Учитель начальных
классов Александра Ивановна Великая. г. Белая Калитва,
1987г
|
ЛЮДИ
БЕЛОЙ КАЛИТВЫ
Она
и дело творит великое
Александра Ивановна
Великая
Добрая
тысяча людей на земле на вопрос о своей первой учительнице
ответит, что ею была Александра Ивановна Великая. Конечно, ведь
почти полвека отданы школе, и, наверное, самому главному и
ответственному ее звену – начальному обучению. За все эти годы
ее педагогическое мастерство не просто шлифовалось, оно росло
качественно. Никогда Александра Ивановна не держала в
руках пожелтевшей тетради с конспектами уроков многолетней
давности. Для нее работа – творчество, а творчество не может
пожелтеть, оно всегда молодо, живо, талантливо.
Предметники говорят, что работать в классах Великой и
легко, и очень сложно одновременно. Легко потому, что база
подготовки у детей очень серьезная, надежная, они много знают и
умеют, и самое главное - хотят знать еще больше, любят и
умеют учиться. А поэтому и учитель всегда должен быть на высоте.
Как она это делает? Гениальное, на первый взгляд,
всегда кажется простым. Я провела с классом Александры Ивановны
только один рабочий день, поприсутствовала на всех уроках и
поняла, какой колоссальный труд и опыт кроется за той веселой и
непринужденной легкостью, с которой малыши постигают, обширные
знания из различных наук. Начался день на сцене актового зала с
урока хореографии. Они все танцуют! Самостоятельно и в парах,
без всяких комплексов. На втором уроке ребята путешествовали в
историю. Этот предмет ведет в классе учитель-историк Т. В.
Голубева. Разделившись на группы, в каждой из которых был свой
лидер, свой критик, дети выполняли огромный объем работ, сыпали
терминами, чертили линию времени, решали исторические
задачи, составляли друг другу письма петроглифами (рисунками),
сочиняли рассказы о старых вещах, по которым можно
восстановить наше историческое прошлое.
Третий урок математики проводила сама Александра
Ивановна. Не буду говорить о том, сколько класс успел выполнить
за урок. Просто сказать, что много, – ничего не сказать. Меня
поразило то, что, к примеру, периметры прямоугольника и квадрата
они пощелкали, как семечки.
На следующий урок иностранного языка к детям пришла
учительница-англичанка М. М. Моисеенко. Она привела с собой
девятиклассников для участия в уроке. Здесь было все: диалоги,
песни на английском, соревнование, игры, стихи, много новой
информации, день рождения, конфеты...
На переменке перед географией ребята пели под
аккомпанемент. А потом вместе с учительницей Н. Н. Нерсесян
вспоминали об известных путешественниках и их открытиях,
называли материки и океаны, изучали карту мира и повторяли
термины. Но и на этом учебный день не закончился. «А как
же без русского?» – сказали дети. И Александра Ивановна, словно
десятиминутное развлечение устроила, поиграв с ними в
русский язык: и вспомнили, и повторили, и закрепили. Играя.
Этих детей в прошлом году А. И. Великая шестилетками
набрала в первый класс. Сейчас они второклассники. А по уровню
подготовки дадут фору многим, и не только ровесникам. Ведь,
помимо описанных предметов, они изучают еще изобразительное
искусство, академическое хоровое пение, музыку, этику,
театральное (!) искусство, чтение, естествознание, риторику.
Многие предметы ведут специалисты. Так решила Александра
Ивановна. – Почему я должна учить детей тому, чему специалист
научит их гораздо лучше? Она не уходит ни с одного урока
своих детей.
– Предметникам нужна классная дама. Прозвенел звонок, учитель
приходит в класс, а у нас все готово, и сразу начинается
работа, – говорит А. И. Великая. Но за счет чего появилась
возможность обеспечить детям такой обширный набор предметов?
Оказывается, за счет разработанной Александрой Ивановной методики
ускоренного обучения чтению, которое можно освоить в
течение месяца. С 1983 года А. И. Великая практикует свою
методику. Она была признана на коллегии облОНО. А поначалу
пришлось пробивать стены и выслушивать всяческие укоры и
обвинения в нарушении государственной программы и тому подобное.
Насколько реализовывается потом данная детям база, можно судить,
так как у А. И. Великой это уже четвертый набор шестилеток. – К
сожалению, всего процентов на 60, – считает Александра Ивановна.
Она гордится своими детьми, переживает за успехи,
контролирует их. Взаимосвязь предметов на ее уроках очень
тесная. К примеру, чтение отрабатывается не на примитивных
словах и рассказиках, предлагаемых учебником, а на сложных
текстах по истории. Я понаблюдала за детьми. Каждый
казался индивидуумом, стремящимся проявить себя,
продемонстрировать, на что способен. Они не выглядят серой
массой, они все – лидеры или стремятся к первенству, потому что
дух соревнования присутствует во всем. Может быть, именно
этого не хватает людям в наше время, когда многие предпочитают
индифферентно ждать событий. Я сбилась со счета, сколько раз за
день ребята слышали слова: - Молодцы! Я люблю вас! I love уou! Я
горжусь вами! Я вас обожаю! Но чтобы чувствовать свою
исключительность, ее надо заслужить трудом, знаниями, успехами.
Когда я спросила А. И. Великую о званиях и регалиях,
она улыбнулась в ответ и предпочла не развивать эту тему. И было
очень понятно, что за этой улыбкой стоит характер: сильный,
целеустремленный, не привыкший прогибаться. Ее награда
–
дети.
Отдала свои часы, потеряла в зарплате? Пусть. Ведь это окупается
другим – любовью и авторитетом. Бывшие ученики приводят к ней
своих детей. Во многих школах работают учителями ее
воспитанники. Она уходит из класса последней, она живет своей
работой, у которой так много смышленых мордашек и пытливых
глазенок.
Известно, что отношением к ребенку проверяется
человечность и истинность любого порыва. Жизнь и работа А. И.
Великой – яркое подтверждение тому. Учителям-коллегам из средней
школы № 6 остается только позавидовать: рядом с ними бьет мощный
источник опыта и знаний, позволяющий не просто
одержимо работать, а работать на блестящий конечный результат.
Г. Алентьева.
Фото из газеты В.
Рыбина, "Перекресток", 26 марта 1999г
Памятник Первой учительнице - это дань благодарности
и уважения тем, кто научил детей читать,
писать, любить Родину. г. Белая Калитва
Страница "Люди Белой Калитвы"
Страница "Творчество"
История
образования |
|