Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                              Копилка  Творчество

 Советы

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 

Главная

 

Памятники Белой Калитвы

 

Ссылки

 

Школы

 

Сайт Отдела образования

 

Карта  сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЛАДИМИР ЛЯХ, директор МБОУ Нижнепоповская ООШ, член Союза писателей России

ТВОРЧЕСТВО стр. 10

Владимир Лях   Геройский танк Романа Петрова

   Танки MK IV «Черчиль» из состава 46-го гвардейского тяжелого танкового полка на улице Выборга, июнь 1944 г. Белокалитвинская земля чтит подвиг пятнадцати героев Советского Союза. Один из самых известных – уроженец Белой Калитвы Роман Петров. Его имя носит одна из улиц города.
     Герой Советского Союза Роман Ильич Петров родился 1 августа 1919 года в станице Усть-Белокалитвинской в рабочей семье. Его отец Илья Михайлович работал в Белокалитвинском сельпо заготовителем кожевенного сырья, а мать Пелагея Семёновна занималась воспитанием пятерых детей, она ушла из жизни  20 января 1966г. Кроме Романа, в семье был старший брат Николай, младший Пётр, и две сестры – Антонина и Ольга. После войны  Ольга Ильинична работала в Белокалитвинской школе учительницей математики.  Старший брат Романа Ильича – Николай Ильич, семья которого жила в  Краснодоне, погиб в годы Отечественной войны, остался сын. Еще один брат Петр Ильич жил в г. Каменске, работал в  парикмахерской, а сестра Антонина Ильинична –  химик-технолог, работала на одном из ленинградских заводов.
    Петров Роман Ильич учился в Белокалитвинской школе №1, в помещении которой ныне разместился краеведческий музей. Учился хорошо, любил читать книги, рисовать, играл на мандолине и гитаре, активно участвовал во всех школьных мероприятиях, любил танцевать, шутить. Участвовал в занятиях драмкружка. Он был  веселым и общительным парнем.
В школьном музее когда-то был его карандашный рисунок на тетрадном в клеточку листке: уточка в зарослях камыша. Он на стеллаже лежал рядом с наградным листом. Теперь весь материал находится в городском краеведческом музее. В архивах музея есть фото, где делегация школы № 1 снята вместе с сестрой Героя  Ольгой Ильиничной во время посещения места захоронения.
    Судьба паренька с берегов Северского Донца вполне типична для предвоенного поколения двадцатилетних. В 1939 году его призвали на военную службу, в этом же году он участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. С августа 1941 года – на фронте. В 1942 году окончил ускоренный курс Челябинского танкового училища и в звании младшего лейтенанта был направлен на Ленинградский фронт в составе 46-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка прорыва. О создании таких полков нужно рассказать несколько подробнее.
     Осенью 1942 года советское командование создало новый боевой инструмент Красной армии – отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки. Звание гвардейских этим частям присваивалось сразу при создании, личный состав комплектовался преимущественно из офицеров. Эти части должны были выступать в качестве тарана при наступлении, а в обороне – быть её костяком. По штату все тяжёлые полки имели одинаковый состав из 21 танка. В полку – четыре роты, каждая из которых состояла из двух взводов по два танка в каждом. Один танк – командира полка и по одному – командиров рот. Каждый полк имел также техническую роту, занимавшуюся ремонтом техники. Общая штатная численность личного состава полка  – 214 человек, но на деле бывало больше. Эвакуация с поля боя и ремонт тяжелых танков массой порядка 50 тонн – дело непростое. Структура полка до конца войны практически не изменялась. За два с лишним года существования тяжёлых полков в них успели послужить шесть типов танков:   КВ-1 ("Клим Ворошилов" ) и его модификации КВ-1С (скоростной) и КВ-85, британский пехотный танк  "Черчилль", входивший в поставки союзников по ленд-лизу,  и ближе к концу войны тяжелые танки ИС-1 ("Иосиф Сталин") и самый совершенный на то время – ИС-2. Самыми массовыми в тяжелых танковых полках прорыва  были   британский  "Черчилль" и  советский КВ-1.
      46 отдельный тяжелый танковый полк прорыва под командованием гвардии подполковника Александра Семеновича Паршева   формировался  в январе 1943 г. на основании Приказа Заместителя НКО № УФ/2/7 от 03.01.1943 г. Срок готовности был назначен к 20.01.1943 г. Однако времени на отработку практических навыков не было, и полк отправился в бой гораздо раньше. В период боевых действий на Красносельском направлении в районе Пулково 15 января 1944 года, несмотря на сильный артиллерийско-минометный огонь противника, Роман вывел свой танк на прорыв обороны, первым преодолел противотанковый ров, огнем и гусеницами уничтожил 2 дзота, 4 пулеметных точки, более 25 солдат и офицеров противника, обеспечив продвижение пехоты. Серьезно раненый, он не покинул поле боя до выполнения поставленной задачи. За этот бой Роман Петров был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В июне 1944 года, как раз накануне нового наступления, он вернулся в свой полк, приданный к этому времени 23-й Армии.
     Наступление в направлении Выборга развивалось стремительно. В течение 10 июня удалось продвинуться вперед от 5 до 15 километров. Финны пытались организовать контрудар, но безуспешно. Не давая противнику закрепиться на промежуточных рубежах, 109-я стрелковая дивизия генерал-майора Трушкина Н.А. овладела железнодорожной станцией Келломяки и городом Терийоки (Зеленогорск). В это время 30-й гвардейский стрелковый корпус, продолжая наступление вдоль Средневыборгского шоссе, уже приближался к мощному узлу обороны противника Кивеннапа (Первомайское). Несмотря на исключительно трудные условия топкой, таившей массу препятствий местности, соединения корпуса не снижали темпа продвижения вперед. На второй день операции вступила в боевые действия также и 23-я армия.
      11 июня Москва салютовала войскам Ленинградского фронта 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Несколько соединений и частей получили почетное наименование Ленинградских. Однако 12 июня сопротивление финских войск заметно возросло. Соединения и части 23-й армии смогли продвинуться всего лишь на 2-6 километров. На главном направлении удалось все же добиться заметных успехов: 30-й гвардейский стрелковый корпус выбил противника из поселка Кивеннапа, а 109-й корпус освободил железнодорожную станцию Райвола (Рощино) и поселок Тюрисевя (Ушково). За день было занято более 30 населенных пунктов. Но дальше продвижение войск замедлилось. Впереди была широкая полоса железобетонных укреплений и надолбов, сложная система противотанковых и противопехотных препятствий так называемой линии Маннергейма, считавшейся неприступной.
     В связи с этим 46-му танковому полку 13 июня была поставлена задача разведки боем, чтобы нащупать в обороне противника слабые места. Выполняя эту задачу, танк № 684 Романа Петрова и оказался на косогоре вблизи высоты 171,0, защищенной гранитными надолбами.
      Начало прорыва второй полосы обороны противника планировалось на утро 14 июня. Перед 23-й армией командующий фронтом маршал Л.А. Говоров поставил задачу прорвать вторую полосу обороны и развить наступление в направлении на Кивиниеми (Лосево).     Собирая материал для очерка о Романе Петрове, я задался вопросом, который мне показался неизбежным для каждого, кто пишет о подвиге героя-танкиста. На каком танке воевал Роман Петров? Несмотря на большое число материалов, большей частью повторяющих друг друга, ответа на этот вопрос найти не удалось. Пришлось углубиться в поиски.
      Учитывая время формирования полка, можно уверенно предположить, что танк Р.И. Петрова мог быть либо британским «Черчем», как называли танкисты МК-III и МК-IV, имевшими соответственно сварную или литую башню, либо "Климом", то есть КВ-1.
       Итак, вернемся к танку № 684 потерявшему возможность передвигаться на косогоре вблизи гранитных надолбов. Конечно, его могли подбить, но тогда танкисты вряд ли бы рассчитывали починить гусеницу самостоятельно, а они попытались это сделать. Об английском пехотном танке «Черчилль» тогдашний премьер-министр страны, давший имя боевой машине, как-то сказал, что танк имеет даже больше недостатков, чем он сам. Среди недостатков были и резиностальные гусеницы, время от времени слетавшие при движении по косогору. Так что танк Петрова мог потерять ход именно по этой причине, тем более, при попытке раздвинуть надолбы.
      Днем покинуть танк бойцы не могли ввиду сильного обстрела, а оставаться в машине было возможно, только внушив врагу, что они погибли. Танкисты подожгли дымовую шашку и, надев противогазы, оставались в танке. Противник поверил, что танк горит. В таких случаях танкисты покидают машину, опасаясь взрыва боекомплекта и топлива, а поскольку никто из танка не появился, финны перенесли огонь на другие объекты. Танкисты же в течение суток вели наблюдение, засекая огневые точки и передавая сведения по рации в штаб полка.
     Утром 14 июня начался штурм. Танк № 684 неожиданно открыл огонь по финским позициям, уничтожив железобетонный дзот, 6 пулеметных точек, 2 бронированных колпака, противотанковое орудие. Оставшись позади наступавших войск, Роман предпринял попытку  восстановить гусеницу, чтобы тоже двинуться вперед, но в результате обстрела ему перебило осколками ноги. Раненому оказали первую помощь в полевых условиях, но спасти отважного офицера не удалось.
      В наградном листе командир полка А.С. Паршев писал, что в танк Р.И. Петрова попало не менее шести снарядов. Отметим, что  при этом ни машина, ни экипаж не потеряли боеспособности. Обратимся опять к особенностям тяжелых танков того периода. К недостаткам танка «Черчилль» можно, кроме несовершенной конструкции гусениц и слабой пушки, отнести огнеопасный бензиновый двигатель против дизельного у «Клима». К тому же недостаточная мощность этого двигателя обеспечивала скорость по шоссе только 25 км в час против 35 у КВ-1. Но были у британца и неоспоримые достоинства. Во-первых, броня "Черчиллей" была "вязкой", она не давала осколков с внутренней стороны при прямом попадании снаряда. Во-вторых, у британского  танка было мощное бронирование: лобовая броня имела толщину 102 мм при 75 мм у КВ-1. К слову, у КВ-1С броня была еще тоньше, за счет чего повысилась скорость до 42 км/час. Но произведено таких машин, как не оправдавших себя, было менее полутора сотен. Дальше заводы переориентировали на ИС-1, которых тоже было изготовлено немногим  более сотни, а вскоре – на  ИС-2, ставший одним из символов Победы, наряду со средним танком Т-34.
     Таким образом, устойчивость танка № 684 под длительным обстрелом финских орудий и сохранность экипажа также косвенно свидетельствует о том, что танк Романа Петрова был "Черчиллем". Судя по сводке безвозвратных потерь полка, из экипажа, кроме Р.И. Петрова, больше никто не погиб. Экипаж в MK-IV, как, впрочем, и в КВ-1, составлял пять человек.
      Надо сказать, что о действиях непосредственно 46-го отдельного танкового полка сведений очень мало, в отличие от многих других полков. Это можно объяснить и секретностью сведений в военное время, и наследием "холодной войны", когда считалось плохим тоном писать об иностранной военной технике и, возможно, особенностями боевых задач полка.
     И все-таки, не зря говорят, что "кто ищет – тот всегда найдет". Нежданно-негаданно коллега по писательской организации, интересующийся военной историей, мне прислал ксерокопию из небольшой, всего на 64 страницы, книги И.Б. Мощанского под названием "Штурм "Карельского вала". Выборгско-Петрозаводская стратегическая наступательная операция 10 июня – 9 августа 1944 года". Издана она  была в московском издательстве "Военная летопись" в 2005 году. В этой книжке помещена фотография, подписанная так: "Танки MK–IV "Черчилль" из состава 46-го гвардейского тяжелого танкового полка на улице Выборга, июнь 1944 г". Круг замкнулся. Надо сказать, что это же фото, правда, с указанием 26 полка прорыва, я уже видел, но без всякой ссылки на источник. Немного позже фотография из книжки И.Б. Мощанского мне попалась и на странице "Википедии", повествующей о событиях под Выборгом.
      Очень часто можно видеть, как, рассказывая о подвиге героя, ограничиваются описанием только частных обстоятельств его поступка. Думаю, что это неправильно. Нужно показывать значение подвига в логике происходивших исторических событий. Важен ведь не только сам поступок, но и то, ради чего он состоялся, какие последствия имел. Исходя их этих соображений, продолжим  повествование.
    В походной мастерской танк № 486 отремонтировали. Укомплектовали экипаж, и вновь пошла боевая машина по фронтовым дорогам под гордым названием "Танк Петрова". Никакого официального приказа на этот счет не было, но все в полку называли машину № 684 именно так, хотя командовал ею уже лейтенант Кириенко.
     А за шесть последующих дней наступательных боев войска фронта, прорвав две оборонительные полосы, продвинулись вперед более чем на 40 км и расширили прорыв до 75 км по фронту. На левом фланге 23-й армии 98-й и 6-й стрелковые корпуса, преодолев сопротивление финских войск, закрепившихся на удобных рубежах обороны, овладели сильным узлом сопротивления противника Муола. Тем самым 23-я армия осуществила прорыв третьей полосы обороны и вышла приблизительно на одну линию с войсками 21-й армии. После этого войскам была поставлена задача – овладеть Выборгом. Утром 20 июня первые подразделения частей 108-го стрелкового корпуса ворвались на южную окраину города. Ни сильнейший огонь, ни взорванные мосты и разбросанные вокруг фугасы, ни сплошные минные поля не остановили их. Благодаря тому, что саперным частям удалось обезвредить мины, почти сплошь покрывавшие Выборгское шоссе, и быстро построить переправы, в город на полном ходу ворвались танки прорыва. Среди них был и танк Петрова. В ночь на 21 июня столица нашей Родины Москва салютовала доблестным воинам Ленинградского фронта, прорвавшим хваленую линию Маннергейма и овладевшим городом и крепостью Выборг.
     Конец войны 46-й танковый полк прорыва, получивший почетное наименование Грудзёндского, встретил, будучи приданным 2-й Ударной Армии в составе 2-го Белорусского Фронта. На знамени полка появился орден Суворова III степени (Указ Президиума ВС СССР от 22.10.1944), которым полк бы отмечен за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника севернее города Тарту и орден Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1945) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны немцев севернее Варшавы и проявленные при этом доблесть и мужество.
     После войны, в 1949 году прах героя-танкиста был перенесен из села Кекролы в братскую могилу села Ольшаники. Участники перезахоронения рассказали, что на могиле Петрова к счастью уцелела дощечка с надписью: "Гвардии младший лейтенант Петров". Анна Васильевна Яковцевская, работавшая заведующей детским садом совхоза "Кирилловский", рассказывала, что в то время был организован розыск могил с целью перезахоронения павших воинов в одном месте. Она сама наткнулась на одно из захоронений  и прочитала надпись о Петрове. Могилу вскрыли, обнаружили гроб. Там лежал советский воин в форме танкиста. Сохранились повязки на ногах, шины. Видимо, у него были перебиты ноги.
     На поляне близ проселочной дороги высится обелиск. На гранитном пьедестале – статуя солдата: обнаженная голова, на  плечах плащ-палатка, на груди автомат. На мраморной доске – девятнадцать имен, среди которых значится Герой Советского  Союза Р.И. Петров. Фамилии еще сорока восьми воинов неизвестны.

 

 

Владимир Лях     Оглавление  страниц автора                     Творчество

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь