Хутор Дядин, вдали - Троицкий
Храм
Митинг в память жертв массовых
репрессий против казаков
И.И. Колодкин на своем подворье в
х. Богураеве
И.И. Колодкин с женой на своем
подворье в х. Богураеве
На подворье И.И. Колодкина. х.
Богураев
Почетная грамота от Правления
юрта
Почетные казаки Усть-Белокалитвинского
юрта. Доска почета в парке имени Маяковского в Белой Калитве |
ЛЮДИ
БЕЛОЙ КАЛИТВЫ
«Мгновенный
взор»
Иван Иванович Колодкин
В повседневной суете бывает,
экономишь добрые слова в адрес знакомого человека. Думаешь, а
– успею! Скажу еще... А вдруг да
не успеешь!? Вот и пытаешься сказать здесь и сейчас слова
участливые и теплые, ибо творческий человек в них нуждается,
может быть, гораздо чаще, потому что воспринимает окружающий мир
острее, болезненнее. Развитое воображение дорисует и
раскрасит в яркие тона серый быт и скучную действительность. Как
там у Блока: «И невозможное –
возможно! Дорога дальняя –
легка, когда блеснет в дали дорожной, мгновенный взор из-под
платка...» Ну, да: мгновенный взор! А если
приглядеться-вглядеться? Мир велик и многолик! Ивану Ивановичу
Колодкину – историку-краеведу из
хутора Богураева 30 июля – 60 лет. Два
прозаически-поэтических сборника (2 книжки, которые стоят
многих!), огромное количество публикаций на тему истории нашего
края, не побоюсь этого слова, –
патриарх возрождения казачества на Дону... О нем можно сказать
многое.
Родился в 1947 году, и детство пришлось на трудные
послевоенные годы. Беседуя с ним, я всегда понимал
– он родом из детства. Откуда в нем
безмерная жажда собирательства историй, легенд, предметов быта
старинного?.. Довелось ему пацаном с бабушкой ходить по дворам
– «Христа ради». Всякого повидал,
всякое слышал. И многие рассказы стариков об укладе жизни
казаков упали на благодатную почву. Долгие зимние вечера. Мама
– Вера Федоровна –
прядет у печи (зарабатывала копейку –
вязала пуховые платки), и льются ручейком рассказы о
стародавнем житье-бытье. Ранимая и впечатлительная душа ребенка
все впитывала, как губка, и хорошее, и плохое. В общем,
детство было тяжелое, без отца, но богатое на впечатления и
жизненный опыт. После службы в ракетных войсках
– учеба в Нежинском педагогическом
институте (родина великого русского писателя Н. В.
Гоголя). Некоторое время работал учителем истории. Но, как
говорится, «пришелся не ко двору». Полуармейский стиль одежды.
Борода. Кого-то раздражала внешность, кто-то из чувства
самосохранения (как бы чего не вышло!)отказывал в работе. Так
Ивана Колодкина "отодвинули" от воспитания подрастающего
поколения.
В начале 90-х Иван Иванович был заметной фигурой в деле
возрождения казачества. Участвовал во всех Войсковых кругах,
ездил по хуторам. Выступал на сходах. Наш земляк
– режиссер Федор Федорович Петрухин,
именно на подворье Колодкина в хуторе Богураеве снимал свой
художественный фильм «Дина».
К 300-летию Белой Калитвы вышли сразу две книги под названием
«Лестовка» (старообрядческие четки), в которых были собраны
поэтические зарисовки, написанные в разные годы. Я здесь боюсь
«загонять» миниатюры, написанные Иваном Ивановичем в рамки
какого-то жанра – стихи, проза, эссе,
зарисовка. Они – единичны по своей
сути. Своеобразное поэтическое видение мира, где тесно
переплелись разговорный язык, чуть ли не языческие поэтические
образы и самоощущение многоликости мира, которые живут в душе
самого автора ("В слезах невидимых Россия, в тени Невидимых
берез – он молит, чтоб его простили
– хотя, ни в чем не обвинен!").
На самом деле, И. И. Колодкин
– личность реально неоднозначная: и как человек, и как
историк, и как писатель. У кого-то он вызывает чувство
восхищения и уважения, у кого-то –
раздражение и отторжение. (Как говаривал Николай Васильевич
Гоголь: "Полюбите нас черненькими - беленькими нас каждый
полюбит!") У Колодкина есть "книга отзывов", которую он ведет с
конца 80-х годов – автографы и
пожелания людей, с которыми свела судьба, которые побывали у
него в гостях на подворье в хуторе Богураеве
– академики и генералы, атаманы казачьих войск и
режиссеры, известные актеры и простые казаки... Тысячи записей.
Практически во всех есть фраза: "Иван Иванович
– человек самобытный, своеобразный и
интересный". И это правда. С 60-летием! Будь здрав! Все еще
впереди!.. А. Кравченко. "Перекресток" 26.07.2007
Колодкин
Иван Иванович. Автобиография
Колодкин Иван
Иванович. Потомственный казак-старовер. Родился я в 1947 году на
хуторе Богураев Белокалитвинского района Ростовской области,
вырос без отца. По окончании школы работал на железной дороге и
строительстве. Службу служил с 1966 по 1969 год на Украине в
РВСН, ефрейтор. Учился я так же на Украине, окончил в г. Нежине
педагогический институт им. Н.В. Гоголя, факультет истории и
обществоведения. 15 лет отработал сельским учителем истории в
Тацинском, Морозовском и Обливском районах Ростовской области.
Историю как науку любил со школьной скамьи. Ещё в советское
время занялся историей казачества и фольклором, за что получил «белый билет» на преподавание в школе и поднадзорность.
С начала 90-х годов активно участвовал в возрождении казачества, был делегатом Первого Донского Казачьего Съезда (Круга) 17-18
ноября 1990 года в г. Ростове-на-Дону. Начал писать стихи
и рассказы, опубликовал ряд статей и книг в донских изданиях. В
настоящее время на пенсии, живу и работаю на хуторе Богураев. Занимаюсь историей казачества и краеведением. Являюсь
членом Совета стариков Усть-Белокалитвинского казачьего
юрта. Почётный казак Войска Донского. Моя литературная
деятельность началась в 90-е годы, когда я начал писать статьи в
донских печатных СМИ на исторические
темы. В 2003 г. в свет вышло первое издание моей книги
«Лестовка», приуроченное к 300-летию г. Белая Калитва (ООО
«Калитва- Печать». Г. Белая Калитва. Ул. М. Горького, 242 «А».
Заказ № 1564. Тираж 1000 экз. 2003 год). В том же году вышло и
второе расширенное издание книги "Лестовка" (ISBN 5-87688-167-8.
ООО "Донской издательский дом". г. Ростов-на-Дону, ул.
Ереванская,
36. Заказ №60. Тираж 1000 экз.).
В настоящее время я продолжаю писать. Сотрудничаю с
российскими печатными СМИ и интернет-изданиями. Так же и с телеканалами: местными (донскими) и центральными (РТР, НТВ). В
последние годы принимал участие в съёмках ряда документальных
фильмов и телепрограмм на тему истории и возрождения
казачества. Являюсь членом Союза журналистов. Здание моего Мира
стоит в окрестностях хутора Богураева. Надо сказать, что
название хутора сыграло свою роль в моем мировосприятии.
Фундаментом Мироздания является Митькин бугор, горы Гребенные и
Перенятная (Пирамидальная) с Караулом. Рождение мира и его
народов, военные походы и великие битвы последних веков, кочевые
и караванные пути — всё происходило здесь – в междуречье
Донца и Лихой. А сейчас здесь –
Мир, в котором зачарованная Степь переживает времена года.
Встречает Зарю. Радуется Солнушку и прислушивается к
шороху Ночи…
Донской край: история, природа, культура
Иван Колодкин
Историк-краевед Иван
Иванович Колодкин из хутора Богураева всю свою жизнь собирает
«преданья старины глубокой» - предметы быта казаков, старинные
фотографии, письма. Ещё горсовет Белой Калитвы принимал решение
об открытии в хуторе Богураеве этнографического музея.
-Задумка была, - рассказывает Колодкин, - рядом с церковью
Петра и Павла восстановить старинную школу. Там я намечал
организовать и оформить два класса: один – царского периода,
другой – советского времени, воссоздав все главные атрибуты.
Экспонаты были собраны и подготовлены. Ещё надеялись поставить
выше школы ветряк. Всё в комплексе должно было работать как
музей этнографии. Не получилось…
Советская власть "приказала долго жить". Деньги,
выделенные на музей, "утекли". Но на самом деле как музей
существовал все эти годы сам старинный курень Ивана Ивановича.
Сюда приезжают гости издалека. В "книге отзывов" (сегодня это
уже несколько увесистых томов), которую хранит Колодкин, есть
добрые слова сказанные художниками, актёрами, студентами,
школьниками и многими другими.
В казачьем курене на подворье Колодкина снимали два фильма:
один художественный, другой документальный – о казачестве.
Неоднократно бывали здесь иностранцы – немцы, французы,
бельгийцы, американцы. У Ивана Ивановича вышли две книги.
"Перекресток", 2015. 18 авг. стр.
6 (газета Белокалитвинского района)
Вечный рай
Ивана Колодкина
Об этом
человеке ничего нельзя сказать однозначно. Свойства личности и
характер его дарований таковы, что можно только принимать или не
принимать.
Всмотритесь внимательно в его лицо и прибавьте два
метра роста, импозантной внешности казака-старообрядца да
эксцентричное поведение большого ребёнка. За этой необычной
"обёрткой" прячется ранимая душа поэта, глубинная мудрость,
помноженная на интуицию и обширные знания истории Древней Руси и
казачества.
Творческая натура Ивана Ивановича Колодкина формировалась в
трудные послевоенные годы, во времена гонений на всякое
инакомыслие. Слово «казак» имело свою негативную политическую
нагрузку. Сначала всё как у всех: после школы работа на
железной дороге и строительстве. Три года службы связистом в
армии. Окончил истфак пединститута и 15 лет отработал сельским
учителем в Тацинском, Морозовском и Обливском районах. Но совсем
некстати занялся историей казачества и фольклором, за что и
получил «белый билет» на преподавание в школе и поднадзорность.
Затюканный земляками, не понимающими, почему такой
огромный мужик нигде не работает, а собирает горшки, отринутый
от общественной жизни, Колодкин превратился в того Колодкина,
которым сейчас является. Чудак и матерщинник, в старой казачьей
шинели, папахе и огромных стоптанных сапогах, смотрящий на мир
то с недоверием и хитростью, шитой белыми нитками, то с
безудержным восторгом и любовью.
Здание Мира Ивана Ивановича Колодкина стоит в
окрестностях хутора Богураева. (Название хутора также сыграло
свою роль в его мировосприятии). В его столетнем усадебном
курене собраны реликвии казачьего быта, старинные книги, фото…
Фундаментом Мироздания являются Митькин бугор, горы Гребенные и
Перенятная (Пирамидальная) с Караулом. Рождение мира и его
народов, кочевые и караванные пути, военные походы и великие
битвы — всё происходило здесь –
в междуречье Донца и Лихой.
Иван Иванович Колодкин вводит читателя в мир, в котором
зачарованная степь переживает времена года, встречает зарю,
радуется солнышку и прислушивается к шорохам ночи. В его родном
хуторе оживают и очеловечиваются даже тапочек (чирик) и пустой
горшок. Заговорили свеча и старый казан, дым из трубы. В их
речах есть потаённый смысл бытия, некий отзвук древнего знания о
главном.
В лестовках Колодкина есть две особенности, бросающиеся
в глаза неподготовленному читателю. Первая –
использование местного диалекта и казачьего фольклора. Если вы
не жили среди казаков, то поверьте на слово: именно так говорят
в наших хуторах. И слава Богу, что в лестовках Ивана
Ивановича сохраняются слова, уходящие из обихода под давление
новообразований, интернет-сленга и канцеляризмов.
Вторая –
написание обычных слов посредине предложения с заглавной буквы.
Не по правилам. Но автор пользуется правом передавать своё
чувство слова, подчёркивая его значимость различными приёмами, в
том числе и визуальными. Есть в этом доля почтительности к
Слову.
В живописи в жанре примитивизма работали большие мастера,
ставшие классиками. Лёгкий налёт наивного преклонения перед
прекрасным присутствует и в лестовках Колодкина, и вызывает
ответное чувство в ещё не успевших зачерстветь душах. Но не
только детская радость и удивление мистериям природы есть в
лестовках. В них чувства и мысли зрелого человека, много чего
знающего о своём предназначении. Людмила
Сафонова "Донской
временник"
25.06.2024г И.И. Колодкин ушёл из жизни
Иван Колодкин
ЛЕСТОВКИ
Святило
Народилось Мартовское Святило.
Горько заплакала Зимушка.
Котются, Котются холодные слезы по
Стрехам куреня. На точеные Балясины.
Ляпають по Тесовым Сходцам.
Курить паром Земля на Косогоре.
Зоветь Русь к Сошке. |
Восстание
Ляжить Дон
У Крямнистых Гор.
Тихай.
Спить.
Крепким Сном.
Явились Гости Незваные.
Чужбинники.
В Поле Дикое.
В Поле Белое.
От Разору Поганых
Каменья Трескаются.
На Горах Гребенных.
Грямить Камень Заветнай
Во Горькой Полыни.
Прогнал Дон
Чалны Дубоваи
К Луке Моря Синего.
Сам встал Дон.
Заиграл Булатом.
Сокрушил Вора-Га. |
К жизни
Легла Грудью Белаю
Свеча Восковая.
На Самой Край
Чаши Горькаи.
Горить, Сама,
Светить.
Да й Плача.
Котются, Котются
Слезы Горючаи
На Чисту Воду Падають.
На Воду Падають,
Страх из Души
Прочь Гонют.
От Смерти Чернай
К Жизни Вядуть.
|
Стрела
Стрела,
выпустив Крашеные перья,
спрыгнула
с витой Тетивы
Гибкого Лука.
Легко и прямо
долетела.
И Каленым
Клювом своим клюнула. |
Свет Руси
Вышел Святозар из Тьмы.
Вынес в руке зажатый Осколок Руси.
Положил его на Алтарь.
Сквозь стены Храма
Свет на Человека льется.
Мрак же не может проломить Стены
и поглотить Свет Руси. |
Дон
Взвился Дон
на Дыбы.
Роняить
Красную Пену.
Встряхнул гривою
Кудрявою -
Белыми волнами.
Заржал.
Повярнул
Бег свой снизу доверху.
Вспять. |
Страница "Люди Белой Калитвы" Страница
"Творчество" |
|