Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                            Главная  Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 
 

 

 

 ЛЮДИ БЕЛОЙ КАЛИТВЫ

Строители-железнодорожники

     Строитель Белокалитвинской дистанции пути Илья Иванович ТрифоновЯ, Илья Иванович Трифонов, в 1959 году, после службы в Советской армии,   приехал в Белую Калитву и был принят в цех искусственных сооружений Белокалитвинской дистанции пути плотником. Белокалитвинская дистанция пути – это одно из старейших предприятий Белой Калитвы, берущее своё начало с 1890 года, когда началось строительство железной дороги на Царицын (ныне Волгоград). С тех самых пор началось сооружение производственных объектов и жилья для работников железнодорожных служб (путейцы, машинисты, движенцы, связисты и другие специалисты). Фактически, железная дорога - это государство в государстве. Как говорил один из известных политиков начала XX века: «Железные дороги - это гвоздь, который соединяет и объединяет всё в стране».
     В Белой Калитве был построен вокзал и, рядом с ним, выросли так называемые казармы, как называли в то время жильё для работников дорожных служб. Появились мастерские для обслуживания путей и зданий. Было построено локомотивное депо для ремонта и заправки паровозов топливом и водой.
     После Великой Отечественной войны началось строительство вторых путей, так как до этого дорога имела всего одну колею. А с увеличением количества перевозимых грузов, одноколейка уже не справлялась с потоком грузов. В это время в рабочем посёлке Белая Калитва начиналось строительство металлургического завода. Ну и для расширения дороги, естественно, необходимы были дополнительные рабочие для строительства и обслуживания второго пути. Снова началось строительство  жилья. В это время появилась у станции Белая Калитва своя столовая, детский сад, амбулатория, где были терапевт, детский врач, стоматолог, своя лаборатория, медсёстры, которые ходили к больным и выполняли необходимые процедуры, назначенные врачами.
    После войны в дистанции пути было два цеха: цех искусственных сооружения, который занимался обслуживанием и ремонтом мостов от Лихой до Морозовской, а работники цеха гражданских сооружения ремонтировали все находящиеся в дистанции пути жилые и служебные здания. Кроме этого, занимались и строительством жилья. В основном, возводились 2-х, 3-х и 4-х квартирные дома на перегонах, на станциях и в самой Белой Калитве, где хронически не хватало бригадиров, мастеров, рабочих. Конечно, все строившиеся в то время дома имели печное отопление, были лишены всяких удобств, но и этому новосёлы были рады, ибо в 1960-70 годах такие условия жизни не были редкостью.
    В 1967 году приказом руководства Юго-Восточной железной дороги начальником дистанции пути был назначен Григорий Акимович Рындин, молодой, энергичный, очень грамотный в путевом хозяйстве и требовательный человек. С его приходом Белокалитвинская дистанция пути постепенно стала одной из лучших в отделении и на дороге, а затем и по Министерству путей сообщений. За время его работы, дистанция пути приобрела большой авторитет в городе.
    В 1966 году руководством города и района я был назначен мастером по капительному ремонту жилого фонда. На новом участке работы мне пришлось заниматься капитальным ремонтом зданий и сооружений, состоящих на учёте в дистанции пути.
В 1970 году я был назначен на должность мастера ремонтно-строительных работ. На этой должности мне пришлось  заниматься уже и строительством. А для этой цели приходилось нанимать новые кадры, притом необходимы были практически все строительные профессии. К этому времени было построено новое здание конторы дистанции пути, которое и до сих пор находится в отличном состоянии. Были также сооружены боксы для всего автотранспорта предприятия, а также тепловоза и другой рельсовой техники. Все эти помещения были подключены к центральному отоплению города. Был подведён водопровод и канализация, для рабочих построены душевые, раздевалки и туалеты. Вошли в строй новые кузницы для ремонта всего путевого инструмента и изготовления необходимых строительных материалов.
     В начале 1972 года мы занялись строительством многоквартирных домов со всеми удобствами. А для этого надо было подводить к домам воду, канализацию и отопление. Например, чтобы подвести удобства к двум 10-ти и 16-ти квартирным домам по улице Свердлова, надо было уложить коммуникации протяжённостью около километра, при этом, в основном, в очень сложных условиях, где большинство работ производились вручную. Выручало то, что руководство дистанции пути оказывало помощь и людьми, и инженерным сопровождением.
     К жилым домам по переулку Мостовому (это два 8-ми квартирных дома, три - 12 квартирных и один 4-х квартирный дом), чтобы обеспечить их газом, надо было проложить газопровод от улице Ключевой, по всей улице М. Горького до переезда, опуститься вниз до Донца, а также провести индивидуальное газовое отопление в каждую квартиру.
     Водопровод тянули от водозабора около нефтебазы, он шёл по узкой улочке Лизы Чайкиной до старой насыпи. Под насыпью делали прокол и опускались к домам по переулку Мостовому. А канализации в этом районе вообще не было, но, правда, выше построенных домов проходила напорная канализация Сельмаша. Было принято решение о подключении к ней, но для этого пришлось  проделать большую  работу  по согласованию работ с Сельмашем.
    Для реализации проекта, была построена КНС (канализационная напорная станция), а насосы для неё пришлось приобретать в Молдавии, по бартеру, их в течение недели  доставили в город. Благодаря проделанной нами работе, были обеспечены газом частные дома от Сельхозтехники до переезда, вдоль улицы М. Горького и по другим улицам этого участка города.
    А уже в 1980-х годах мы начали строить в центре города по улице Вокзальной, это дома с номерами: 96, 97 и 98. Когда приступили к строительству этих трёх жилых домов, пришлось дважды перекапывать улицу Вокзальную, чтобы подвести к домам газ, воду, отопление и канализацию, так как на этой стороне улицы не было никаких коммуникаций. Где бы мы ни возводили жилые дома, обязательно строили для жильцов сараи с подвалами и даже гаражи для тех, у кого были машины.
    В Белой Калитве по переулку Путевому в 1980-е годы был построен 8-квартирный 2-эажный дом со всеми удобствами, но, кроме него, на этой территории находились  2-квартирный и 3-квартирный дома, три 4-квартирных дома и один 8-квартирный. Все эти дома были без удобств и с архаичным печным отоплением. В основном, это были дома для рабочих дистанции пути.
    Была проведена реконструкция всех этих домов с обустройством пристроек к каждой квартире, а к двум домам пристроили три квартиры дополнительно, все 3-комнатные. И снова тянули по переулку воду, канализацию и газ из города. Это был очень большой объем работ, но мы с ним справились.
      Для того, чтобы выполнять всё новые масштабные проекты, постепенно подобрался очень дружный коллектив, в котором насчитывалось до 80 человек. Были хорошие специалисты: бригадир слесарей, сварщиков и мастер на все руки Иван Федорович Колесников, бригадиры каменщиков Александр Николаевич Ранцев и Пётр Прокофьевич Приходько, бригадир штукатуров Раиса Ивановна Демышева, штукатуры Нина Павловна Колесникова, Валентина Леонтьевна Погорелова, Г. И. Зинченко, плотники Николай Константинович Авакуменнко, Василий Павлович и Юрий Павлович Лямины. Все работы от фундамента до отделочных работ и сантехники выполнялись нами без подрядчиков, если не считать наружных и внутренних газопроводов. Моими хорошими помощниками в этот период были строительные мастера Владимир Васильевич Марченко, Виктор Васильевич Терелецкий и Николай Васильевич Жужнев. Кроме работы по дистанции пути приходилось работать и на строящихся в Белой Калитве объектах. Принимали участие, в частности,  в строительстве школ № 1 и № 6.
      В январе 1986 года, после прошедших ливней, па реке Калитве резко поднялся уровень воды, и усилилось течение, в результате чего произошёл подмыв опоры моста (тогда его называли большим), опора наклонилась и могла в любой момент обрушиться, Случилось это в самом конце рабочего дня.  Люди шли и ехали с работы, автобусы были полными. На место прибыли начальник управления коммунального хозяйства города Леонид Александрович Жиров, начальник дистанции пути Григорий Акимович Рындин и я. Подходим к мосту и видим, что как раз идёт большой автобус (в то время в народе его называли скотовозом), и под ним пролёт моста проседает до 26 см. Мы бегом к Анатолию Павловичу Романову, он в то время был председателем горисполкома. Я говорю, что надо срочно останавливать движение и закрывать мост. Немедленно даётся команда перекрыть движение.
     Маленький мост на тот момент уже был снесён водой, поэтому ситуация сложилась непростая. По моему предложению были приняты меры по отсыпке опоры, чтобы изолировать её от воздействия воды, дабы не увеличивался подмыв, и не случилось обрушение опоры. Всю ночь мне пришлось руководить работами по спасению опоры, и к утру  она была изолирована oт воды. А затем, нам пришлось участвовать в работах по восстановлению моста. Спустя три месяца движение по нему было открыто. Позже мы уже самостоятельно, из своих материалов, заново построили пролёт на маленьком мосту и открыли движение грузового транспорта, а без мостов город был разделён на две части по реке Калитва.
      Приходилось работать не только в Белой Калитве, но и на других участках Лиховского отделения Юго-Восточной железной дороги.  В связи юбилеем М. А. Шолохова, например, нам довелось произвести облицовку плиткой здания железнодорожного вокзала в Миллерово. Принимали участие и в строительстве административного здания Лиховского отделения дороги. Здесь же построили пост ЭЦ (электрическая централизация стрелок).
     Возводили мы, надо заметить,  отнюдь не только производственные объекты и жилые здания. Силами дистанции пути был построен пионерский лагерь «Восток» на берегу Северского Донца, в 5 километрах от станции Репная. Там были возведены два 2-этажных корпуса и шесть одноэтажных, где потом отдыхали все дети Лиховского отделения дороги.
     Объекты строительства становились всё более масштабными. Например, был построен 70-квартирный дом на станции Морозовская, а начиналось его строительство в зимнее время, и бетон самосвалами доставлялся на объект из Белой Калитвы. Так что трудностей всегда хватало, но люди их преодолевали, сдавая объекты в срок с высоким качеством.
     Хочется напоследок низко поклониться всем нашим труженикам, которые, не покладая рук, трудились на благо города, нашего предприятия. Многих уже нет в живых. Пусть земля им будет пухом, и пусть не забывают их жизненный и трудовой подвиг потомки.

 
         Страница "Люди Белой Калитвы"                           Страница "Творчество"

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь