|
ВЛАДИМИР
ЛЯХ член Союза писателей
России
ТВОРЧЕСТВО
стр. 27
Владимир Лях
Зимний отдых у тёплого моря.
Индия
В январе 2020 года мы отдыхали на Гоа
Отдых у
тёплого моря в январе
Страница
1
Мы давно
мечтали побывать где-нибудь в тёплых краях, когда в
наших местах властвует зима. Пока работали, это было
невозможно, но пришло время воплотить эти мечты в жизнь.
Так, между прочим, живёт весь мир, который принято у нас
называть цивилизованным. Часто говорят, что вот, мол,
иностранцы могут себе позволить на пенсии путешествовать
по миру, не то, что мы. Но дело тут, чаще всего, не в
материальных возможностях. Впрочем, ситуация постепенно
меняется, и путешественников из России становится всё
больше.
Всеми формальностями предстоящего отдыха занялся младший сын,
который тоже отправился с нами на Гоа. Индийскую визу,
кстати говоря, можно оформить через Интернет. Так же
можно забронировать отель и трансфер, если этого не
сделает турфирма. В нашем случае этим занялась
компания "Пегас".
Гоа - это штат Индии, а место, где мы отдыхали, часто
называют Северным Гоа. Сюда едут на отдых все, кому
нужны движение, креатив, веселье. Это и сами индийцы из
других штатов, и представители России, и путешественники
из Европы. Принято считать, что на Южном Гоа отдыхают
чаще всего пенсионеры, ценящие покой. Мы пока к этой
категории себя не относим. Наш Боинг 767 в московском
аэропорту Домодедово обрабатывали против обледенения,
мела позёмка, но большинство пассажиров еще до посадки в
самолёт уже щеголяли в футболках.
Летели сравнительно недолго, шесть с половиной часов. Надо
сказать, что компания Роял Флайт, чартером которой мы на
этот раз воспользовались, организовала прекрасный ужин
на борту (на обратном пути был столь же замечательный
обед), на ноутбуках мы посмотрели заранее "закачанные"
фильмы – так что полёт не показался обременительным.
Правда, не могу не отметить, некоторые россияне вели
себя во время полёта, да и на месте, не совсем прилично,
если выражаться мягко. Ну, что же делать, такова наша
нынешняя культура.
Разместились в отеле Алидия, расположенном на второй линии.
Сын с женой отдыхали здесь в прошлом феврале, и нас, с
учетом этого факта, разместили в прекрасном номере на
первом этаже, откуда можно выйти к расположенному в
нескольких метрах бассейну не только через уютный
открытый холл, но и через балкон этого номера. Мы,
кстати, любили там посидеть вечером за столиком,
обсуждая планы на следующий день. Номер вполне типовой –
удобства, телевизор, холодильник, кондиционер, телефон и т.п.
Территория отеля, состоящего из нескольких белоснежных
корпусов, похожих на дворцы, очень зелёная. Множество
растений, которые у нас считаются комнатными, пальмы,
цветущие магнолии, лианы, декоративные вазы, стенки из
вездесущего здесь красно-коричневого вулканического туфа,
мощёные дорожки среди буйства зелени
и т.п. – в общем, просто сказка.
К морю можно идти по оживленной улице, а можно, как
говорится, огородами – через заднюю калитку. Здесь, к
слову, можно увидеть непарадную Индию – бедные лачуги и
даже трущобы из бамбуковых палок, кусков полиэтилена, листьев
пальмы и т.п. Такое тоже есть. Отель и пляж Бага бич
находятся в посёлке Бага, названному так по имени
местной речки, впадающей в Аравийское море в самом
начале пляжа.
Поселок Бага находится в северной
части провинции Гоа, в 15 километрах от столицы штата
– города Панаджи. Это
довольно большой поселок, который на севере граничит с подобными
же посёлками: на севере с Анжуной, а на юге – с Калангутом.
Напротив этих посёлков расположены пляжи с такими же названиями.
Бага стал очень популярным туристическим местом Северного Гоа, в
курортный сезон на широком песчаном пляже Бага бич отдыхают не
только иностранцы, но и много индийской молодежи.
Поселок Бага имеет развитую инфраструктуру, включающую
множество ресторанов и кафе, сувенирных лавок, магазинов,
отелей, пунктов обмена валют и банков. Именно в этом месте
появились первые крупные отели в Гоа. Прибрежная зона в этом
месте не имеет скрытых течений и скал, поэтому купаться здесь
безопасно. Начало
туристического бизнеса в Северном Гоа связывают с именем Тито
Генри де Соуза, которому недалеко от моря установлен памятник, в
честь Тито названа улица, на которой и стоит этот монумент. Немаловажно, что на пляже предлагается большой ассортимент
всевозможных водных развлечений.
Вдоль протяженного пляжа множество шеков (так здесь
называются пляжные кафе), в которых при желании можно не только
заказать орешки, фрукты, сок или раскрученное индийское пиво
Кинг Фишер, но и плотно поесть. Цены здесь вполне умеренные и
пересчитывать их в рубли, чтобы сравнить с российскими, нет
никакой необходимости. Одна индийская рупия примерно равна
одному рублю.
Около каждого шека стоят лежанки с зонтами. Интересно, что
платить за лежанки не нужно, достаточно что-либо купить в шеке.
Вам сейчас же принесут меню, причем, как показал опыт, лучше
попросить английский вариант – он более полный и наглядный.
Прямо на столик около лежанки вам по первому знаку принесут всё,
что пожелаете: арахис, фруктовый микс, содовую с лаймом,
ананасовый сок, пиво. Утром мы прямо на пляже завтракали,
начиная гастрономический день в кафешке при отеле, по домашней
привычке, с чая с тостами . На пляже нам готовили омлет масала с
зеленью или яичницу-глазунью, традиционные индийские лепёшки с
картофельной начинкой алу паратха и своеобразный густой йогурт.
Масала – очень популярное слово в Индии. Мясо масала, рыба
масала, овощи масала и даже чай масала, который не заваривают,
как у нас, а варят, используя при этом молоко. Это вкусно,
полезно и сытно. Масала – это смесь индийских пряностей, которая
варьируется по составу для тех или иных блюд. Не лишне заметить,
что блюда индийской кухни весьма острые, поэтому при заказе
стоит предупредить о степени допустимой остроты. Обычно
достаточно попросить среднюю остроту «мидл спайси» или малую «литл
спайси». Если вы намерены располагаться в зоне данного шека и
впредь, то не лишне оставить расторопному бою небольшие
чаевые.
Вернёмся, однако, к морю. Как это ни странно, но
индийцы в подавляющем большинстве не умеют и даже не учатся плавать.
Даже те, кто выросли недалеко от водоёмов. Мы, по крайней мере,
плавающих индийцев не видели. Возможно, это связано с какими-то
религиозными представлениями – религий в этих местах очень
много. Однажды индийские парни, бросая друг другу футболку
вместо мяча, закинули её слишком далеко. Доставать потерю никто
не решился, но находчивые плейбои попросили меня знаками
подплыть к футболке и вернуть им, что я и сделал. В свете
рассказанного, можно легко понять, почему на здешних пляжах
спасательная служба представлена не катером, а джипом "Махиндра"
индийского производства с громким рупором и доской для
вейкбординга на крыше, ездящим
вдоль берега и выгоняющих слишком далеко зашедших в воду
индийцев.
Волны на море бывают, но они, как правило, небольшие.
Особенность же их такова, что море вдали может быть почти
гладким, но ближе к берегу волны без видимых причин могут
нарастать так, что способны сбить с ног, поэтому в такие дни у
местных спасателей, ездящих вдоль берега на джипе, особенно много работы.
В море, естественно, нет никаких буйков, ограничивающих зону
купания. Зашёл выше пояса – всё, это предел. Правда, только для
аборигенов, хотя и нас однажды, в связи с высокой волной,
предупредили по-русски, что сегодня, мол, есть опасные обратные
течения и это – опасно.
Если говорить о местных пляжных традициях, то странность есть
ещё и в другом. Часто к морю приезжают большими группами,
особенно молодёжь, ведут себя очень шумно, выражая восторг от
свидания с морем. Интересно, что такие группы часто одеты в
новенькие одинаковые майки или футболки. Это Азия, и тут свои
вкусы. Можно увидеть парней, идущих под ручку или держась
мизинцами. И это вовсе не то, что может подумать европеец.
Таково обычное здесь олицетворение мужской дружбы.
Большинство местных жителей купаются в одежде. У них не
принято обнажать тело перед посторонними. Ну, и здесь не
редкость, когда по песчаному пляжу ходят дамы в сари и
респектабельные мены в парадной одежде: брюки, белая рубашка,
закрытые туфли, а иногда и тюрбан в стиле индийского раджи. Впрочем, темнокожие индийцы не видят нужды в
загаре. А кожа у некоторых, действительно, не намного светлее
негритянской, хотя есть и весьма светлокожие, лишь слегка
смуглые, жители.
И ещё одно. Индийцы, особенно приехавшие из других
штатов, где белого человека увидишь не часто, обожают
фотографироваться с "бледнолицыми". В первый же день со мной
изъявили желание сделать селфи несколько компаний, а один
"сахиб" даже показал себя в обнимку со мной кому-то по Скайпу.
Особенный успех имела моя белая фуражка "Адмирал", купленная
когда-то в Анапе в пляжном киоске.
Температура воздуха
во время нашего отдыха держалась в пределах комфорта – около 30
градусов днём, Аравийское море (часть Индийского океана) было
тёплым и ласковым. Только два дня дул ветер, и спасательная
служба неустанно контролировала
берег. Джип ездил вдоль берега и через рупор то и дело
настоятельно просил купальщиков не заходить далеко. Почему
спасательные функции здесь возложены именно на автомобиль, можно
легко понять, зная, что местные жители не практически поголовно
не плавают. Ходят по пляжу и полицейские в форме песочного цвета
и с метровыми палками из бамбука, реже – из пластика. Они
нещадно штрафуют нарушителей, уводя их в строящуюся неподалеку
резиденцию спасательной службы. Кто-то по простоте пил пиво не в
шеке, а на берегу, кто-то фотографировал полисменов. Здесь с
нарушителями не церемонятся. Чтобы ездить на арендованном байке,
которые предлагаются здесь повсеместно, нужно иметь права
международного образца, иначе также можно поплатиться. Ну, и
попутно стоит отметить, что движение в Индии левостороннее, к
этому тоже надо привыкнуть. При нас случилось два ДТП с русскими
туристами, одно не обошлось без переломов и госпитализации.
Два относительно ветреных дня мы решили посвятить поездкам и
экскурсиям. Есть немало людей, предпочитающих так называемый
«познавательный» туризм. Они чаще ездят в европейские страны,
дабы, попутно с посещением музеев, сделать престижные селфи на
фоне Эйфелевой башни, Колизея или Парфенона. Мы предпочитаем
другой туризм – его называют рекреационным – это когда на первом
плане отдых. Моё детство прошло у моря, там же проводили лето
наши сыновья и отдыхать на пляжах нам привычно и комфортно. Но и такой
туризм имеет немалый познавательный потенциал.
Теперь уже не все вспомнят, что в советское время в нашей
стране была очень популярна индийская культура, имеющая
тысячелетние корни. Мы еще в школьные годы знали писателя
Рабиндраната Тагора, восторгались искусством русского художника
и писателя Николая Рериха, посвятившего Индии не только своё
творчество, но и многие годы жизни. Огромным успехом
пользовались в СССР фильмы индийского кинематографа – Болливуда
– и индийские актёры. В частности, знаменитый Радж Капур и
члены его семьи, унаследовавшие талант артиста.
И по сей день популярно у нас индийское ведическое знание, к
которому, как известно, относится йога, медитация, астрология.
Известна многим в наше время и аюрведа – наука о здоровом образе
жизни, основанная на системе природного лечения и возникшая за 4
тысячелетия до нашей эры. Находят приверженцев в нашей стране даже идолы
многочисленных индуистских культов, например, Кришны. Группы облачённых в
оранжевые балахоны молодых людей можно видеть на многих наших курортах.
Они пританцовывают и поют: "Кришна-Кришна, харе-харе", –
недвусмысленно намекая на необходимость поддержать «Кришну»
материально.
Ещё Владимир Высоцкий пел о переселении душ: «Хорошую религию Придумали индусы,/Что
мы, отдав концы, /Не умираем насовсем.
/Стремилась ввысь душа твоя,/
Родишься вновь с мечтою, /Но если жил
ты как свинья,/ Останешься свиньёю». В
Индии, и именно в штате Гоа, «просветлялся» под гигантским
«священным» баньяном всемирно известный квартет Битлз, здесь искали
просветления многие известные люди, да и сейчас они есть. За
неделю до нашего прилёта на Гоа в посёлке Арамболь проводил
концерт основатель культовой группы «Аквариум» Борис Гребенщиков – большой почитатель индийской
культуры. Правда, религиозная община не позволила провести
громкое выступление полностью, вызвав полицию. Церкви здесь имеют очень
большое влияние. Правда, на Гоа, которым долгое время владели
португальцы, подавляющее большинство храмов – католические. Да и
вообще, Гоа – это как бы не совсем Индия. Хоть здесь тоже
повсюду бродят «священные» коровы, но говядину в кафе и
ресторанах найти несложно. Кстати, надо быть готовым к тому, что
на домах и среди сувениров в Индии нередко можно увидеть
свастику, которая
для индусов уже несколько
тысяч лет служит символом благополучия и плодородия.
В один из дней мы решили поехать на экскурсию «Весь Гоа за
один день», хотя преувеличение в названии было очевидным. Турбюро, где
мы до этого меняли деньги, располагалось
рядом с нашим отелем, и это был бизнес состоятельной и весьма
общительной индийской семейной пары средних лет. Разбитная
хозяйка хорошо говорила по-английски, а её супруг Раджан владел
только местным наречием. Рядом с офисом, перед которым стоял
новый минивэн «Тойота», располагался их дом, в половине
которого помещался спа-салон. Рядом с офисом раскинуло крону
грейпфрутовое дерево с ещё зеленоватыми плодами размером с
гандбольный мяч.
В поездку с нами отправилась наша новая знакомая –
индийская девушка по имени Митта. С Пашей – нашим младшим сыном
– она познакомилась на сайте
interpals.net, где люди учат друг
друга языкам. Невысокая, очень подвижная, энергичная, хорошо
говорящая на пяти индийских наречиях и по-английски, она
украсила собой, и в то же время упростила наше пребывание в
Индии.
Надо заметить, что в этой стране проживают 1,3 миллиарда
граждан,
живущих в 28 штатах и 9 союзных территориях. Они разговаривают
на 447 различных языках, имеющих, к тому же, 2 тысячи
диалектов. Жители разных штатов часто не в состоянии понять
друга! Хинди и английский в стране являются официальными языками,
но владеют ими отнюдь не все.
Существует также официальный список из 22 региональных
языков, которые могут использоваться правительствами индийских
штатов на своих территориях.
В Гоа,
например, таким языком является
конкани.
Вмешательство Митты существенно,
порой в 2-3 раза, снижало цены на наши покупки, к тому же,
благодаря ей, мы легко ориентировались и заметно улучшили свой
английский, особенно, разумеется, я. Паша всё-таки давно сдал первые
две ступени кембриджского экзамена и имеет сертификат,
присланный из Англии.
На «Тойоте» Раджан довёз нас до селения Кулем, где нам
предстояла пересадка на джипы. Там он вручил каждому небольшие
пакеты с мелкими индийскими бананами, чтобы кормить
обезьян вблизи водопада Дудхсагар, куда мы должны были
отправиться. Во время поездки, проходившей через «старый Гоа»,
мы видели две ухоженных мечети с высокими минаретами – мусульман
в Индии довольно много. При одной из них расположился большой
спортивный комплекс. Церкви в Индии, надо заметить, проводят
большую общественную работу: организуют спортивные соревнования,
помогают бедным, в том числе предоставляя временное жильё,
организуют различные поездки и экскурсии и т.д.
Пока ждали джип, к нам подошла корова – одна из
небольшой стайки, бродившей поодаль. Я пожалел пятнистую рогоносицу
и угостил её бананом. Надо было видеть, с какой скоростью ко мне
устремилось целое стадо её товарок со всех концов улицы. Хорошо, что подъехал джип, и
мы, быстро погрузившись в него, отправились в заповедник Бхагван
Махавир, где как раз и находится водопад. Чтобы описать долгое
движение через джунгли по каменистой дороге с неоднократным форсированием
водных преград, обычного лексикона, пожалуй, не хватит. В общем,
это было запоминающееся приключение. Но всё когда-нибудь
заканчивается.
Перед въездом в заповедник нас высадили, чтобы после
экстремальной транспортировки люди могли посетить туалет. С виду
это было обычное дощатое строение. Но! Внутри этого заведения
было чисто, присутствовал унитаз и всё, что к нему полагается.
Перед шлагбаумом нам выдали спасательные жилеты, у всех взяли бутылки с водой, и на них
поставили номер: заповедники в стране объявлены зонами,
свободными от пластика. Как, к слову, и большинство школ. Если в
этой зоне найдут брошенную бутылку с номером – турбюро будет
иметь проблемы. А все проблемы имеют здесь конкретное денежное
выражение. Вот такая немногословная борьба с пластиком, которой
вполне было бы уместно поучиться и нашим экологам.
Едва мы вышли из джипов, как невесть откуда
появились обезьяны. Небольшие, с выразительными глазами, они
тянули к нам ручонки и явно жаждали угощения. Никогда близко с
приматами не общавшийся, я достал пакет, вынул из него один
банан, и хотел было угостить милое животное. Но не тут-то было.
Обезьянка вдруг обнаружила всю свою интеллектуальную мощь и,
одновременно, беспринципность. Она неожиданно резко подпрыгнула
и вырвала у меня из рук пакет с бананами, сообразив (видимо не
впервые), что пакет с фруктами – это лучше, чем один банан. Я
стоял растерянно с этим угощением, а моя бесстыжая обидчица,
легко взобравшись на пальму, швыряла вниз очистки. Последним,
плавно кружась, на землю упали ошмётки пакета. Плотно закусив,
мартышка не спешила спуститься вниз, видимо опасаясь репрессий.
Впрочем, можно было и не спешить с кормлением: обезьяны
приходили и к водопаду, когда мы туда добрались. Зная уже их
коварные повадки, туристы бдительно охраняли свои вещи – мало ли
что приглянется хвостатым хозяевам джунглей, ищи их потом.
В озере, образовавшемся у подножия водопада, мы искупались,
надев спасательные жилеты – иначе нельзя. Вода в озере
прохладная, но приятно освежающая. В водоёме живут крупные
карпы, которые тоже ждали угощения, но бросить им было, к
сожалению, нечего.
Потом, добравшись по огромным валунам и перекинутым через
стремительные ручьи мосткам до «материка», мы под руководством
русскоязычного гида – молодой индианки, изъяснявшейся на весьма
ломаном русском, посетили «плантацию специй», воздержавшись
от предложенного купания на слонах за 700 рупий с носа.
«Плантация специй» – это сравнительно небольшая, но
привлекательно оформленная коллекция пряных растений. Там можно
видеть, как растёт чёрный перец, кардамон – существуют,
оказывается, чёрные, белые и даже красные плоды этого растения,
кусты перца чили, растения, дающие корицу, гвоздику и прочие
пряности.
В конце экскурсии мы увидели большие старинные самогонные
аппараты для приготовления «фени» – так называется популярный и,
надо отметить, недорогой местный напиток из
плодов, на которых растут орехи кешью. Он
чем-то напоминает текилу или чачу, но не слишком крепкий –
обычно 42 градуса. Стоит 100 граммов такого напитка в кафе всего
40 рупий, что в разы меньше более раскрученных напитков, в
том числе знаменитого индийского рома. Сами орехи кешью, замечу
попутно, продаются в Индии везде – мешками, ящиками, пакетами. К
сожалению, для торговли разливают фени чаще всего в пластиковые
бутылки, если не брать во внимание подарочные и сувенирные
варианты. Это как-то снижает авторитет напитка перед
европейскими потребителями, не привыкшими к столь явной
экономии. Делают здесь ещё и водку из кокосовых орехов, но,
честно скажу, мне она как-то не показалась. Кокосовый сок куда
вкуснее.
В Индии много виноградников и здесь производят хорошие
вина. Причем, мадера в Индии – не совсем то, что понимается под
этим брендом в Европе. Название, видимо, осталось от
португальцев, волею морской стихии впервые получивших этот напиток, но
сама индийская мадера – мягкая, приятная и отнюдь не крепкая.
В павильоне «плантации специй» всем желающим предлагали
купить специи в пакетах. Мы от этого, в отличие от восторженных
попутчиков, отказались. В обычных магазинах всю эту «масалу»
можно купить значительно дешевле.
После «плантации» мы отправились в своеобразный пункт питания, организованный по
принципу шведского стола. Здесь был большой выбор блюд: очень
вкусные традиционные лепёшки с чесноком, густой соус с
разваренными бобами, жареная в панировке мелкая ставридка, а
также весьма острое блюдо, считающееся в Индии традиционным – чатни. Митта рассказала нам, что эта приправа, которую мы
впервые по её рекомендации попробовали в кафе индийской кухни
«Махараджа», завоёвывает всё большую популярность. Хорошее чатни,
как считается, должно быть таким острым, что его едва можно
есть, но, в то же время, таким сладким, что невозможно
оторваться. Для многих индийцев еда, поданная без чатни, – это
нарушение традиции. Как для вьетнамца еда без рыбного соуса,
тоже подаваемого в отдельном сосудике. Ну, или для кавказцев –
отсутствие на столе аджики. Есть много рецептов чатни, часто в основе этой закуски лежит ананас
и другие фрукты, а также специи. Состав чатни может
варьироваться.
Паша, проголодавшись, опрометчиво начал именно с чатни
и долго не мог продолжить трапезу – настолько приправа была
жгучей. Мы, видя его мучения, термоядерную приправу лишь
попробовали на кончике вилки. А Митта ела чатни без проблем.
Кстати, у индийцев принято многие блюда есть руками. Палочки,
популярные в странах Азии: в Японии, Китае или Вьетнаме, здесь
вообще не используются.
После обеда нас повезли обратно в Кулем. По пути Митта
разговорилась с двумя нашими попутчицами-индианками, по виду это
были мать и дочь. Услышав в разговоре слово Калькутта (индийцы
произносят его, как Калькатта), Павел спросил, каким транспортом
они добирались до Гоа из этого города. Ответив, что самолётом,
женщины охотно поддержали дальнейший разговор. Когда я,
сконцентрировав свои языковые запасы, сообщил о том, что мы
знаем Калькутту как крупный портовый город, когда-то построенный
англичанами с нуля, собеседницы посмотрели на нас с нескрываемым
одобрением. «А что, в России многие говорят по-английски?», –
спросила более молодая собеседница. «Нет, это вообще нетипично
для России», – честно, хотя и с сожалением, ответил Павел.
Возвращаясь из Кулема мы, уже на «Тойоте», заехали в
несколько интересных мест. Первым из них стал индуистский
храм в деревне Приол Таулка, построенный в 1565 году. Вернее
сказать, первоначально этот великолепный храм был построен в
местечке Корталим, а в Приол храм был перенесен, чтобы спасти
его от португальцев. Храм, воздвигнутый в честь индуистского
бога Мангеши, одного из воплощений Шивы, – очень красивый,
ухоженный и имеющий давние традиции. На территории храмового
комплекса не принято ходить в обуви – только босиком. Женщины,
если они в коротких шортах, должны, входя в храм, прикрыть ноги
специальными платками, которые здесь имеются. Ходить с
непокрытой головой здесь никому не воспрещается, а вот
фотосъёмка запрещена.
Перед сооружением есть, как и у большинства индуистских
храмов, пруд, а около входа на территорию комплекса возвышается
восьмиугольная башня для лампад – дипастамбха, напоминающая
колокольню в старинном стиле. Величественная белая башня при
входе – это характерная особенность индуистских храмов вообще, а
здешняя семиэтажная постройка – самая высокая башня в
штате Гоа.
Находясь в храме, мы, естественно, соблюдали все правила,
существующие здесь. Возможно, поэтому на нас обратил внимание
брахман. Он подошел к Павлу и жестом пригласил его во двор. Я
тоже вышел за ними. Брахман что-то рассказывал Павлу и тот
кивал, когда я к ним подошёл. Священнослужитель спросил меня,
понимаю ли я и по-английски. Услышав утвердительный ответ, он
показал нам огромную колесницу с искуснейшей деревянной резьбой
и рассказал, что во время праздника Маха Шиваратри, посвященному
реинкарнации бога Шивы, эту колесницу катят 200 человек. В этом
году праздник, связанный с лунным циклом, выпадает на 21
февраля. Его, надо заметить, желающие могут отметить не только в
Индии, но и в Москве, где тоже проводится это мероприятие.
Тут уместно заметить, что Митта, ныне живущая в 15-миллионном
Мумбае (бывший Бомбей), детство провела в рыбацкой деревне
Мангалур штата Карнатака, в семье рыбака. Отец её придерживался
индуистской религии, а мама была католичкой. Сама Митта –
протестантка. Кстати, слово протестантизм происходит не от
русского слова «протест», а от латинского protestans, что
означает «публично доказывающий». С точки зрения протестантов,
Христос – это единственный посредник между Богом и человеком, и
спасение возможно только через веру в Него. Они не признают
внешней обрядовости, полагая, что Бог должен быть в душе, а не в
богатых одеждах и пышных церемониях. Нечто подобное писал в своё
время и искренне верующий человек Лев Николаевич Толстой, за что
был подвергнут анафеме. Но это еще ничего, бывали времена, когда
за инакомыслие вообще подвергали аутодафе, то есть, проще
говоря, сжигали живьём. Вспомним хотя бы Джордано Бруно. Надо
признать, что в историческом ракурсе индуистские
традиции куда более гуманны, чем католические.
Следующий храм, который мы посетили, возвращаясь
в Багу, была старинная базилика Франциска Ксаверия, построенная
из местного вулканического камня красно-коричневого цвета. Здесь
из него построено практически всё.
Церковь святого Франциска Ассизского входит в комплекс
собора святой Екатерины и является одной из самых посещаемых. Её
построили в 1661 году, чтобы почитать известного святого
Франциска Ассизского – основателя ордена францисканцев. В церкви
можно увидеть надпись «Бедность, скромность и послушание». В
своё время Франциск Ассизский предложил богатым католическим
монахам отказаться от роскоши и жить по евангельским заветам.
Многие люди приняли эти постулаты, так как они больше
соответствовали учениям Христа, чем богатая жизнь епископов,
кардиналов и настоятелей тех лет. В церкви Франциска Ассизского
все эти этапы жизни святого представлены в виде картин, здесь же
хранятся его мощи. Стоит добавить, что этот святой считается
покровителем Гоа и его имя можно увидеть на рыбачьих лодках
рядом с латинским крестом. Между прочим, кафедральный собор
Святого Франциска Ксаверия есть также в белорусском городе
Гродно.
Когда-то португальцы ставили на открытых землях
каменные столбы с крестами, называемые падранами. Эта традиция
жива на Гоа и поныне, только смысл креста изменился.
Повсеместно: около рыбачьих станов, отелей, домов, торговых
центров и т.д. можно видеть такие сооружения, призванные,
по-видимому, защитить от влияния дурных сил и содействовать
успеху. К ним возлагают или на них вешают цветочные гирлянды,
чаще всего из цветков бархатцев, нанизанных на нитку, но иногда
встречаются и искусственные цветы. Такие
гирлянды можно сделать самому или купить.
Через дорогу от этого францисканского собора расположен
собор святой Екатерины, освящённый в 1640 году. Это самый
большой католический храм в Индии и один из самых больших в
Азии, он входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, как,
впрочем, и сам Старый Гоа. В капелле этого храма Франциск
Ксавьера крестил местное население в период своей миссионерской
деятельности на Гоа.
В соборе находится капелла Чудесного Креста. Считается,
что на этом кресте, когда он стоял еще на горе Боа-Вишта, 23
февраля 1619 года явился Иисус Христос, после чего крест стал
увеличиваться в размерах и приобрёл способность исцелять
больных. Благодаря этой чудодейственной реликвии, перенесённой в
собор Святой Екатерины, он стал центром непрекращающегося
паломничества верующих со всей страны.
К реликвиям собора можно отнести ещё и «Золотой
Колокол», сохранившийся на колокольне до наших дней. Отлит он
был в 1652 году, причём в сплав при отливке колокола добавлялось
золото. Существует также название «Колокол инквизиции»,
связанное с тем, что в период деятельности на Гоа инквизиции,
звон колокола оповещал горожан о начале публичных казней через
аутодафе, которые проводились на площади перед этим собором.
Выше упоминалось об этой негуманной исторической традиции
католической церкви. Мы попасть в собор не смогли, ибо в это
время он, к сожалению, был закрыт, а работал только буфет для
паломников.
Ролик "Первый день на Гоа"
Пляж на Гоа без комментариев)
Отдых на Гоа. Как важно знать английский
Идём пить чай в кафе при отеле
Страница
1,
2
Продолжение очерка
Владимир Лях
Оглавление
страниц автора
Творчество
|
|