|
ЛЮДИ
БЕЛОЙ КАЛИТВЫ
Владимир Лях
Учитель жив в своих
учениках
Василий Павлович Кугатов
Я увидел его издалека и
сразу узнал эту неспешную походку, подтянутую фигуру мудреца,
как будто гуляющего в саду. Примерно так, наверное, выглядел
древнегреческий философ Сократ, когда, любуясь цветущими
деревьями, он в диалоге передавал питомцам свои знания и умение
мыслить. Из Сократа вышла вся античная философия: из
разума – академики и перипатетики, из чувств – киники и
киренаики, из иронии - скептики, и даже из
мужественной смерти – стоики.
Ученики Сократа были его друзьями, каждый при этом
оставался личностью со своей индивидуальностью, характером, а он
сам – лишь умным наставником, выделяющимся среди равных
блестящим умом, остро развитым чувством справедливости и личного
достоинства, а не проповедями, которые были бы им чужды.
Ученики Сократа любили его за добродетель и философию,
и наставник не собирался превращаться в повелителя школы, тем
более выстраивать характеры своих учеников по своему образу и
подобию. Кто не помнит знаменитое сократовское «Я знаю только
то, что я ничего не знаю»?! Он никогда ничего не записывал,
чтобы не ослаблять память, а потому не оставил никаких трудов. И
всё-таки Сократ принадлежит истории человечества, ибо среди
учеников философа были Платон, Ксенофонт, Аристипп, Антисфен,
ставший потом учителем Диогена, и многие другие. Учитель жив в
своих учениках...
Я не случайно вспомнил Сократа, собираясь рассказать совсем о
другом человеке, своём современнике, которого уважаю и у
которого в молодые годы многому научился.
С Василием Павловичем Кугатовым мы знакомы очень давно.
Когда я приехал после институтского распределения в
Белокалитвинский район, он уже был известным и авторитетным
учителем. Его педагогическую судьбу не назовёшь типичной, хотя,
наверное, она и не уникальна для того времени: смолоду Василий
Павлович был трактористом. Я знаю ещё одного тракториста из
этого же поколения, который стал замечательным, талантливым
учителем: это Алексей Александрович Коваленко – учитель
математики школы № 8 в посёлке Шолоховский, у которого учились
несколько моих знакомых.
Василий Павлович стал учителем истории. Он сам
затрудняется ответить на вопрос, был ли этот выбор случайностью.
Я думаю, что нет. Он всегда много читал. Даже в тракторе у
Кугатова всегда была с собой книга. Жена молодого, весёлого и
компанейского тракториста была учительницей начальных классов, и
жили они тогда в хуторе Демишеве. Василий никогда не был
формалистом и имел прямой и понятный взгляд на происходящее.
Поэтому его удивляло многое в школьных делах супруги, на что она
неизменно отвечала: «Ну, так возьми и попробуй!» Постепенно в
этой фразе он почувствовал вызов.
А тут подвернулся случай: на производстве случилась
довольно серьёзная травма, и больничный листок выписали сразу на
целый месяц. Тогда-то, пользуясь случаем, и поехал Василий в
институт, успокаивая себя, что это «только попробовать»,
доказать себе и другим, что чего-то стоит. Дескать, не получится
– и ладно. Было ему в это время уже за тридцать.
В институте заканчивался приём заявлений и на математическом
отделении был недобор, а на историческом – серьёзный конкурс.
Кугатова стали убеждать подать документы на математический
факультет: туда, мол, поступит с гарантией. Но он, хоть и имел
способности к точным наукам, был твёрд: пан или пропал. И
поступил. Шёл 1961 год.
А потом они с Любовью Ивановной переехали в Литвиновку, ещё
недавно бывшую районным центром Литвиновского района,
упразднённого в 1959 году. Василий Павлович и на новом месте не
собирался работать в школе. Побыл недолго заведующим Домом
пионеров, но его настойчиво убеждали и всё-таки убедили идти в
школу. И вот – он учитель.
Работал с увлечением, постепенно входя во вкус этой
непростой и ответственной профессии. Учился, много читал,
посещал уроки коллег, но не копировал, а, переплавляя увиденное,
формировал свой стиль преподавания. И даже в это время говорил
себе, что если вдруг что-то не получится, то снова уйдёт на
трактор. Однако получалось.
К нему стали приезжать за опытом. Однажды очередной
визитёр попросил разрешения пожить в школе неделю, чтобы
основательно поучиться у Кугатова. Михаил Фёдорович Кравцов,
бывший тогда директором, разрешил поставить в пионерской комнате
раскладушку. Гость не пропустил ни одного урока истории Василия
Павловича. Ему предлагали сходить и к другим историкам, в том
числе и к самому Кравцову, но он ответил с беспощадной прямотой:
«На их уроках я был, но мне интересна методика Кугатова, именно
так я бы хотел работать». Потом, прощаясь, благодарный «ученик»
написал отзыв, где подчеркнул мысль, что его наставник –
нестандартный, ищущий учитель. Этот эпитет вызвал некоторую
ревность у более опытных коллег, но Василий Павлович не стал
придавать их колкостям какое-либо значение.
Он всегда имел своё мнение и не скрывал его. Как-то
заявил директору, что не видит смысла в трёхчасовых, а то и
более продолжительных педсоветах. Поспорили. В другой раз
районный отдел образования включил Кугатова в комиссию по
проверке одной из школ. Задача была сформулирована неофициально,
но вполне конкретно: тамошнему директору – заслуженному
человеку, фронтовику, тоже историку, но не имевшему законченного
высшего образования, пора уходить. Василий Павлович честно
представил о посещённых уроках положительный отзыв. Единственный
из шести членов комиссии.
Зная принципиальность Кугатова, его стали
приглашать то в одну, то в другую школу, когда нужно было
поддержать учителя истории, помочь ему. Приезжал Василий
Павлович в этом амплуа и в нашу Нижнепоповскую школу. А
пригласил я его после того, как сам побывал на уроках Кугатова.
Просто так, для себя.
Вот тут, пожалуй, пора объяснить, почему я начал очерк с
упоминания о Сократе. Педагогическая система древнегреческого
философа, да и сам его образ, очень близки к моему восприятию
личности Василия Павловича Кугатова. Отсутствие всяческого
апломба, добрый юмор, умение слушать и слышать, прекрасная
память, однозначность и бескомпромиссность нравственной позиции.
Сократ ведь мог заплатить штраф за привидевшееся обвинителям
«богохульство», но посчитал, что это будет равносильно признанию
вины. И поэтому он предпочёл чашу с ядом. Приняв смерть, мудрец
остался в вечности. А кто сегодня знает имена его обвинителей?!
Когда-то мы были с В.П. Кугатовым на каком-то областном
мероприятии, жили в многолюдной комнате общежития. Он был
неистощим на шутки и рассказы, а еще проявил себя в высшей
степени умелым организатором. Был у нас и ужин со всем, что к
нему полагается, и проветривание, и чистота в помещении. Надо
заметить, при полном отсутствии диктата.
Кугатову не раз предлагали возглавить ту или иную школу, но
он каждый раз отказывался, предпочитая оставаться учителем
Истории. Впрочем, историей и чтением его увлечения не
ограничивались. Занимался школьным музеем, домашним хозяйством,
садом, виноградником. А ещё – радиолюбительством, в 1960-70-е
годы это было массовое увлечение. На уроках истории Василий
Павлович применял оригинальный электрический стенд на
герметизированных контактах, изготовленный своими руками. Я,
между прочим, не без гордости узнал, что и сейчас он хранит
вырезку из местной газеты с моей статьёй о цифровом телевещании
в Белой Калитве.
Вообще, случайно встречаясь в городе, где уже давно
живут Кугатовы, мы часто говорили об интересных публикациях в
газете, когда она еще не стала сугубо информационным листком.
Мой собеседник всегда помнил статьи и материалы на полемические
темы – и мои, и других авторов. Помнится, что он начинал
работать над историей Литвиновской школы, но, по-видимому, эта
работа так и не была закончена.
Кто-то может упрекнуть меня за недостаточное количество
дат, фамилий и прочих подробностей в этом материале. Это,
наверное, справедливо, но я и не собирался писать
стандартно-хвалебную биографическую статью .
Не так давно мне довелось общаться с
ветераном-строителем Владимиром Михайловичем Бачуриным, который
в 93 года написал книгу воспоминаний. В ней он с сожалением
говорит, в частности, о неиспользуемых в наше время резервах. И
среди них называет пренебрежение к опыту старших поколений.
Вывод Бачурина в полной мере можно отнести и к
образованию. В нашей американизированной образовательной системе
уже не формируются Ушинские, Сухомлинские и Макаренко. Наверное,
сейчас не мог бы появиться кинофильм «Доживём до понедельника»,
когда-то потрясший педагогическое сообщество, да и не только
его.
«Единственное, что может направить нас к благородным
мыслям и поступкам, – это пример великих и нравственно чистых
личностей», – утверждал Альберт Эйнштейн.
Ему вторит классик русской литературы Антон Павлович Чехов:
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда
снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы». А вот мнение
основоположника русской педагогической науки К.Д. Ушинского:
«Только личность может влиять на воспитание, развитие другой
личности».
Быть личностью непросто, а в образовании особенно. В наше
время уже не изучается и не обобщается индивидуальный
педагогический опыт, да и «многолетний добросовестный труд» уже
не есть «дело чести, доблести и геройства». Не в этом ли одна из
причин падения престижности учительской профессии, призванной
теперь «оказывать услуги».
В ранг достоинств педагога ныне возведены яркие
выступления на всевозможных конкурсах и состязаниях. Не беру на
себя миссию осуждать или, наоборот, восхвалять это положение.
Что делать, у каждого времени свои герои. Но, каюсь, я не могу
представить, чтобы воин, философ и педагог Сократ тратил бы
время на какие-либо конкурсы, чтобы самоутвердиться. Учитель жив
в своих учениках. Именно этой истине, по большому счёту, и
посвящен этот очерк.
Мы стояли около шиномонтажной мастерской, пока
разбитной мастер, в одетой наоборот бейсболке, чинил колесо моей машины.
Наконец, работа была закончена, я отогнал машину в
сторонку, и мы с Василием Павловичем ещё немного поговорили.
Вспомнили коллег, с которыми работали, события того времени,
когда мы были значительно моложе. Уезжая, я видел в заднее
стекло, как мой собеседник, слегка опираясь на палочку,
продолжил своё неспешное шествие. Где-то здесь неподалеку он
живёт.
Страница "Люди Белой Калитвы" Страница
"Творчество"
История
образования |
|