Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                            Главная  Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 
 

Педагог, краевед и журналист Пётр Иосифович Ковешников в годы войны

Педагог, краевед и журналист   Пётр Иосифович Ковешников в годы войны

Педагог, краевед и журналист Пётр Иосифович Ковешников 

Педагог, краевед и журналист   Пётр Иосифович Ковешников

Уголок музея "Боян" в школе №8 поселка Шолоховского, посвященный Петру Иосифовичу Ковешникову до капитального ремонта школы

Уголок музея "Боян" в школе №8 поселка Шолоховского, посвященный Петру Иосифовичу Ковешникову до капитального ремонта школы

Уголок музея "Боян" в школе №8 поселка Шолоховского, посвященный Петру Иосифовичу Ковешникову

Уголок музея "Боян" в школе №8 поселка Шолоховского, посвященный Петру Иосифовичу Ковешникову

Обложка сборника частушек, пословиц и поговорок "Дон волною серебрится", составленного П.И. Ковешниковым. Издан в 1979 году

Обложка сборника частушек, пословиц и поговорок "Дон волною серебрится", составленного П.И. Ковешниковым. Издан в 1979 году

Одна из страниц сборника частушек, пословиц и поговорок "Дон волною серебрится", составленного П.И. Ковешниковым. Издан в 1979 году

Одна из страниц сборника частушек, пословиц и поговорок "Дон волною серебрится", составленного П.И. Ковешниковым. Издан в 1979 году

Обложка книги В.С. Моложавенко "Был и я среди донцов", изданной в 1984г в Ростове-на-Дону. Книга включает очерк о П.И. Ковешникове

Обложка книги В.С. Моложавенко "Был и я среди донцов", изданной в 1984г в Ростове-на-Дону. Книга включает очерк о П.И. Ковешникове

 ЛЮДИ БЕЛОЙ КАЛИТВЫ

Пётр Иосифович Ковешников
                     учитель, краевед, журналист, исследователь    
Страница 2

Выдержка из книги Владимира Семеновича Моложавенко "Был и среди донцов...":Записки краеведа
(Новелла "И взошёл посев тот чёрной скорбью...)
Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1984

   В Белой Калитве я познакомился с человеком, который посвятил всю свою жизнь без остатка «Слову». Он уже ушёл из жизни – учитель Петр Иосифович Ковешников. Мы много лет дружили с ним, переписывались. Это он, Ковешников, организовал ещё три десятка лет назад в Шолоховской средней школе общество «Боян» и создал первый в стране музей, посвящённый «Слову».
    Каждое лето Пётр Иосифович отправлялся с ребятами в походы и экспедиции – подышать воздухом истории. Таких походов, путешествий и экскурсий на счету «Бояна» уже не меньше сотни. Были ребята и в древнем Киеве, в Чернигове, Новгороде-Северском, Путивле, Рыльске, Трубчевске, Курске, Изюме, в селе Гочеве (предполагаемом Римове), в Глухове, Сумах – отовсюду они привезли по горсти священной земли, чтобы вложить её в фундамент мемориального памятника храбрым русичам из Игорева войска. Ребята сами предложили и проекты памятника – они экспонировались на специальной выставке в Пушкинском доме.
    Семнадцатитонная гранитная глыба для памятника была доставлена в Белую Калитву из онежского поселка Рыбоозеро – из тех мест, где в сорок третьем году разведчиком 88-й гвардейской стрелковой дивизии был Петр Ковешников. Но это – уже счастливая случайность. А строили памятник сообща – ребятам помогали рабочие Белокалитвинского металлургического завода, горняки треста Шолоховуголь, строители участка Южтехмонтаж, ленинградские архитекторы. Кроме стальных капсул с землёй из пятнадцати городов, посылавших ратников в Игореву дружину, в основание памятника замуровали на вечное хранение экземпляр «Слова».
      И сам музей тоже необычен, он не похож на другие. Тех, кто приходит сюда, встречает пристальный взгляд ратника с пером в руке. Кажется, вот-вот распрямится мужественная рука, сжимающая гусиное перо, разомкнутся сладкозвучные уста и встанет песнотворец во весь рост, изречёт добросердечно: «Будьте здравы и веселы, сыновцы мои родные! С вами хочу промчаться на рысаках по степям широким к Дону великому, зачерпнуть свежей струи хрустальной...» Это – подарок ворошиловградского скульптора, лауреата Государственной премии Украины Ивана Михайловича Чумака: первый памятник первому поэту России.
Со стен музея смотрят на посетителей открытые и суровые лица русичей из войска Игоря, нежный лик Ярославны, воины с обликом архангелов и архангелы в ратных доспехах. Горы альбомов и папок: «Природа в «Слове», «Слово» и местный фольклор», «Библиография «Слова», «Рисунки на темы «Слова», «Культура древней Руси», «Оружие и боевое снаряжение русских воинов XII века»...
     На застеклённых стендах любовно (главное богатство!) расставлены книги с одной и той же надписью на обложке: «Слово о полку Игореве». Тут и новые, и совсем редкие издания, книги с автографами крупнейших слововедов мира, переводчиков – советских и зарубежных. «Слово», изданное в Болгарии, Франции, Швейцарии, Америке, Австралии... Триста томов на разных языках мира! Карты, схемы, рефераты, газетные вырезки. Все это собирают и систематизируют сами ребята. Они сняли любительский фильм «На реке Каяле, у Дона великого»...
     Да, наверное, нигде в мире нет такого богатства! Двенадцать видных советских и зарубежных слововедов, многие известные писатели согласились быть почётными членами общества «Боян».
     А вот другие экспонаты – дневники фенологических наблюдений. В них собраны записи, сделанные ребятами на бергах Лихой и Кундрючьей, Калитвы и Глубокой, Северского Донца и Быстрой. Эти наблюдения ведутся на протяжении многих лет в одно и то же время – с 20 апреля по 20 мая. Время похода Игорева войска и трагической битвы. Открываю наугад несколько страниц:
     «23 апреля... Все реки уже вошли в свои берега. Вода тёплая, но ещё мутная. Всадник может свободно форсировать такие водные рубежи, как Северский Донец и Дон».
«5 мая. Старожилы подсказывают, что Игорь со своими дружинами мог переправиться через Донец. Есть в этом районе два брода ниже устьев Лихой и Калитвы... Расположены они как раз по пути к Дикому полю...»
     И так – день за днём. Помечены и направление ветра, его скорость, и количество осадков, и начало разлива рек, время спада воды, быстрота течения, зарисованы возможные места переправы... Всё это рождает у ребят чувство сопричастности. Легенды, предания, поэтические образы, передаваемые из поколения в поколение, будят воображение, дают волю фантазии.
     Кончается учебный год – и каждый класс в школе получает задание на лето. В долине Северского Донца много хуторов и станиц, и бояновцы идут из одной хаты в другую, записывают казачий фольклор, легенды, фотографируют рельеф местности...
     Романтике всегда присуща цепная реакция. Есть под Ростовом маленькая железнодорожная станция Каяла – почти у самого Азовского моря. Название заманчиво. Но та ли это Каяла? Следопыты из «Бояна» и там побывали, помогли создать в местной школе филиал своего музея. Мне довелось быть очевидцем разговора ребят, которые вернулись из путешествия в Каялу.
     – Не здесь ли таится разгадка? – спрашивал один.
     – Вспомните, как сказано в поэме: «Половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили...» А вот вам и Азов рядышком...
     – Да, но в те времена морем называли и просто большие озёра, – вступал в опор скептик.
     – А помните, какая почва около Каялы – чёрная, тучная. «Под копытами конницы Игоря почернела земля...»
     – Тоже любопытная деталь. Но ведь жирных чернозёмов у нас на Дону всюду много...
    В разговоре этом было примечательно то, насколько свободно оперируют ребята текстом поэмы, как пытаются перевести её географию на конкретную местность. Ведь скептик не сказал первые попавшиеся слова – он вспомнил строки из Ипатьевской летописи: «Всеволод же до того бился, что и оружия не осталось в его руках, и бились, идя вкруг озера...» Так озеро или всё-таки море? Озёра тоже есть в междуречье Быстрой и Калитвы. А речка Лихая? На Руси долго помнили лихо, случившееся в жестокой сече. Не могли ли потомки храбрых ратников назвать Каялу Лихой?
     На дорогах поиска пытливым исследователям встречаются удивительные находки. Летом 1968 года экспедиция «Бояна» обследовала русло реки Калалы, левобережного притока Егорлыка, несущего свои воды в Дон. Гидроним «Калала» привлек внимание сходством лексической конструкции с Каялой. На территории Чечено-Ингушетии до наших дней сохранились остатки башни-крепости, принадлежавшей в XII веке Овлуру. Оказывается, Овлур из «Слова» не половец, а ингуш. Это он помогал Игорю бежать из половецкого плена.
Образ Бояна, «соловья старого времени», всегда находил живой отклик в сердце русского человека. Ребята задались целью узнать, как чтили имя Бояна на Руси. Оказывается, в русском военно-морском флоте имелось три корабля, которые носили имя первого в нашей истории певца и поэта. Один из них, винтовой корвет плавал в конце прошлого века на Тихом океане, служил гидрографам. В честь этого корабля назвали даже один из мысов на Сахалине, в Охотском море. А в 1902 году был спущен на воду крейсер первого ранга «Баян» – он участвовал в русско-японской войне и затонул при обороне Порт-Артура. Три года спустя, в 1907 году, в Петербурге сошёл со стапелей новый крейсер первого ранга «Баян». Его экипаж участвовал в первой мировой и гражданской войнах, моряки с «Баяна» штурмовали Зимний. А почему корабли назывались «Баян», а не «Боян» – как в «Слове о полку Игореве»?
     И до этого ребята докопались. Оказывается, писатель М. М. Херасков в 1797 году в своей поэме «Владимир» дал имя древнерусского песнотворца в неверной транскрипции – Баян. Так оно и утвердилось и в обиходе, и в литературе – даже до наших дней. Когда в начале нынешнего века известный гармонист Я. Ф. Орланский-Титаренко заказал для себя конструктору П. Е. Стерлигову концертную гармонь новой конструкции, ей тоже дали имя древнерусского поэта и музыканта, назвали баяном. А все-таки правильно писать не «Баян», а «Боян».
    ...Тёплая земля дышит запахами полыни я чебреца. Смутный шорох трав, крик ночной птицы... Наверное, тогда, перед битвой, для русичей так же кричали птицы, так же пряно пахли травы и те же светили звезды. Земля была одна – для нас и для пращуров наших, отдавших за неё жизнь.
    Прошлое делает нас патриотами. Человек, у которого нет прошлого, не может верить в своё будущее. Об этом прежде всего поведали мне неприметные холмы, что зовутся в народе Сокольими горами. Те самые холмы, где в непогоду отчаянно гуляют шальные молнии и рвёт, сметая всё, что ни есть на своём пути, скромная степная речушка Быстрая, звавшаяся в половецком полоне Каялой.

***

     Существуют разные мнения о том, где же точно проходила битва воинов новгород-северского князя Игоря с половцами, описанная в эпосе «Слово о полку Игореве». Многие исследователи склоняются к тому, что на территории нынешней Ростовской области, в междуречье рек Белой Калитвы и Быстрой, в границах Белокалитвинского района.
     В 1960¬х годах учитель истории средней школы посёлка Шолоховский Белокалитвинского района Пётр Иосифович Ковешников, фронтовик, вместе со своими учениками – членами научно-исследовательского общества «Боян», решил увековечить память об этом знаковом для русской культуры событии. Больше двух лет у бояновцев ушло только на разработку эскизов памятника Игоревым воинам. Предварительно Ковешников и его ученики заручились поддержкой самого авторитетного исследователя «Слова о полку Игореве» большого знатока древнерусской культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Он одобрил идею дончан и сообщил своё мнение о том, как должен выглядеть этот памятник: не какой-то скульптурный монумент, а большой природный камень. Эдакая глыба.
    Обсуждались эскизы в Пушкинском доме, к работе над будущим памятником подключились ленинградские архитекторы.  Установление памятника на знаменитом донском кургане Караул-гора стало для белокалитвинцев делом всенародным. В нём участвовали местные горняки, строители, рабочие металлургического завода. Открытие состоялось 16 мая 1970 года. Трёхметровый памятник являет собой 17-тонную скальную глыбу, напоминающую перевёрнутый колчан древнего воина. Надпись на нем гласит: «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам 1185 г.» Выглядит просто и величественно.
    В основание памятника замурованы на вечное хранение урны с землей из 15 древнерусских городов, воины которых составили Игореву рать, а также экземпляр «Слова о полку Игореве». (Публикация в газете «Наше время», 14.07.2017г)
 

 

 

Статья 2016 года "Что в имени тебе моём. В честь кого назван посёлок Шолоховский"

Феодосий Шолоховский против нобелевского лауреата

Верить никто не запрещает 

 


  Страница 1,  2,  3                                                        Визитка          НОВОСТИ            Страница "Люди Белой Калитвы"       Страница "Творчество"  

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь