Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                         Главная    Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 
 

      Герои Белокалитвинского района

 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Орден Ленина

  Орден Ленина

Орден Боевого Красного Знамени

Орден Боевого Красного Знамени

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Герой Советского Союза М.Я. Орлов с боевыми товарищами

Герой Советского Союза М.Я. Орлов с боевыми товарищами

Аллея Героев в г. Чугуеве

Аллея Героев в г. Чугуеве

Подготовка к полету тяжелого бомбардировщика ТБ-3

Подготовка к полету тяжелого бомбардировщика ТБ-3

Бомбардировщик ТБ-3 в полете

Бомбардировщик ТБ-3 в полете

Подготовка к полету самолета Ли-2

Подготовка к полету самолета Ли-2

Самолет Ли-2 в полете

Самолет Ли-2 в полете

ГЕРОИ БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО РАЙОНА

ОРЛОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
21.05.1916 - 15.05.1968

Герой Советского Союза, штурман эскадрильи 336-го бомбардировочного авиационного полка (53-я бомбардировочная авиационная Сталинградская дивизия, 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия), капитан.

     Герой Советского Союза летчик-штурман  Михаил Яковлевич ОрловРодился 21 мая 1916 года на хуторе Голубинка (ныне Белокалитвинского района Ростовской области) в крестьянской семье. В раннем детстве вместе с родителями переехал в город Шахты Ростовской области, учился в средних школах № 4 и 13. После окончания горного техникума в городе Шахты в 1936 году, устроился работать на шахту имени Петровского.
     Призван в армию в 1937 году Шахтинским райвоенкоматом. В 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов. Участник боёв в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
       Младший лейтенант М. Я. Орлов начал воевать на Западном фронте в 1-м тяжелом бомбардировочном авиационном полку в качестве стрелка-бомбардира самолета ТБ-3. Полк участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой (с 5 декабря 1941 года). С августа 1941 года полк входил в состав 23-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. К 15 ноября 1941 года М. Я. Орлов совершил 33 боевых вылета на бомбардировку скоплений войск и техники, оборонительных узлов, железнодорожных  станций, артиллерийских позиций, стратегических объектов противника. Был награжден орденом Красной Звезды.
      С 20 марта 1942 года его полк (с 18 августа 1942 года – 1-й гвардейский авиаполк дальнего действия) дивизии, переименованной в 53-ю авиационную дивизию дальнего действия, входил в систему Авиации дальнего действия, которая действовала в интересах различных фронтов, в том числе Центрального, Сталинградского, Донского, Ленинградского, 1-го Украинского, 1-го Белорусского, на важнейших стратегических направлениях, участвовала в крупных стратегических и фронтовых  операциях.
      Орлов М.Я. в качестве штурмана корабля, штурмана звена, штурмана эскадрильи на самолетах ТБ-3, а затем Ли-2 летал в экипаже командира корабля М. Ф. Костенко – также будущего Героя Советского Союза. Бомбил днем и ночью в любых метеорологических условиях военно-промышленные объекты противника, в том числе в его глубоком тылу, совершал разведывательные полеты, а также полеты на транспортировку людей и грузов – горючего, боеприпасов, продовольствия передовым частям Красной Армии и частям, находящимся в окружении, летал к партизанам на советской территории и территории Чехословакии во время словацкого национального восстания в 1944 году.
      На Сталинградском фронте штурман корабля гвардии старший лейтенант Орлов М.Я. совершил 90 боевых вылетов. За 50 вылетов в период обороны Сталинграда награжден орденом Ленина. За 171 боевой вылет был награжден вторым орденом Ленина.
    В конце декабря 1944 года Авиация дальнего действия была преобразована в 18-ю воздушную армию, 53-я авиадивизия дальнего действия – в 53-ю бомбардировочную дивизию. И Орлов с этого времени воевал до конца войны в 336-м бомбардировочном полку этой дивизии. Участвовал в последних решающих сражениях Великой Отечественной войны, в том числе в Берлинской стратегической операции в апреле – мае 1945 года на 1-м и 3-м Белорусском фронтах. К 23 апреля 1945 года совершил 408 боевых вылетов.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отличное выполнение боевых заданий командования, мужество и героизм, проявленные при совершении боевых вылетов, капитану Орлову Михаилу Яковлевичу присвоено звание Героя Советского  Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1955  года майор Орлов М.Я. – в запасе. Жил в городе Черновцы (Украина). Скончался 15 мая 1968 года.
 

ПОЛЕТЫ, ПОЛЕТЫ...

   Герой Советского Союза Михаил Яковлевич Орлов   Михаил Яковлевич Орлов не совершил подвига, в котором бы в единый миг высветились отвага, храбрость, самоотверженность. Подвиг длился много дней. Авиационный штурман Орлов прокладывал курс бомбардировщикам, водил их на бомбежку и разведку, на доставку вооружения и снаряжения для наступающих партизанских отрядов.
     Полеты, полеты... Сколько их было! Каждодневная опасность. На пятый день войны героически погиб любимец полка Николай Гастелло. Орлов не позволял себе думать об опасности и смерти. Перед вылетом на боевое задание он говорил: "Идем, чтобы выиграть жизнь и победу". Эти бодрые слова любили все в экипаже — командир корабля капитан Костенко, летчик младший лейтенант Овчинников, борттехник, старший техник-лейтенант Морозов, стрелки-радисты старшины Тютюнников и Богданенко. Декабрь 1941 года в Подмосковье был снежным и морозным. Небо часто закрывали тучи, бушевали метели. Экипажам бомбардировочного полка приходилось в снежной круговерти находить цели, поражать их. День за днем, ночь за ночью летал на бомбежку капитан Орлов. Он умудрялся выискивать не только колонны танков, позиции артиллерии, но и траншеи гитлеровцев. Более шестидесяти раз он летал на бомбовые удары по вражеским объектам западнее Москвы. В полетах ковалось боевое мастерство, крепло мужество. Однажды полк получил приказ: высадить десант в тылу фашистов. На подобные дела из полковых штурманов еще никто не летал. Да и как идти в такую погоду? Но надо лететь. Время не ждало. Западнее Клина начала отступать потрепанная в
боях гитлеровская часть. Требовалось срочно выбросить в ее тыл группу десантников, чтобы перерезать пути отхода.
     Бомбардировщик оторвался от земли и сразу окунулся в серую муть. Штурман Орлов вывел самолет в район выброски десанта. Командующий авиацией фронта лично благодарил Орлова за смелость и высокое мастерство. "Выиграть жизнь и победу!.." Ночью бомбардировщик шел, чтобы доставить боеприпасы наступавшим танкистам. Вышли точно, но условных огней на земле не увидели. Командир корабля, сомневаясь в верности курса, развернул самолет. Неожиданно появился  вражеский истребитель, атаковал одиночную советскую машину. На бомбардировщике вспыхнул пожар. В быстротечном воздушном бою  решения принимаются мгновенно. У экипажа был выход, предусмотренный правилами летной службы: оставить самолет. Но жалко  машину, да и танкисты не получат боеприпасов. – Мы над целью, надо садиться. Внизу наши, – убеждал Орлов командира корабля. И убедил. Горящий самолет сел в расположении танкистов. С их помощью удалось потушить пожар.
      Осенью 1942 года бомбардировочный полк направили на Сталинградский фронт. Там приходилось не легче, чем в Подмосковье. Вылетали по нескольку раз в сутки, выполняя задания в сложную погоду. Орлову давали «добро» на полет и в тех случаях, когда никого из полка в воздух не выпускали. Так было и в один из февральских дней 1943 года. Стало известно, что на железнодорожном узле Лихая скопилось много эшелонов с техникой и живой силой врага. Командир полка получил приказ послать хотя бы один корабль. Выбор пал на капитана Орлова.
     Готовясь к полету, штурман видел на карте такие знакомые названия: Белая Калитва, Шахты, Ростов. Родные и близкие! В хуторе Голубинке   Белокалитвинского района, Орлов родился, в Шахтах учился в горном техникуме, работал на шахте имени Петровского, в Ростове начинал военную службу.
     Лихая обозначилась ожесточенным зенитным огнем. Снаряды взрывались над самолетом, за самолетом, а он, освобождаясь от бомбового груза, делал над станцией круг за кругом. На железнодорожных путях бушевал огонь, фашисты метались в панике. Многого недосчитались гитлеровцы после этого налета.
    До самого Дня Победы летал капитан Михаил Орлов. Уничтожал позиции гитлеровской артиллерии, обстреливавшей Ленинград. Наводил бомбардировщики на порты Финляндии. Водил самолеты в глубокий тыл врага, в районы, занятые брянскими и украинскими партизанами, вел разведку над Берлином, Будапештом, Веной.
     Михаил Орлов считал наиболее ответственными и трудными полеты с посадкой в тылу врага на аэродроме «Три дуба» в Словакии. В сентябре 1944 года словацкие патриоты, как известно, поднялись на вооруженную борьбу с гитлеровскими оккупантами. Советский народ, Советская Армия оказывали восставшим всестороннюю помощь. Вот что писал в своей книге "Свидетельство о словацком национальном восстании" Генеральный секретарь ЦК КПЧ Густав Гусак: "Высокой оценки заслуживает советская помощь оружием, которое доставлялось воздушным путем. Первая крупная партия его была направлена к "Трем дубам" в ночь с 4 на 5 сентября. Это, главным образом, средства борьбы с танками и боеприпасы, которые были сразу подвезены к местам боев, в  частности к Вруткам. Эта помощь по воздуху доставлялась почти каждую ночь, когда позволяла погода...
     Каждый, кто в это время находился на освобожденной территории, помнит, как гул советских самолетов, несущих помощь, пробуждал надежду, помогал преодолевать депрессию у слабовольных. Люди чувствовали, что мы не одиноки, у нас есть сильный и верный друг".
     Родина наградила Михаила Яковлевича Орлова двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды, многими медалями. 5 мая 1946 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
     И еще десять послевоенных лет Орлов служил в авиации. Учился сам, обучал летчиков и штурманов, передавал им богатый боевой опыт, а затем уволился в запас. Отважного сокола Михаила Яковлевича Орлова уже нет среди нас. Он умер 15 мая 1968 года. Но слава его живет. Слава героев бессмертна. А. Слободяник
 

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

    Герой Советского Союза Михаил Яковлевич ОрловВ Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года. Работая в должности штурмана корабля 1-го гвардейского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия, ныне 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брянского Краснознаменного полка, летал в составе экипажа: командир корабля гвардии капитан Костенко, летчик младший лейтенант Овчинников, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Тютюниченко и воздушный стрелок старшина Богданенко.
    За период Отечественной войны совершил 408 боевых вылетов на бомбардирование политико-административного центра Финляндии города Хельсинки, промышленных объектов, скоплений войск, живой силы и техники противника. Из них 60 боевых вылетов совершил к Орловским и Брянским партизанам (с 1 июня по 31 июля 1943 года), к украинским партизанам (с 1 по 15 сентября и с 2 по 15 октября 1943 года). Кроме того, 5 боевых вылетов с посадкой в тылу противника в районе Сарны к пар-тизанам Бегмы и Ковпака, а также 70 полетов днем на транспортировку грузов – горюче-го, боеприпасов и продовольствия передовым частям Красной Армии.
    После последнего награждения совершил 42 боевых вылета, из них 5 вылетов на бомбардирование политико-административного центра Финляндии города Хельсинки и 1 боевой вылет на Котку, а также 40 полетов на транспортировку боевого груза передовым частям Красной Армии. 7 боевых вылетов совершил с посадкой в тылу противника на аэродром Три Дуба (Чехословакия), где 18 сентября 1944 года, выполняя боевое задание по доставке людей Чехословацкой бригаде, первым нашел цель в гористой местности и приземлил самолет на аэродром без костров, а затем, выложив костры, дал возможность делать посадку другим экипажам. Общий боевой налет ночью 2450 часов.
    С первых дней капитан Орлов ведет непрерывную борьбу против немецких захватчиков, разрушая их военно-промышленные центры, аэродромы, железнодорожные узлы, уничтожая живую силу и технику противника. Будучи штурманом корабля, в дни, когда возникла  угроза городу Москве, тов. Орлов уделял максимум внимания и сил разгрому немецких полчищ под Москвой. За период с октября 1941 по март 1942 года, проявляя мужество, героизм и отвагу, совершил 60 успешно выполненных боевых вылетов. 7 декабря 1941 года, когда командование поставило задачу выбросить десант в районе западнее Клина с целью уничтожения живой силы и техники противника, отступающего в беспорядке под ударами Красной Армии, тов. Орлов, несмотря на очень плохие метеоусловия, отыскал пункт выброски десанта, отлично выбросил его и в таких же условиях вернулся на свой аэродром без потери ориентировки и вынужденных посадок, за что получил благодарность от командующего Западным фронтом. В интересах Центрального фронта тов. Орлов совершил 90 боевых вылетов без единого случая потери ориентировки, а также вынужденных  посадок по его вине, что позволяло ему успешно выполнять боевые задания в сложных метеоусловиях. 20 ноября 1941 года, выполняя боевое задание – бомбардировать живую силу и технику противника в районе Красная Поляна, штурман капитан Орлов, попав под сильный зенитный огонь, с высоты 800 метров произвел бомбометание. В результате зенитного огня самолет получил до 70 пробоин, был выведен из строя один мотор. Несмотря на это, в очень плохих метеоусловиях без блужданий возвратился на свой аэродром. Такие примеры у капитана Орлова не единичны.
     В ночь с 16 на 17 мая 1942 года при выполнении боевого задания по выброске боеприпасов передовым частям Красной Армии в районе юго-западнее Вязьмы капитан Орлов точно вывел корабль на цель. При атаке истребителями противника корабль был подожжен. Посадочные сигналы, которые должны были быть, отсутствовали. Капитан Орлов, несмотря на это, был твердо уверен, что находится над целью. Горящий самолет пошел на посадку и приземлился в 600 метрах от цели. В результате был спасен экипаж и выполнено боевое задание по доставке боеприпасов нашим войскам.
     В августе 1943 года командование была поставлена задача – уничтожить артиллерийские позиции немцев, которые вели обстрел Ленинграда. Капитан Орлов совершил 20 боевых вылетов на уничтожение артиллерийских позиций и дотов. С декабря 1943 года работал в интересах окончательного снятия блокады Ленинграда. Капитан Орлов в одну ночь совершал до 6 боевых вылетов, а всего совершил 22 боевых вылета на бомбардирование долговременных узлов обороны и артиллерийских батарей, которые вели обстрел Ленинграда. Кроме того, совершил 5 вылетов на бомбардирование политико-административного центра Финляндии города Хельсинки и 1 боевой вылет на Котку.
     В ночь с 18 на 19 февраля 1944 года была поставлена задача – бомбардировать железнодорожный узел и скопление эшелонов в городе Псков. По всему маршруту экипаж встретил 10-балльную облачность с высотой 100 – 50 метров. Только благодаря настойчивости, умению и желанию во что бы то ни стало выполнить боевое задание, капитан Орлов нашел цель, успешно поразил ее и возвратился в таких же метеоусловиях на свой аэродром без блужданий, за что экипаж самолета получил благодарность.
    В дни напряженных боев под Сталинградом капитан Орлов совершал по 2 боевых вылета за ночь с налетом по 1 – 2 часа; всего совершил 90 боевых вылетов на бомбардирование переправ, аэродромов, скоплений войск и техники противника. С переходом наших войск в наступление командование поставило задачу – разрушать пути отхода противника и аэродромы Морозовская, Обливская, Лихая, Миллерово, Тацинская и другие. Капитан Орлов, несмотря на сильное противодействие противника, успешно выполнял боевые
задания в очень плохих метеоусловиях. Были случаи, когда корабли в большинстве возвращались с боевых заданий по метеоусловиям. Капитан Орлов в тех же условиях находил цель и, прицельно отбомбившись, возвращался на аэродром. Например, в ноябре 1942 года при бомбардировании станицы Морозовская, не доходя до цели 100 – 150 км корабль попал в сильное обледенение, метеоусловия были очень плохими. Другие экипажи, вылетев, возвращались, не выполнив боевого задания. Капитан Орлов,  благодаря проявленной отваге, мужеству и умению, цель отыскал, точно поразил ее и возвратился на свой аэродром.
    В феврале 1943 года при выполнении боевого задания по бомбардированию железнодорожной станции Лихая, где было скопление эшелонов, живой силы и техники противника, при очень плохих метеоусловиях, а также сильном противодействии зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, многие экипажи совершили вынужденные посадки. Капитан Орлов быстро отыскал цель и прицельно отбомбился, взорвав два эшелона, и при еще более худших метеоусловиях возвратился на свой аэродром.  В ночь с 8 на 9 февраля 1944 года, выполняя боевое задание по бомбардированию складов и железнодорожной станции Сиверская, при очень плохих метеоусловиях снизился до 700 метров, нашел цель и прицельно поразил ее. Взорвав склад с боеприпасами, и в таких же метеоусловиях возвратился на свой аэродром.
     Работая в должности штурмана авиаэскадрильи, умело руководит штурманской работой, в результате эскадрилья случаев блуждания по вине штурманского состава не имеет. За период боевой работы авиаполка эскадрилья совершила 244 боевых вылета, из них 74 – на транспортировку горючего, боеприпасов и продовольствия передовым частям Красной Армии. Капитан Орлов подготовил 12 штурманов, из них 10 – к полетам в сложных метеоусловиях. Качество подготовки – хорошее. Штурманское дело знает отлично. Радионавигацию и РПК освоил отлично. Летает днем и ночью в сложных метеоусловиях. Свою работу любит.
     Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. Пользуется заслуженным авторитетом у личного состава. Морально устойчив.  Политически развит хорошо. Достоин правительственной награды – присвоения звания "Герой Советского Союза". Командир 336  бомбардировочного авиаполка гвардии подполковник Равич. 23 апреля 1945 года

Память:
Имя Героя носит улица в г. Шахты Ростовской области
В г. Шахты, на доме где он жил, установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска установлена на аллее Славы в городе Чугуев Харьковской области (Украина).
Мемориальная доска установлена на аллее Славы в парке Маяковского г. Белая Калитва.



 

     Герои Белокалитвинского района         День Победы                 Страница "Творчество "

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь