Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                         Главная    Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 
 
 

 Герои Белокалитвинского района    

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Орден Ленина

  Орден Ленина

Орден Боевого Красного Знамени

Орден Боевого Красного Знамени

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден Отечественной войны первой и второй степени

Орден Отечественной войны первой и второй степени

Приказ о награждении по войскам Калинского фронта, 1942г

Приказ о награждении по войскам Калинского фронта, 1942г

Приказ о награждении по войскам Калинского фронта, 1942г

Наградной лист Г.И. Копаева на награждение орденом Красного Знамени

Наградной лист Г.И. Копаева( выдержка) на награждение орденом Красного Знамени

Наградной лист Г.И. Копаева (выдержка) на награждение орденом Красного Знамени

Наградной лист Г.И. Копаева на награждение орденом Красного Знамени

Герои Белой Калитвы: Семиглазов, Копаев, Быков, Мерчанский и Степанчиков. 1975г

Герои Белой Калитвы: Семиглазов, Копаев, Быков, Мерчанский и Степанчиков. 1975г

 

 

 

 

ГЕРОИ БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО РАЙОНА

КОПАЕВ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ
24.12.1916 - 15.08.1988

Герой Советского Союза, штурман 59-го гвардейского штурмового авиационного Краснознаменного полка (2-я гвардейская штурмовая авиационная Черниговская дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт), гвардии майор.

   Герой Советского Союза Григорий Иванович КопаевРодился 24 декабря 1916 года в селе Сестрёнка (ныне Петровского района Тамбовской области) в семье рабочего железной дороги Ивана Егоровича Копаева. У Григория Ивановича был старший брат – Михаил, и младшая сестра - Елена. Отец перевелся работать в Белую Калитву, перевёз семью, в этом городе и прошло детство будущего Героя, он окончил 7 классов школы №1. После учился в Новочеркасске на рабфаке. Работал телеграфистом.
   Призван в армию в 1935 году. В 1938 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков, продолжил службу летчиком-инструктором. В боях Великой Отечественной войны лейтенант Г. И. Копаев с ноября 1941 года.
     Сражался на Калининском, Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах в 688-м ночном легкобомбардировочном (с мая 1942 года – 688-м штурмовом, с 9 февраля 1943 года – 59-м гвардейском штурмовом) авиационном полку. Был тяжело ранен.
     К 23 октября 1943 года совершил 230 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку укреплений, скоплений войск и техники, аэродромов, железнодорожных станций противника. Уничтожил 70 танков, 230 автомашин с грузом и живой силой, сбил в воздушных боях 3 вражеских самолета, на аэродромах лично уничтожил 14 самолётов, а руководимые им группы – до 66 самолетов, взорвал  4 железнодорожных эшелона, сжег 5 цистерн с горючим, подавил до 40 артиллерийских батарей, разрушил 3 переправы, истребил до 1600 солдат и офицеров противника.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за отличное выполнение боевых заданий, мужество и героизм, проявленные в боевых вылетах, Копаеву Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награждён ещё одним орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями.
    С 1944 года Копаев Г.И. летал на штурмовике Ил-2 с надписью по борту «Белокалитвенский призывник», построенном на деньги собранные жителями Белой Калитвы. Всего за годы войны совершил 245 боевых вылетов.
     Брат Героя штурмовал рейхстаг в Берлине, сестра была на фронте санинструктором. Войну не пережил только отец, Иван Егорович погиб в Белой Калитве во время оккупации. Григорий Иванович, после окончания войны, продолжил службу в Военно-воздушных Силах СССР. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию.
    С 1961 года полковник Копаев Г.И. в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), работал преподавателем в Академии гражданской авиации. Скончался 15 августа 1988 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище (Красногвардейский район Санкт-Петербурга).

  Самолет P-Z в полете  Советский самолет Р-5 в Испании  Самолет Р-5 ОКБ Поликарпова  Запуск самолета Р-Z с помощью автомобиля

Справка. Р-Z — советский многоцелевой одномоторный самолёт 30-х годов XX века – развитие самолёта Р-5, созданного в ОКБ Поликарпова, облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ). Последний крупносерийный советский биплан – разведчик и лёгкий бомбардировщик. Поставлялся в Республиканскую Испанию, где был активно задействован как штурмовик до 1939 года (затем захваченные Р-Z применялись франкистами в Марокко). Принимал участие в боях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польском походе РККА 1939 года, «Зимней войне» 1939–1940 года, походе в Бессарабию в 1940 и на первом этапе Великой Отечественной войны. В Аэрофлоте применялся под маркой П-Z. В отличие от Р-5, налет до списания Р-Z был незначительный из-за не всегда оправданных конструкторских решений по облегчению конструкции.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

    С первых дней войны, будучи лейтенантом, тов. Копаев смелыми налетами на вражеские опорные пункты приобрел славу отменного мастера самолетовождения в сложных метеоусловиях. В тяжелые минуты для наших наземных войск, не щадя жизни, он появлялся на самолете Р-зет с ведомой им группой и обрушивался на вражеские позиции. 87 успешных боевых вылетов, 87 раз обрушивал свою ярость и ненависть на фашистские полчища, рвавшиеся к сердцу советской Родины – Москве. Он уничтожил до 200 немецких солдат и офицеров, до 60 автомашин с грузами, 89 повозок с боеприпасами, 5  автоцистерн с горючим, 4 вражеских самолета на земле, около 40 огневых точек противника.
    14 февраля 1942 года Копаев получил задачу – обнаружить действующий аэродром противника в районе совхоза Дугино и нанести по нему массированный ночной удар. Копаев приложил все свое умение и дерзость. Снижаясь до бреющего полета, обнаружил аэродром. Цель была накрыта. За ночь неутомимые ночники уничтожили до 30 самолетов противника. За отличное выполнение задания командующий 39-й армией объявил т. Копаеву благодарность.
      Подлинные образцы мужества и отваги проявил т. Копаев при выполнении задачи по доставке боеприпасов, горючего и продуктов 39-й армии, действовавшей в тылу противника. Днем и ночью, не зная устали, пренебрегая смертельной опасностью, поднимал он свой самолет в воздух и доставлял армии все необходимое. За ним охотились воздушные пираты, обстреливали сильным огнем зенитной артиллерии, но каждый раз он искусным маневром, используя облака, выполнял задачу.
     С 10 июля 1942 года он Сталинградском и Донском фронтах. Враг угрожал волжской твердыне – городу Сталинграду. Фашистский броневой танковый кулак приближался к реке Дон. В этот грозный час начал интенсивную боевую работу по разгрому вражеских полчищ отважный штурмовик Григорий Иванович Копаев. Только с 24 июля по 1 августа он произвел 37 боевых вылетов на уничтожение танков и мотомехчастей противника. Провел 11 воздушных боев с немецкими истребителями, уничтожил до 30 танков, до 20 автомашин, свыше 120 солдат и офицеров противника.
     26 июля 1942 года на подступах к реке Дон немцы сосредоточили большое количество танков. Была поставлена задача – приостановить их движение вперед. Копаев с группой штурмовиков произвел 6 вылетов за день. Бомбовым ударом и пушечным огнем было уничтожено и повреждено более 25 танков противника. 22 августа 1942 года в районе Песковатка наш передний край бомбила немецкая авиация – до 70 самолетов противника кружились над головами наших бойцов, не давая им подняться. В это время со штурмовки переправы противника на Дону возвращалась пятерка штурмовиков под прикрытием 6 ЯКов, ведомая Копаевым. Мгновенно принято решение, и завязался воздушный бой – 11 сталинских соколов против 70 фашистских стервятников. В воздушном бою тов. Копаев подбил один Ме-109 и два  Ю-87, которые горящими врезались в землю. Тов. Копаев был ранен, а его самолет подбит. Он с трудом привел его на свой аэродром и благополучно произвел посадку. В этом бою было сбито 4 немецких самолета и ни одной  нашей потери. За подобные подвиги во имя Родины, за уничтоженные танки и войска противника тов. Копаев награжден орденом  Ленина.
     В этот же период как один из высококультурных, грамотных командиров, имеющих громадный боевой опыт, он назначен штурманом полка. Проявил много сил и настойчивости в обучении летного состава искусству самолетовождения в ночных условиях, прицельному бомбометанию, ведению боя. В период окружения и уничтожения вражеской группировки под Сталинградом выполнял боевые задания по блокировке немецких аэродромов, неоднократно обрабатывал передний край противника, за что неоднократно  получал благодарности от командования 65-й армии и 16-й воздушной армии.
    В период блокировки аэродромов им лично было уничтожено 6 транспортных самолетов противника. В боях под Сталинградом произвел 116 боевых вылетов, из них 45 вылетов ночью. За проявленное мужество и отвагу в разгроме немецких войск под Сталинградом награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
     С 10 марта 1943 года тов. Копаев продолжает уничтожать немецкие войска на Центральном фронте. 16 марта 1943 года группа ИЛов, ведомая тов. Копаевым, совершила налет на скопление железнодорожных составов на станции Комаричи. Взорван один состав, вызваны большие пожары, сопровождавшиеся взрывами. Совершал неоднократные налеты на аэродромы Орловского аэродромного узла, нанося противнику урон в его самолетном парке.
     В период летнего наступления немцев на Курск с 5 по 15 июля 1943 года не раз обрушивал удар штурмовиков на танковые скопления противника. Водил группы в 21 самолет по 3–4 раза в день, неоднократно встречался с Фокке-Вульфами и обращал их в бегство. Был награжден орденом Красного Знамени.
     15 июля 1943 года выполнял сложную задачу – уничтожать вклинившиеся в передний край нашей обороны в районе Поныри танки противника. В воздух поднялись три шестерки Илов, ведомые мастером бомбометания тов. Копаевым. 30 минут полета, и цель была накрыта лавиной противотанковых авиабомб. Прицельность бомбометания была точна. Запылали немецкие танки от первого захода. Но этого было мало. Тремя заходами, по 8–9 атак на цель, сыпали, как градом, штурмовики противотанковыми авиабомбами. В результате бомбометания немцы не досчитались 15 танков, до 20 автомашин, на поле битвы 9 очагов пожара, сопровождавшихся  сильными взрывами. Но и это не могло остановить грозного мстителя. Подается команда: «В атаку на бреющем!» и повел группы расстреливать немецкую пехоту, следующую за танками. В конечном итоге нашли себе могилу еще около 100 немецких солдат и  офицеров, а тов. Копаев посадил все до одного самолеты на свой аэродром.
     14 октября 1943 года гвардии майор. Копаев повел пятерку ИЛов на уничтожение железнодорожных эшелонов на станции Посудово. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, внезапным штурмовым налетом нарыл станцию. Станция была разрушена, немецкие эшелоны горели и взрывались.
     С 15 по 20 октября 1943 года майор Копаев неоднократно водил группы ИЛов на штурмовку укрепленных пунктов противника на правом берегу Днепра в районах Старая и Новая Лутава, Махово. Он обрушивал на огневые точки противника лавины штурмового огня, не давая покоя немцам за Днепром, делал по 5–6 заходов на цель, по 11–12 атак, пребывая над целью 30–40 минут.
     За беспощадную штурмовку врага на правом берегу Днепра, за высокое мастерство бомбометания, отличное самолетовождение ему неоднократно выражали благодарность командование наземных войск, командующий 16-й воздушной армией и командир дивизии. За период участия на фронтах Отечественной войны тов. Копаев совершил 230 успешных боевых вылетов. За всю произведенную боевую работу им было уничтожено и повреждено: танков – 70, автомашин с войсками и грузом – до 230, сбито в воздушном бою 3 самолета противника, на его аэродромах уничтожено до 14 самолетов лично и ведомыми им группами – до 66 самолетов, взорвано 4 железнодорожных эшелона, подавлено до 40 артиллерийских батарей, разрушено 3 переправы, уничтожено до 150 повозок с грузами, до 1600 солдат и офицеров.
    Тов. Копаев – бесстрашный, смелый, мужественный летчик-штурмовик, высоко-грамотный и культурный офицер. Отважный сын русского народа, трижды награжденный, продолжает боевую работу за окончательный разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей страны.
     За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками достоин присвоения звания Героя Советского Союза. Командир 59 гвардейского Краснознаменного штурмового авиационного полка гвардии подполковник Скляров.  23 октября 1943 года.

  Штурмовик Ил-2  Штурмовик Ил-2  Штурмовик Ил-2  Штурмовик Ил-2  Штурмовик Ил-2

Штурмовик Ил-2

РАПОРТУЕТ ПОБЕДИТЕЛЬ

  Герой Советского Союза Григорий Иванович Копаев с матерью Широкоплечий мужчина долго стоял на высоком берегу. Такая же, как прежде, бежала внизу река. И только старую казачью станицу не узнать. Собственно, станицы не было. Исчезли курени под соломенными крышами, покрылись асфальтом улицы, по ним бежали автобусы. На восточной окраине Белой Калитвы, ставшей городом, поднялись многоэтажные дома заводского поселка. Мимо пробежала стайка ребятишек. Человек, улыбнувшись, двинулся за ними. Герой Советского Союза летчик Григорий Иванович Копаев шел в школу, где когда-то учился...
    ...В детстве отец говорил ему: – Вот вырастешь и пойдешь со мной работать на железную дорогу. Но сын выбрал другое. Сначала – Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, а затем, по путевке комсомола, – летное училище. В первые месяцы войны Григорий сражался в небе под Москвой. Потом – под Сталинградом. Боев было много. Какой самый тяжелый, сказать трудно. Может быть, тот, в августе 1942 года на подступах к Волге?
     Группа штурмовиков, которой командовал старший лейтенант Копаев, возвращаясь с задания, встретила тридцать с лишним фашистских самолетов. Завязался неравный бой. Советские летчики дрались умело и мужественно. Копаев сбил одного гитлеровца, нацелился на следующего, но был ранен в голову. Перед глазами поплыли круги. Неуправляемая машина устремилась вниз. Лишь в последний момент летчик очнулся. На пределе сил он дотянул до своих, с трудом вылез из самолета и упал без сознания. В этом бою было сбито восемь фашистских самолетов, на наш аэродром не вернулись два.
    Григорий Иванович сражался под Сталинградом до капитуляции армии Паулюса. Здесь его приняли в ряды ленинской партии. Потом были десятки вылетов на Курской дуге, сражения над Днепром, бои за освобождение Украины и Белоруссии. 13 апреля 1944 года летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.
     Узнав о боевых подвигах земляка, молодые белокалитвинцы решили сделать ему подарок. Собрав деньги на постройку боевого самолета, они попросили назвать его «Белокалитвинский призывник» и передать майору Копаеву. Вскоре из Москвы пришел ответ: «Передайте призывникам Белокалитвинского района, собравшим 20000 рублей деньгами и 31445 рублей облигациями государственных займов на строительство самолета «Белокалитвинский призывник», благодарность Красной Армии. Желание призывников будет исполнено».
    Окончив войну, Григорий Иванович Копаев приехал в Белую Калитву. На митинге земляки услышали его рапорт:– Ваш наказ выполнил. На штурмовике, который вы подарили Красной Армии, я воевал за освобождение Украины и Белоруссии. Сделал на нем  двести сорок пять вылетов, беспощадно уничтожал живую силу и технику врага, сбил пять фашистских стервятников... Николай Пикуш
 

 Истребитель Як-1  Истребитель Як-1  Истребитель Як-1  Истребитель Як-1  Истребитель Як-1

Истребитель Як-1

Память:
В городе Белая Калитва именем Героя названа улица, в городском музее хранятся реликвии военных лет, связанные с Героем.
Мемориальная доска установлена на школе №1, где учился Герой: «В этой школе учились в 1915-1917 гг.
дважды Герой Советского Союза генерал-майор Фесин Иван Иванович; в 1930-1932 гг.  Герой Советского Союза полковник Копаев Григорий Иванович; в 1929-1939 гг.  Герой Советского Союза лейтенант Петров Роман Ильич; в 1937-1939 гг.  Герой Советского Союза  сержант-разведчик Романов Иван Петрович».

 

Герои Белокалитвинского района         День Победы                 Страница "Творчество"

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь