Брошюра епископа
Североморской епархии Митрофана (Баданина) "Духовные
истоки русской революции", 2018г
Оглаление брошюры епископа
Североморской епархии Митрофана (Баданина) "Духовные
истоки русской революции", 2018г
|
Фрагмент публикации бывшего Патриарха
Тихона о В.И. Ленине. 1924г
Карточки на хлебные изделия, февраль 1917
года
Карточка на сахар, конец 1916 года
Карточка на масло. Конец 1917-го и 1918-й год
Среднедушевой доход в Российской империи и
других странах
Условия жизни рабочих при царском
"процветании"
Вот они - победители в Гражданской войне
Великий князь Александр Михайлович Романов о
В.И. Ленине |
ВЛАДИМИР
ЛЯХ член Союза писателей
России
ТВОРЧЕСТВО
стр. 44
ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ
РУССКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ
(24.11.24)
Как антисоветчики
сочетают ложь с молитвой
Число постоянно прибывающих православных храмов в России сейчас
практически сравнялось с числом школ. За 15 лет с 2000 по 2015
год было открыто около 20 000 православных храмов и закрыто
более 23 000 школ. Стремительно сокращается также и общее число
медицинских учреждений, причём доля частных среди них выросла до
38%. Такие сведения приводит ВЦИОМ России.
Медицинская помощь, как и качественное образование для
большинства населения, становится всё более недоступной.
Несмотря на огромное число храмов, мораль и нравственность в
обществе деградируют, львиная часть заключённых браков
распадается, а население катастрофически убывает.
Беда ещё и в том, что хоть церкви и множатся, как грибы
после дождя, но число прихожан в них, несмотря на недюжинные
усилия власти, уже и не пытающейся притворяться светской,
несмотря на всю пропаганду, отнюдь не растёт. Не растёт! И это
не только угроза самому существованию многих учреждений культа,
но и усилиям власти по реставрации самодержавных порядков,
гарантирующих её несменяемость. Главная опасность на этом пути,
пугающая власть имущих, – Революция, а главная охранительницей
режима, по их мнению, может выступить вера. Наверное, власть
имущие понимают, что ставка на Церковь не оправдала себя в
начале ХХ века, но никакой альтернативы у них нет.
Антисоветская пропаганда, основанная на титанической
лжи, давно приелась и уже не так эффективна, несмотря на
огромные затрачиваемые средства. Надо же что-то делать, как-то
убеждать граждан дружными рядами двинуться к амвонам и получить
там прививку фанатичной покорности.
Нарастает воздействие на детские умы. Вопреки закону, то в
одной, то в другой школе проводятся молебны, крестные ходы,
дискредитирующие и оттесняющие учебную деятельность на второй
план. Священники стали появляться даже в садиках. Особенно это
коснулось так называемых казачьих образовательных учреждений,
являющихся по сути дела профанацией исторического казачества.
И всё-таки успешной всю эту деятельность, не основанную на
исторической правде, не назовёшь. Понятно, что Революция – это
вечный жупел для антисоветской власти, в какие бы костюмы и рясы
её апологеты ни наряжались. Однако ничего нового
проповедники-пропагандисты сообщить обществу не в состоянии, и
только вместо одних софизмов предлагают другие, латая и
перелатывая изношенный донельзя информационный тришкин кафтан.
Осенью 2017 года в г. Североморске на конференции «X
Феодоритовские чтения», посвящённой столетию «Русской
революции», выступил с докладом епископ Митрофан (Баданин),
правящий архиерей Североморской епархии. Этот доклад так
понравился святейшему ареопагу, что был немедленно издан в виде
брошюры сначала в Санкт-Петербурге и Североморске, а годом позже
– в епархиальном издательстве в г. Сергиев Посад. Издали этот, в
общем-то ничем не примечательный доклад, громадным по нашим
временам тиражом в 20 тысяч экземпляров. Как водится, издание
разрекламировали на десятках сайтов однотипными текстами и
разместили на различных маркетплейсах для продажи населению.
Тут, однако, всё пошло не по задуманному.
Прошло шесть лет, а тираж так и остался нераспроданным.
Происки ли это демонов или дело в самой брошюрке, но издание, предлагавшееся
на Озоне за 802 рубля, теперь
готовы уступить всего за 462 целковых, однако даже и за эту цену
желающих отовариться залежалым духовным багажом не
наблюдается.
Ничтоже сумняшеся, неходовой товарец духовные пастыри
решили навязать учителям истории. Как непременный атрибут,
способный, якобы, одухотворить посевы «доброго и вечного».
Правда, с текстом сочинения можно и бесплатно ознакомиться на
ряде сайтов, было бы только зачем, но об этой возможности
педагогам не сообщают. Бизнес есть бизнес.
О чём же повествует епископ Митрофан, невольно
вызывающий в памяти образ простодушного героя пьесы Дениса
Фонвизина, которому тоже всё в этом мире было предельно ясно.
Эту тему, однако, мы развивать не будем. И не будем употреблять
радикальных суждений, а скажем мягко и обтекаемо, что его
преосвященство высказывает на страницах брошюры не совсем
правду, а чаще и совсем неправду, причём делает это без всякого
христианского смирения. И такое, пожалуй, неизбежно, когда
пытаются объяснить явления материального мира совершенно не
очевидными идеалистическими представлениями и мифами,
выдаваемыми за факты.
В чём же главный посыл брошюры, наукоподобно названной
«Духовные истоки русской революции» и вовсе не являющейся чем-то
уникальным – вспомним хотя бы сочинение Николая Бердяева 1918
года «Духовные основы русской революции»? Характерно, что
русской революцией владыка Митрофан называет только Великую
Октябрьскую социалистическую революцию, не уделив внимания ни
Первой русской революции 1905 года, ни буржуазной революции
февраля 1917 года. Священника, выступающего в роли пропагандиста
можно понять. Церковь не только с восторгом приняла отречение
дорогого его сердцу монарха от власти, но и моментально
присягнула Временному правительству. Потом РПЦ в целом и святые
отцы в отдельности прекрасно сотрудничали с Советской властью,
но владыка Митрофан эти неудобные факты обходит молчанием. Как и
обслуживание отдельными клириками оккупантов в годы Великой
Отечественной войны.
В качестве пропагандиста, надо отметить, церковный иерарх
демонстрирует недюжинное владение приёмами известного
специалиста по охмурению масс Йозефа Геббельса, мастерски
разбавлявшего истину дозой неправды. Вот и автор брошюры
приводит удобные цитаты из классиков литературы, но обходит
молчанием множество других их же цитат, не оставляющих от его
построений камня на камне. Господин Баданин приводит изображения
ряда картин художника Ивана Владимирова, но не те, где этот
бытописатель революции показывает, к примеру, террор
белоказачества против крестьян. Их «почему-то» владыка не
приводит.
Нет, впрочем, особых оснований подозревать
священнослужителя в историческом невежестве. Он сознательно
формирует методичку для поддающихся бездумному фанатизму
простаков из народа.
Не обошлось, надо признать, и без «находок режиссёра». Сама
идея этого произведения выглядит относительно свежо, такого пока
ещё в массовую пропаганду не вбрасывалось. Владыка Меркурий сам
факт Революции объясняет отнюдь не катастрофическим положением
населения в империи, а неким «томлением духа», преимущественно у
интеллигенции, не знавшей, якобы, чего желать: то ли революции,
то ли осетрины с хреном.
В подтверждение этого более чем оригинального вывода, автор
брошюры приводит пафосные сведения о «процветании» империи,
проигравшей две войны, потерявшей территории, флот, платившей
контрибуции Японии, и ставшей крупнейшим должником Европы. На
деле, разумеется, всё было совершенно иначе даже по самым что ни
на есть авторитетным источникам, в том числе вполне официальным.
И всё-таки, мы не будем утверждать, что святой владыка
сознательно нарушает девятую заповедь – «Не лжесвидетельствуй!»
Предположим, так и быть, что его ввёл в заблуждение досужий
на выдумки лукавый, но приходится, тем не менее, признать, что
вся духоскрепная брошюра, вследствие несоответствия
общеизвестным и несомненно достоверным фактам, представляет
собой всего лишь личное мнение её автора и не более того.
Видимо, именно этим обстоятельством и объясняется низкий спрос
на сей манускрипт со стороны потенциальных покупателей. Уточним
кратко, как на самом деле выглядело «процветание» империи, где
80% промышленности было в руках иностранного капитала.
Русская императорская армия, состоявшая по большей части из
неграмотных крестьян, к 1914 году в материальном смысле заметно
отставала от своего главного противника. Более того, военные
события показали, что России жизненно необходимы иностранные
поставки, причём в гигантских количествах. И не только «сложных»
атрибутов войны, вроде броневиков, танков и аэропланов, о
которых речь вообще не идёт.
Нет, российская промышленность в итоге не смогла
наладить производство даже винтовок, касок, лопат и топоров,
какие уж там танки, появившиеся впервые уже в годы Гражданской
войны, их англичане и французы поставляли белогвардейцам, ну а
те «снабжали» Красную Армию.
Благопристойный и весьма популярный журнал «Нива» писал: «Мы –
самая бедная из культурных стран. Болгарин и серб имеют дохода в
полтора раза более, чем русский, немец почти в три раза более,
англичанин – в 4,5 раза, австралиец – в 6 раз.
В сущности, этим всё сказано. Европейская Россия, в
сравнении с другими странами, – страна полунищенская. Если 63
рубля представляют сумму, приходящуюся круглым счётом на одного
жителя, это значит, что у многих миллионов русских людей не
выходит в год и этой суммы. Если мы вспомним, сколь значительная
часть народного дохода поступает ежегодно в пользу казны,
сколько поглощается духовенством и другими общественными
группами, не участвующими в производстве материальных ценностей,
то не можем не прийти к выводу, что на долю главнейших
создателей народного дохода приходится ещё меньшая доля его».
А сочинитель рисует нам картину процветания, отнюдь не
указывая источник своего оптимизма. Как будто не бывало в
Российской империи ежегодно голода то в одном, то в другом
месте, будто не проводили там, в связи с бездарным вступлением в
войну, продразверстку, не распределяли продукты по карточкам.
Жалко выглядит упоминание о «краткосрочном» отсутствии ржаного
хлеба в Петрограде, вызвавшем протесты женщин, которых, якобы,
подбили на это богомерзкое поведение некие смутьяны.
На деле же это был вопрос не сорта хлеба, а вопрос его цены.
Белый хлеб большинству был недоступен в принципе. Осуждая
протест, святой владыка «забыл» о приказе царя Николая II
стрелять в протестующих женщин, что, собственно, и вызвало
возмущение военных, отказавшихся выполнять этот нечеловеческий
приказ. Ну а дальше неповиновение стало только нарастать.
В чем же видит высокий священнослужитель спасение для России от
интеллигентского «томления», подобного окороку в духовке? Трудно
поверить, но что есть – то есть. Его высокое преосвященство
ностальгирует по монархии, но не вообще по этой отжившей
формации, а именно по её модели при Николае Втором, названном
«томившимся» народом Кровавым. Интересно звучит: «святой
страстотерпец по прозвищу Кровавый». А ведь именно так всё и
есть.
Нет-нет, владыка не вспоминает ни о тысячах собак,
кошек и ворон, застреленных помазанником божьим ради
развлечения, ни даже о тысячах граждан, повешенных,
расстрелянных, сосланных к чёрту на кулички этим «гуманистом». И
даже о священнике Гапоне, возглавившем закончившееся массовым
расстрелом мирное шествие 9 января 1905 года, не вспоминает.
Было бы о чём горевать.
«Это предок, которого менее других люблю за его
увлечение западною культурою и попирание всех чисто русских
обычаев. Нельзя насаждать чужое сразу, без переработки. Быть
может, это время, как переходный период, и было необходимо, но
мне оно несимпатично», – так отзывался о Петре I Николай Второй.
И владыка, не жалея слов, мощно развил эту неприязнь своего
кумира, и ясно дал понять, что последний царь несравнимо более
важная личность в российской истории, чем первый русский
император-реформатор.
Известна фраза, часто приписываемая главе пресс-службы
Кремля, но произнесённая другим Песковым – Дмитрием
Николаевичем, директором направления «Молодые профессионалы»
Агентства стратегических инициатив: «Мы хотим восстановить
Россию времен Николая II, это наш идеал». Как говорится, «Федот
да не тот».
Но сочинитель брошюры посвятил своё сочинение именно
этой задаче, приняв её, видимо, за императив власти, а нечего и
говорить, что Церковь всегда обсуживала власть и вовсе не
бескорыстно. Даже само время появления этого «бестселлера» не
случайно. Это время так называемых поправок в Конституцию, в том
числе об обнулении президентских сроков, а также время новых
выборов главы государства. Ну, как тут не поспособствовать и не
напомнить о себе.
Обобщая изложенное на 80-и страницах брошюры, можно, практически
без потери смысла, свести его к максиме «Боже, царя храни». Кого
владыка предопределяет в цари предположить не так уж сложно.
«Как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в
генералы», – говорит герой бессмертной грибоедовской комедии
«Горе от ума» Скалозуб. Ну чем не универсальный девиз для
современной России.
На этом, собственно, и заканчивается содержательная
часть брошюры. Остальное – лишенные всякой оригинальности
схоластические рассуждения о том, какое нехорошее дело
революции, которые и бывают-то только потому, что люди отступают
от веры.
В этой связи напомню ещё одну цитату, способную
прояснить смысл этого утверждения. Это «Наставление
христианское» святителя Тихона Задонского (1724-1783). Что может
быть красноречивее!
«Что господа приказывают, то крестьяне должны делать, и
какие оброки налагают, – давать, и какую работу повелевают, –
исполнять. И всё это им должны творить безропотно, творить ради
Господа, ибо Господь так повелел. Работайте же, о возлюбленные и
смиренные овечки, не ради людей, а ради Господа. Будете ради
Господа работать, когда всё по заповеди Его будете творить, и
угождать будете не людям, а Господу. Тогда подлинно будете
Божьими рабами и свободными во Христе, хотя и называетесь рабами
человеческими».
В эпоху оголтелого капитализма и всевластия буржуазии
Русская Православная Церковь предпочитает стыдливо не вспоминать
и не цитировать слова, сказанные, например, в послании
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного
Синода в 1987 году: «Семьдесят лет назад совершилась Великая
Октябрьская социалистическая революция. Она стала эпохальным
событием в истории нашей страны и всего мира. В борьбе за
народовластие самоотверженно участвовали и верующие люди, в том
числе и чада Русской Православной Церкви, которые видели в
революции возможность воплощения в жизнь своих религиозных
идеалов». (Журнал Московской Патриархии. 1987, №11. с.2).
Нехорошо как-то выглядит такая «забывчивость».
Есть в тексте брошюры рассуждения, ставящие владыку Митрофана в
исключительно некрасивое положение не только в смысле
христианских добродетелей, но даже с точки зрения
общечеловеческих культуры и морали.
Поборник царизма высказывает предположение, что В.И.
Ленин не грабил банки только потому, что был слаб здоровьем! А?
Каково светило медицины и титан морали?! Но что, собственно,
мешает предположить подобное в отношении самого духовного
целителя? Не грабит банки, например, потому что трус.
А вот что писали на смерть В.И. Ленина церковные иерархи в
1924 году: «Священный Синод Русской православной церкви выражает
искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя
нашего народа из царства великого насилия и гнёта на пути полной
свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах
оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу
угнетённых, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит
всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы
знаем, что его крепко любил народ... Грядущие века да не
загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы
всего человечества. Великие покойники часто в течение веков
говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта
отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для
тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей
многострадальной, доброй и христианской душе». Известия №20 от
25 января 1924 года.
Поиздевался носитель православных ценностей и над И.В.
Сталиным, даже его имя осмеял. Мы не будем копаться в этой
неприглядной куче, отметим только, что автор замшело живописует,
будто Иосиф Джугашвили, грабил банки для своей организации, но
никаких подтверждений этому не приводит, ибо их в природе не
существует. Сам факт, что мурманский владыка только приведенные
инсинуации знает о Сталине, его самого прекрасно характеризует.
А вот тот факт, что последний царь был водочным монополистом и
спаивал народ, духовный авторитет не приводит. Забыл, видимо, с
кем не бывает.
А вот как отозвался на смерть И.В. Сталина тогдашний
Патриарх РПЦ Алексий I: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа
Виссарионовича Сталина, не стало.
Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в
которой народ наш ощущал собственную силу, которою он
руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою
он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не
проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его
глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях,
его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению;
люди самого различного труда неизменно получали от него мощную
поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом
деле открывал то, что было невидимо и недоступно для
обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой
Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными
действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над
фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по
управлению, по руководству государственными делами – пространно
и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем
прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники.
Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния
будут жить в веках».
Читающего эти строки невольно одолевают сомнения, а не
еретик ли случаем преосвященнейший владыка Митрофан, если
опровергает суждения высших иерархов РПЦ, в том числе
канонизированных, таких как, например, блаженной памяти Патриарх
Пимен и Патриарх Тихон.
Анализируемый духовный мадригал включает места, где его
сочинитель выглядит и вообще, как бы это помягче выразить, –
неубедительно. В частности, новоявленный военный аналитик
сопоставляет несопоставимое. Господин Баданин на голубом глазу
сравнивает, как успешно началась для империи Первая мировая
война и каким катастрофичным было начало Великой Отечественной
для СССР. По заключению этого «специалиста» всё дело,
естественно, в вере.
Видимо, стоило бы напомнить этому эксперту, что в
Первую мировую войну нищую и безграмотную крестьянскую страну,
ставшую крупнейшим должником Европы, без всяких значимых
национальных целей вверг Николай II, объявивший войну Германии
именно под влиянием своих иностранных кредиторов. На Российскую
империю никто не нападал, а Советский Союз подвергся агрессии со
стороны Германии, захватившая к тому времени ресурсы практически
всей Европы.
Естественно, конец той и другой войны беспристрастный
проповедник не анализирует. Стоит на всякий случай напомнить
апологетам «украденной победы», что к моменту заключения
Брестского мира война шла на территории империи, ибо Корниловым
была сдана Рига и немцы стали угрожать Петрограду. В общем, приведённые рассуждения, по сути дела,
являются искажением истории и проявлением неуважения к Великой
Победе советского народа. И тут ни убавить, не прибавить.
Можно было бы ещё долго рассуждать о видениях
североморского епископа по поводу событий 1937 года, где нет ни единой свежей
мысли, всё уже много раз пережёвано дезинформаторами. Между тем
маститые историки, успевшие поработать в открытых было Ельциным
архивах, обосновали, что на душу населения в СССР было
репрессированных не больше, чем в США и странах Европы. И это
утверждают вовсе не коммунисты, а, в частности, американский
профессор Роберт Терстон и российские историки Виктор Земсков и
Юрий Жуков.
На этом, пожалуй, можно завершить наш краткий
анализ. Упомянем напоследок звучащий рефреном в брошюре термин
«богоборчество», исключительно им преосвященнейший автор
объясняет всё, что, по ему представляется государственными
неудачами. Богоборчеством, как можно понять, владыка Митрофан
именует отделение церкви от государства, которое имеет место во
всех цивилизованных странах.
Об этом же только мечтать можно, – повернуть
время вспять и оказаться на содержании государства, чтобы жить
припеваючи, как птичка божия, что не знает ни заботы, ни труда.
А при этом владеть огромной собственностью и не платить налогов.
Возлюбленные и смиренные овечки заплатят.
Владимир Лях
Оглавление
страниц автора
Творчество
Новости
|
|