|
ВЛАДИМИР
ЛЯХ член Союза писателей
России
ТВОРЧЕСТВО
стр. 39
КРОВАВАЯ ПАСХА У ХУТОРА ПОНОМАРЁВА
К
вопросу о «безвинных» репрессиях
В начале весны 1918 года Советская
власть при широкой поддержке населения начала стремительно
утверждаться на Дону – 23 марта Донской Военно-революционный
комитет провозгласил создание Донской советской республики.
В начале апреля 1918 года в Ростове-на-Дону бывшего подхорунжего
казачьей конной артиллерийской батареи Федора Подтёлкова избрали
председателем Совнаркома и наркомом по военным делам Донской
советской республики.
Первого мая комиссия Донсовнаркома и отряд в 120 сабель во
главе с Фёдором Подтёлковым выехали на Верхний Дон –
мобилизовывать казаков на войну с белогвардейцами и немецкими
интервентами, которые, нарушив условия Брестского мира,
вторглись на территорию Донской области. Впрочем, немцы были
союзниками и надеждой атамана Краснова. «Без немцев Дону не
освободиться от большевиков», – вещал предатель России, будущий
гитлеровский прихвостень и генерал-майор СС.
10 мая отряд Подтёлкова численностью 119 человек был взят в
плен казаками нескольких мятежных станиц, рассчитывавших на
поддержку немецких штыков. Пленных доставили в хутор Пономарёв
Краснокутской станицы Усть-Медведицкого округа Области Войска
Донского (сейчас это Кашарский район).
Одного из пленных, не сдавшего оружие и попытавшего применить
револьвер, растерзали на месте без всякого суда.
В № 8 газеты Белого движения «Донская волна» за 1918
год в статье «Смерть Подтёлкова» описывалась, казнь подтёлковцев.
В архивных материалах есть также показания казака Александра
Сенина, который был секретарём скорого и в известной мере
бутафорского военно-полевого суда, решившего судьбу Фёдора
Подтёлкова, его ближайшего помощника бывшего прапорщика, члена
ревкома Михаила Кривошлыкова, а также рядовых казаков отряда.
Это событие достоверно описано в романе М.А. Шолохова «Тихий
Дон».
По показаниям Сенина, из 82 пленённых казаков суд
приговорил к повешению Подтёлкова и Кривошлыкова, 79
человек – к расстрелу, а один, покаявшийся, был помилован.
Не постеснялись устроить кровавую расправу в субботу Светлой
седмицы (11 мая по новому стилю), накануне Пасхи, когда, как
говорят, «птица гнезда не вьёт».
Сохранилась фотография Подтёлкова и Кривошлыкова за
несколько минут до казни. Подтёлков, по показаниям Сенина, перед
смертью говорил о революции, о том, что она непременно победит.
Он также попросил позвать попа, сказав, что «был верующий
человек».
«Донская волна» писала о «быстро свершившемся народном
суде» – сначала в поле за хутором Пономаревым у общей могилы
расстреляли 78 подтёлковцев, а затем повесили Фёдора
Подтёлкова и Михаила Кривошлыкова. Жутко даже представить
себе эту кровавую баню накануне величайшего православного
праздника, но смерть красные казаки встретили мужественно.
Подтёлков перед смертью заявил, что «был за трудовой народ», а
Кривошлыков ругался, грозился будущими карами и упирался, пока
его волокли в виселице.
Как показывал на следствии Александр Сенин, решающую
роль в судьбе подтёлковцев сыграла речь на военно-полевом суде
зажиточного сотника Афанасия Попова, долго говорившего о том,
что красные казаки воюют против своих же братьев, и называл их
предателями Дона. О классовом расслоении казаков, которое на
Дону к этому времени было весьма глубоким, Попов, естественно,
не упомянул.
Подтёлкову не простили того, что он убил казачьего
полковника Василия Чернецова, воевавшего с красными. Бывший
подхорунжий, якобы, измывался над ним, пленённым. А когда
полковник попытался выстрелить в Подтёлкова из пистолета (оружие
дало осечку), красный командир зарубил Чернецова.
Это же надо так «измываться», что даже пистолет у
пленного не отобрать! И какая жестокость не дать себя застрелить
их благородию! Вспомним тут о растерзанном казаке-подтёлковце,
не сдавшем палачам револьвер. Но это, конечно, «другое».
Подтёлков перед смертью исповедовался и сказал перед тем, как
у него вышибли табуретку из-под ног: «Только к старому не
возвращайтесь». Эти факты отражены в материалах следственного
дела ОГПУ 1930-го года, когда арестовали Александра Сенина и
ещё 98 человек. 8 из них, включая Сенина, в итоге были
расстреляны. Дело о «Кровавой Пасхе» в хуторе Пономарёве
было рассекречено в 1990-х годах.
Даже простое сравнение числа казнённых дает представление о
соотношении красного и белого террора. Белоказаки только в этих
событиях утопили в крови 80 казаков, оборвав их жизнь пулей и
виселицей. Советское правосудие в те самые 30-е годы, о которых
так много говорят нынешние «поборники демократии», арестовав 98
человек, только 8 из них приговорило к высшей мере. Сравнение
вполне красноречиво.
Память о зверски казнённых красных казаках хранят
памятники в Каменске-Шахтинском и Новочеркасске, мемориал у
хутора Пономарёва, к которому в памятные даты возлагают цветы в
том числе и члены местного казачьего общества. Памятник Ф.Г.
Подтёлкову есть в г. Серафимович Волгоградской области, а
посвящённый М. В. Кривошлыкову монумент установлен в станице
Боковской Ростовской области.
Но такое отношение к казачьей истории не характерно, к
примеру, для Белой Калитвы, где престарелые и не слишком
грамотные идеологи представляют казачество исключительно, как
белогвардейщину, не стесняясь грубо извращать исторические
свидетельства. Сейчас в городе собираются реконструировать
памятник так называемым жертвам политических репрессий и почти
наверняка оставят за скобками десятки тысяч тех, кого сгубили
белые «гуманисты».
Между тем, вершина казачьей истории – это героизм,
проявленный в годы Великой Отечественной войны, способный
объединить наследников казачьей славы примерно так же, как
Великая Победа объединяет россиян. Глашатаи же белогвардейщины
лишают казачество единства и авторитета среди населения, а
значит и серьёзных перспектив.
*****
Владимир Лях
Оглавление
страниц автора
Творчество
Новости
|
|