира Каменщикова. Бывший военный лётчик, комиссар эскадрильи 126-го ИАП А. Журавлёв в статье "Музы не молчали" рассказывает о встрече с женой героя. Листая семейный альбом, он обратил внимание на фотографию скульптурного портрета. Ольга Петровна рассказала, что это работа Анатолия Григорьева, выполненная в 1942 году, причём с натуры. Григорьев делал одновременно два портрета Героев Советского Союза - Владимира Каменщикова и его однополчанина Степана Ридного. Наступил день, когда работа была закончена. Вернувшись после очередного успешного вылета, Ридный, энергичный, весёлый, предложил: "Давайте я распишусь на память!" А на следующий день он погиб - увы, на войне как на войне. В июне 1942 года эти скульптуры были выставлены в Центральном доме Красной Армии.
    Скульптору Григорьеву принадлежат также портреты дважды Героя Советского Союза, лётчика Василия Ефремова, Героя Советского Союза партизана Константина Заслонова, трактористки Паши Ангелиной, врача Владимира Филатова, композитора Александра  Скрябина и других известных людей. Его произведения выставлены в Третьяковской галерее и других музеях страны. Скульптурный портрет Владимира Каменщикова ныне находится в Зале героев на Поклонной горе в Москве.
     Хранят память о лётчике и старые фотографии, которыми поделился с поисковиками его племянник Анатолий Александрович. Вот одна из них. 1955 год. У могилы Каменщикова - его 16-летний сын Русфин и племянник Анатолий. Героя помнят в Белоруссии, Балашихе, Белой Калитве. По традиции в канун Дня Победы ребята железнодорожной школы г. Волгограда приезжают к братской могиле, возлагают гирлянду памяти. Вспоминаются строки:
На граните надгробья я надпись читаю:
Здесь русский, испанец, татарин...
Спите, рыцари братства,
В священной земле волгоградской,
Трое в песне одной.
Дэя Вразова.
(Из материалов журнала "Отчий край", № 1 (45) за 2005 год)

Память:
Именем Каменщикова В.Г. названы улица в Гомеле и в Волгограде.
Школа № 1 в Балашихе Московской области носит имя Героя.
На здании школы в г.Волгограде, в которой учился В.Г. Каменщиков, установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска установлена на аллее Славы в парке Маяковского г.Белая Калитва.
Памятная стела установлена на площади Павших борцов в Волгограде, на братской могиле, в ней похоронены погибшие в боях с
немецко-фашистскими захватчиками при защите Сталинграда: Герой Советского Союза командир пулеметной роты гвардии капитан
Ибаррури Рубен Руис, Герой Советского Союза летчик майор Каменщиков В.Г. и посмертно награжденный орденом Ленина
Фаттяхутдинов Х.Ф. Архитектор Е. Левитан.

 

 

    Герои Белокалитвинского района         День Победы                 Страница "Творчество "

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь