Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                              Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 

Главная

 

Памятники Белой Калитвы

 

Ссылки

 

Школы

 

Сайт Отдела образования

 

Карта  сайта

 

ВЛАДИМИР ЛЯХ член Союза писателей России

ТВОРЧЕСТВО стр. 42

«НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК». ПОРТРЕТ БЕЛОКАЗАКА (19.10.24)

     Белокалитвинская газета «Перекрёсток», с которой я сотрудничал почти полвека, а теперь попал под идиотский запрет нового редактора, не перестаёт удивлять. Ну как тут не удивляться, если газетчики в номере 74 за 27 сентября под рубрикой «След в истории» распропагандировали пьяницу, дебошира и убийцу только потому, что тот был белоказаком. Но при этом нужно заметить, что, акулы пера, вовсе не желая этого, совершили доброе дело. С такими друзьями, как говорится, нынешним апологетам «безвинно репрессированных» и врагов не надо. А ведь газета, в кои-то веки, просто написала правду.
      Видимо, подготовивший этот впечатляющий текст директор местного музея Валентин Хлебнов и поныне остался на позициях «святых» 90-х, о чём свидетельствует ряд его рассуждений. Ну, а «обновлённая» газета, подобно пылесосу, теперь всасывает всё подряд, дабы в пожарном порядке залепить дыры в очередном номере. Содержание и достоверность давно уже не в приоритете, лишь бы автор, пусть хоть и профан, был из дозволенного перечня. Такая ныне демократия в Белой Калитве.
    Начнём с нескольких высказываний Валентина Хлебнова, задающих тон всего повествования. «Всё дальше и дальше уходят от нас события кровавой братоубийственной Гражданской войны на Дону». Стоп! А разве Дон – это не Россия? Или Гражданская война была только на Дону? Нет, конечно, но началась она именно на Дону, о чем мы ниже порассуждаем.
    А пока следующее утверждение. Была ли эта война братоубийственной? Опять же нет, суть войны и её причины были не «родственными», а классовыми. Эксплуататоры, красиво именуемые ныне крепкими хозяевами, с безземельными крестьянами и малоземельными казаками никакими братьями не были. Фарисейский штамп о братоубийственной войне принадлежит белогвардейщине, которая и развязала эту войну. Жаль, что автор рассуждений так и не продвинулся в теме за несколько десятилетий, а то бы узнал о походе нескольких казачьих полков под руководством Петра Краснова в Петроград, чтобы убивать прямо в казармах красногвардейцев и отказавшихся воевать солдат. Именно такую цель перед ним поставили. Но вот же незадача, отловили в Гатчине женераля Петю, как шкодливого кота, и он, не на шутку струхнув, пообещал не воевать впредь против Советов. Не желавшие войны и до поры доверчивые красногвардейцы отпустили будущего атамана на все четыре стороны, но их благородие, как вскоре оказалось, примитивно сбрехало.
     Когда белоказаки у хутора Пономарёва повесили казаков Подтёлкова и Кривошлыкова, расстреляв одномоментно почти 80 казаков из их отряда, это не показалось господину Хлебнову братоубийством? Сгинувшие в жутких концлагерях Краснова в пору его позорного атаманства ему, разумеется, тоже не братья. А расказаченные при Краснове 30 тысяч казаков? Нет-нет, для В. Хлебнова это всё другое. А, возможно, что он, не имея донских корней, и не знает об этом, пробавляясь фальшаками пропаганды.
     Ну, а когда на Дон съехались один за другим белые генералы, участвовавшие в отрешении царя от власти? Они прибыли, чтобы на иностранные деньги разжечь огонь Гражданской войны в России с последующим разделом страны между зарубежными благодетелями, – и это тоже «другое»? Совсем не трудно пустить крокодилову слезу по кровавости Гражданской войны, которую развязали именно милые сердцу В. Хлебнова белые «романтики». Но музейный «историк» явно намекает на кого-то другого.
    Кстати, на портрете живописно одетый войсковой старшина Лазарев подписан как полковник, а на самом деле этот казачий чин соответствовал званию армейского подполковника, да и то только после упразднения офицерского звания майор. Подобные косяки в сочинениях белокалитвинских знатоков истории и пропагандистов давно уже не удивляют.
     Ну и ещё один штампованный перл нельзя обделить вниманием. «Восставшие против советской власти казаки боролись за свою землю, за своё право жить по заветам дедов и прадедов». Начнём с земли.
     На Дону долгое время охотно принимали переселенцев из других мест, как дешёвую рабочую силу. Это преимущественно были крестьяне, которые, не имея земли, становились бесправными батраками или отправлялись в города, чтобы приобщиться к рабочему люду. Постепенно, уже к концу XIX века на Дону иногородних стало больше, чем казаков.
     Перебивающиеся с хлеба на квас крестьяне требовали наделить их землёй, и на Войсковом Круге даже обсуждался этот вопрос, однако, как говорится, жадность фраера сгубила. И вот весной 1917 года Временное правительство заявило о намерении обеспечить всем равные права. Не дожидаясь указа об этом, крестьяне стали самочинно занимать землю из войскового запаса, а казаки развязали против них жестокий террор. Таким было начало гражданской войны на Дону, и в центре противостояния было вовсе не демагогическое «братство», а давно перезревший земельный вопрос.
      Ну и теперь скажем несколько слов о «заветах» дедов и прадедов. Фраза сама по себе, безусловно, красивая, но к реальности отношения не имеет. Если жить в динамично меняющемся мире исключительно по заветам, даже не отцов, а дедов и прадедов, то неизбежно скатывание в архаику, застой и деградацию. Никакие деды не могут предвидеть будущего. Странно, что этого кто-то может не понимать.
      Какие же именно «заветы» имеет в виду В. Хлебнов? Может быть прадеды знали, что к началу XX века казаки будут исполнять, в основном, жандармские функции и завещали получше бить протестующих рабочих? А может быть, они завещали жить, как при царе Горохе, и не строить заводов, шахт, больниц и школ для населения? Из книги Екклесиаста давно известно: «Во многой мудрости много печали». Или, говоря современным языком, «меньше знаешь – крепче спишь». Ну, вот и мы не знаем заветов дедов-прадедов, суть которых автор не уточняет.
    Заметим попутно, что в советское время газета «Перекрёсток» называлась «Заветы Ильича», и заветы эти были реальны и абсолютно всем понятны. Так, может быть, теперь назвать до смешного подцензурную белокалитвинскую газету для узкого круга «Заветы дедов»? Или прадедов. Или тех и других разом.
     Я подозреваю, что деды не завещали атаману А.М. Каледину и его свите признавать Временное правительство, которое недвусмысленно высказало намерение упразднить сословия, в том числе казачье и духовное. Это правительство, кстати, признало легитимность Советов, и пришлось Каледину камуфлировать под Советы атаманские правления. В нарушение вековых традиций он обещать принять в казаки всех, кто станет бороться с Советской властью. Опять же, мы не знаем, завещали ли это деды, и следовал ли их заветам атаман Каледин, когда застрелился, ибо воевать с Советами казаки не желали.
     Можно продолжать и продолжать. Даже А.И. Деникин сомневался, что деды и прадеды завещали Краснову заискивать перед врагом империи кайзером Вильгельмом и даже просить его помочь с разделом России для создания авантюрного Доно-Кавказского союза, а потом служить Гитлеру в чине генерал-майора СС.
    Ну, а теперь вернёмся к образу белогвардейца и «лихого» казака Лазарева, уроженца станицы Усть-Белокалитвинской. А.П. Богаевский, сменивший в феврале 1919 года отставного Краснова на посту атамана, охарактеризовал Романа Лазарева так: «В бою прекрасен, в быту – ужасен». Отметим, что все цитаты приводятся по тексту газеты.
     Сам ли Лазарев стал таким «ужасным» или по заветам дедов – этого мы не знаем. Вышеупомянутый бывший атаман Краснов писал об этом персонаже: «Милый моему сердцу, но беспутный Роман Лазарев».
     Опустим нерядовой эпизод порки плетьми всех встречных казаков, не имевших погон, как незначительный по сравнению с другими «подвигами» Лазарева. А вот следующий эпизод приведём, как его изложил в своих мемуарах генерал-майор З.А. Алфёров, под началом которого служил «лихой казак».
     «В тот же вечер произошёл следующий печальный случай в этой разгульной компании. Младший офицер отряда Лазарева, одностаничник и друг детства последнего подъесаул Никитин, всё время завидовавший успехам своего друга (и тут Моцарт и Сальери), в пьяном виде начал бранить своего начальника, укоряя его в очковтирательстве и трусости. Затем вынул из кобуры заряженный револьвер и сказавши Лазареву, что сейчас его застрелит, навёл на Лазарева револьвер и стал считать: «Раз, два…», но не успел дальше ничего сказать, как Лазарев, выхвативши из кобуры револьвер и крикнувши: «Три!», выстрелил в подъесаула Никитина и убил его». Комментарии излишни.
     Опустим жестокий эпизод с «братским» «приведением к порядку» казаков станиц Кулмыженской, Букановской и Слащёвской, «в то время сильно большевизанствующих». А вот другое место из воспоминаний Алфёрова приведём.
     «По мере нашего продвижения на север и северо-восток по Хопёрскому и Усть-Медведицкому округам, отряд Лазарева оказал мне много неоценимых услуг в смысле упорядочения тыла и ещё в деле преследования отступающих разбитых красных сил. Но бесчинства этого отряда превзошли всякую меру, и, в конце концов, я его убрал с фронта, отославши в распоряжение командующего Донской Армией».
     Ну, что тут скажешь, характеристика исчерпывающая. Но и это ещё не всё. «Около станицы Преображенской Хопёрского округа, почти на самой границе области и Саратовской губернии находилось отделение Усть-Хопёрского женского монастыря с несколькими десятками монахинь. Налетевши туда, пьяный Лазарев угрозами заставил матушек пить вино, петь песни и плясать». Неплохая, и к тому же не единственная, иллюстрация к пресловутой набожности белоказаков. Однако продолжим.
     Как-то Лазарев захватил крупные денежные суммы и обратился через подъесаула Матасова к генералу Алфёрову: «Я прошу генерала Алфёрова из этих огромных сумм уделить мне 40 000 рублей царскими деньгами на пропой с моим отрядом. Если генерал откажет мне в этом, то я все деньги сожгу».
    «Впоследствии за ряд тягчайших преступлений и нарушение воинской дисциплины войсковой старшина Лазарев был предан военно-полевому суду и расстрелян». Этими словами завершается статья «Лихой казак Роман Лазарев». Разумеется, этот «лихач» был отнюдь не единственным в своём роде, это признавал и генерал Алфёров: «…к сожалению, такой тип офицеров и даже генералов в Гражданскую войну был очень распространён…»   Потом все эти маньяки, грабители и убийцы, расстрелянные своими же, попали в число «невинно репрессированных» злыми большевиками.
     В заключение хочу ещё раз поблагодарить В. Хлебнова и газету «Перекрёсток» за столь яркий, хотя и отнюдь не исключительный портрет «лихого» белоказака в карнавальном облачении и в фуражке, как будто пожёванной лошадью.
 

Белоказак Роман Лазарев - самодур, убийца и грабитель, о котором поведала газета "Перекрёсток" в № 74 за 27.09.2024г  Белоказак Роман Лазарев, расстрелянный своими,  в образе былинного атамана  Страница белокалитвинской газеты "Перекрёсток" №74 за 27.09.2024г  О Декларации Временного правительства от 3 марта 1917г  О Декларации Временного правительства от 3 марта 1917г  Земельный вопрос в России был впервые решен на практике только Советской властью


 

Владимир Лях     Оглавление  страниц автора       Творчество            Новости         

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь