|
ЛЮДИ
БЕЛОЙ КАЛИТВЫ
«Краткосрочная» остановка Ивана Осмачко
Книга «Город в подарок»
Мы сидели
в небольшом, скудно обставленном помещении, выделенном
городскими властями правлению городского отделения общества
«Дети войны», втроём.
Виктора Михайловича Попова, избранного руководителем этой
общественной организации, я знал давно, с марта 2016 года, когда
встретился с ним и несколькими его соратниками в одном из
кабинетов районной администрации. За видавшим виды столом, кроме
него, сидел пожилой, но весьма моложавый мужчина – импозантный,
очевидно, знающий себе цену, одетый со вкусом и по сезону. Но не
это, даже на первый взгляд, было в нём главным. Взгляд.
Внимательный, изучающий и оценивающий взгляд человека,
привыкшего иметь обо всём собственное мнение, и только на основе
этого принимать взвешенные решения.
Мы познакомились. Иван Петрович Осмачко, бывший
директор Белокалитвинского металлургического завода подал мне
крепкую, несомненно, привычную к каждодневному труду руку, и
представился. Я ответил тем же. Впрочем, тут же выяснилось, что
мы оба заочно знакомы. Я знал о нём по работе над книгой «Город
в подарок», а Иван Петрович читал мои материалы в районной
газете «Перекрёсток», пока они, после 40 лет моего
сотрудничества с этим изданием, не попали там под негласный и
необъяснимый запрет.
В помещении было прохладно и по-казённому неуютно, а за
окнами ярилось солнце, и тёплый июньский ветерок играл
верхушками разросшихся тополей, посаженных ещё в те давние
времена, о которых мы собрались говорить. Темой разговора
была книга о строителях Белой Калитвы и металлургического
завода, сделавшего в 1958 году бывшую провинциальную станицу
промышленным городом. Несколько ветеранов-строителей, людей уже
весьма почтенного возраста, после многолетнего сбора материалов,
решили издать книгу о своих товарищах и коллегах, многие из
которых, к сожалению, уже покинули наш мир. Казалось бы, желание
оставить память о своих сверстниках, в буквальном смысле
творивших историю города, можно только приветствовать, но, как
это ни удивительно, объёмистые папки с фотографиями, вырезками и
рукописями перешли ко мне, когда эпопея написания книги длилась
уже более трёх лет. Но и теперь, с моим участием, она
приближается к такому же времени. Проблема оказалась вовсе не
там, где её можно было ожидать.
Замысел заслуженных, но, к сожалению, небогатых
людей, как оказалось, некому материально поддержать. И даже если
находился потенциальный меценат, то через короткое время он
«почему-то» отказывался от своих намерений. Причины отказа
назывались надуманные, порой смехотворные, но, тем не менее,
дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. Наконец, одним из
условий финансирования типографских услуг был назван сбор
отзывов на рукопись авторитетных людей, знающих тему не
понаслышке. Неугомонный Виктор Михайлович решительно пошёл по
новому кругу.
Вот такая предыстория нашей встречи с И.П. Осмачко.
Надо отметить, что этот человек не просто один из руководителей
завода, но и специалист, сформировавшийся именно на предприятии.
Это ставит его в один ряд с легендарным руководителем БКМПО
Георгием Самуиловичем Сафаровым.
Президент «Alcoa Россия» Андрей Донец в декабре 2009
года, когда И.П. Осмачко уходил со своего поста, занимаемого им
с апреля 2006 года, сказал: «От имени Алкоа хочу выразить
глубокую благодарность Ивану Петровичу Осмачко за его огромный
вклад в работу Alcoa в России и укрепление позиций компании в
Южном Федеральном округе. Иван Петрович посвятил
Белокалитвинскому металлургическому заводу 41 год своей жизни и
всегда являл собой пример грамотного и ответственного
руководителя, человека с активной гражданской позицией».
Конечно, лаконичные официальные строчки не могут вместить
всех чувств, которые испытывает Иван Петрович Осмачко, вспоминая
путь своего профессионального становления. Достаточно сказать,
что придя на завод в 1968 г., он прошёл путь от
рабочего-прессовщика до генерального директора этого крупного и
ответственного предприятия.
Под руководством Ивана Петровича на Белокалитвинском
металлургическом заводе активно осваивалось новое оборудование и
технологии, происходили значительные изменения, направленные на
обеспечение охраны труда и безопасности работников. За
значительные заслуги в развитии отечественной алюминиевой
промышленности, многолетний добросовестный труд в 2001 г.
Министерством промышленности, науки и технологий Российской
Федерации ему было присвоено звание «Почётный металлург». За
большой личный вклад в развитие российской металлургии и в связи
с 50-летием Белокалитвинского металлургического
производственного объединения он был награждён орденом Дружбы.
Но мы говорили не только об этом. Иван Петрович тепло
вспоминал людей, с которыми работал, подробности заводской
жизни, о которых вряд ли можно прочитать в газетных репортажах.
Когда мы прощались, выйдя на оживлённую по-летнему улицу
Дзержинского, Иван Петрович пообещал написать отзыв на рукопись
книги «Город в подарок». Мы ещё долго разговаривали, стоя на
тротуаре, а вокруг буйствовал красками жаркий летний день. На
близкой Театральной площади взлетали и садились, завидев
кормёжку, стайки голубей, молодые мамы катали разноцветные
коляски – жизнь продолжалась и казалась вечной и незыблемой. Но
ведь и наше время когда-то станет историей. Я сказал об этом
своему собеседнику, и он согласился, что очень важно для каждого
времени оставить свой след в истории, рассказать новым
поколениям о
себе, о мечтах и свершениях живущих в этот период людей. И
никакая политическая конъюнктура и сиюминутные соображения в
нормальном обществе не должны этому помешать.
Через несколько дней Иван Петрович Осмачко собирался поехать
на родину. Но отзыв о книге «Город в подарок», текст которого
приводится ниже, он всё-таки
В.М. Попову передал.
И.П. Осмачко.
Моя
«кратковременная» остановка на станции Лихая длится по сей день
С интересом
прочитал я рукопись книги
Владимира Ляха «Город в подарок», посвящённой строительной
истории Белокалитвинского района, города Белая Калитва и его
градообразующего предприятия – металлургического завода, с
которым связана и моя судьба.
Идею приехать в город на Северском Донце мне подали
сослуживцы. Проходя службу в ракетных войсках ПВО в городе
Новороссийске, я познакомился с несколькими белокалитвинцами, с
восхищением рассказывавшими о Донском крае, о городе
Белая Калитва, расположенном в красивом месте у слияния трёх
рек, о молодом металлургическом заводе. Они наперебой и очень
убедительно приглашали меня к себе, так как заводу нужны были
рабочие, а в городе был техникум, где можно получить профессию.
Эти искренние рассказы не оставили меня равнодушным.
Демобилизовался я осенью 1968 года и, по пути следования на
родину в Архангельскую область, сделал краткосрочную остановку
на станции Лихая, откуда и отправился в Белую Калитву.
Пришёл на завод, который был хорошо виден из любой точки
одноэтажного, в то время, города. Меня сразу же принял начальник
отдела кадров БКМЗ, замечательный человек, участник Великой
Отечественной войны Александр Фёдорович Леншин. Благодаря ему
началась новая страница моей жизни.
Леншин спокойно, внимательно расспросил меня обо всех
обстоятельствах моей жизни: кто я и откуда, кто мои родители,
где и кем служил, как попал в город. Потом, после обстоятельного
разговора, Александр Фёдорович предложил мне остаться работать
прессовщиком в прутково-профильном цехе №3 с предоставлением
места в общежитии на улице Космонавтов, возле центральной
проходной завода.
Родные края тогда меня так и не дождались. На третий день
после этого разговора, я приступил к работе на заводе. Началось
близкое знакомство с предприятием и с городом. Надо
заметить, город в то время был совершенно другим: тихим, с
узкими песчаными улочками, по которым мы ходили в магазин
«Тополёк», преобладающим частным сектором от железной дороги в
сторону Дворца культуры, утопающим в зелени плодовых деревьев.
Над всем этим величественно возвышались заводские трубы. Завод
продолжал строиться, наращивать свои производственные мощности,
по этой причине испытывая потребность в специалистах-инженерах
различных направлений для работы на расширяющемся производстве.
Вскоре в моей жизни случился крутой поворот. После года
работы, в составе группы молодых рабочих, я был направлен на
учёбу в Московский авиационно-технологический институт имени
К.Э. Циолковского, на кафедру «Обработка металлов давлением».
Конечно, это была удивительная метаморфоза моей жизни, но в то
время такие, как теперь говорят, социальные лифты не были
редкостью.
Прекрасные студенческие годы, проведённые в столице, оставили
незабываемый след в душе, много дали для моего профессионального
роста и развития. Но время не стоит на месте, и пришла пора
возвращаться в Белую Калитву. Получив в вузе квалификацию
инженера-металлурга, я продолжил работу в прессовом цехе, пройдя
путь от помощника мастера смены до начальника цеха, а в
последующем руководил одновременно прессовым, трубным и
кузнечнопрессовым производством. Завершил я свою трудовую
деятельность в должности генерального директора «Алкоа Металлург
Рус» – так стал называться бывший БКМЗ к этому времени.
Таким образом, моя «кратковременная» остановка на станции
Лихая продолжается и по сей день, а в памяти, благодаря
материалам, изложенным в очерках книги «Город в подарок»,
проплывают события последних пятидесяти лет становления города и
завода, свидетелем и участником которых я тоже являюсь.
Не секрет, что программа развития металлургического завода, а
в последующем и завода «Калитвасельмаш», дали мощный толчок
строительной индустрии в Белой Калитве. На моих глазах на
территории завода строились и сдавались в эксплуатацию новые
производственные корпуса кузнечного производства, выпуска
товаров народного потребления, участок длинномерных плит, склады
готовой продукции. Был создан полный строительно-монтажный
индустриальный комплекс (СМИК) для обеспечения собственными
комплектующими растущих потребностей промышленного и жилищного
строительства, была создана также мощная автотранспортная база.
Постоянно шла реконструкция действующих производств с учётом
наращивания объёмов производства и освоения выпуска новых видов
продукции, пользующихся спросом.
Естественно, одновременно с промышленным прогрессом,
преображался и город. Один за другим сдавались в эксплуатацию
современные высотные дома в центральной части города, на
Стандартном, возле завода. Строились также и объекты социального
назначения: школы, детсады, поликлиники, лечебные корпуса,
Дворец спорта, Шахматный клуб, летний кинотеатр, железнодорожный
и автомобильный вокзалы, выросли целые жилые микрорайоны
Заречный и Солнечный, появились благоустроенные улицы, пролегли
тротуары, неузнаваемо изменились парки имени Маяковского и
Молодёжный.
Всё это создавалось благодаря созидательному труду
наших замечательных специалистов-строителей металлургического
завода, города и района. Многие горожане, особенно старшего
поколения, знают имена А.П. Романова, В.В. Абрамова, Ф.И.
Калабухова, И.Т. Абакумова, М.А. Курбалы, А.Ф. Устратова, Н.А.
Безуглова,
В.М. Бачурина и многих других, ставших преемниками и
последователями тех, кто стоял у истоков строительной истории
города Белая Калитва и Белокалитвинского района.
Не скрою, мне приятно сознавать, что за годы, прожитые в
Белой Калитве, и по производственной деятельности многих
руководителей, специалистов и рабочих, строивших завод и город,
я знал лично, а со многими общаюсь и теперь. Хочу поблагодарить
автора книги Владимира Ляха, всю инициативную группу ветеранов,
помогавших собрать объёмный материал из различных источников:
музейных экспозиций, документов, публикаций, воспоминаний, за
возможность окунуться в историю жизни и развития нашего края,
района, города и его, образно говоря, корня – металлургического
завода.
Скажу честно, некоторые весьма интересные факты, исторические
события и свидетельства для меня, во время чтения рукописи
книги, открылись впервые. Очень важно, что все эти материалы
собраны в одной книге, и что с этой книгой сможет познакомиться
молодое поколение. Убеждён, что на страницах книги, которая,
несмотря на все сложности, будет издана, заинтересованный
читатель встретится с настоящей историей своего края, многих
поколений, созидавших его славу и величие. Это очень и очень
важно.
20.06.2018г.
Страница "Люди Белой Калитвы" Страница
"Творчество"
История
образования |
|