Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва Ростовской области

 
                              Копилка  Творчество

Советы 

 Контакты

Новости

Гостевая книга

 

Главная

Новости и комментарии

Наш город

Памятники Белой Калитвы

Ссылки

Школы

Карта сайта

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЛАДИМИР ЛЯХ, директор МБОУ Нижнепоповская ООШ, член Союза писателей России

Творчество. "ШКОЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ" стр. 3

 Владимир Петрович Лях   

Надпись

     Виктор Иванович опаздывал. Он шел размашистым шагом, со встречными здоровался бегло, сразу давая понять, что спешит.  Около бывшей колхозной конторы, как всегда в это утреннее время,  скучали в ожидании руководства  несколько   работников. Он подходил время от времени  перекинуться с ними парой слов, узнать местные новости, но в этот  раз прошёл мимо, только  слегка кивнул. – Ты уже и людей не  замечаешь, Виктор Иванович, зазнался, что ли, – окликнул его агроном. Но спешащий только махнул рукой: –Некогда, некогда... потом...  Стоящие, как по команде, дружно взглянули на часы.  –Так есть же еще время, – нестройно крикнули  вдогонку. Но Виктор Иванович уже не слышал, он подходил к школьному двору.
     За последний год Виктор Иванович Лихов, молодой учитель физики, присланный в местную школу сразу после института, заметно изменился. Причина для этого была: молодого, только-только заканчивавшего отрабатывать обязательные три года физика, назначили вдруг директором школы. Этого никак не ожидал ни сам Витя, как за глаза называли его ученики, ни коллеги, тем более  что завуч  уже начинала входить в директорскую  роль. Но приехал заведующий районо  Кочетов, тоже совсем недавно назначенный, и расставил всё по местам. Он не стал рассказывать, как приезжала к нему делегация родителей, и что «кадровое» решение он принял не случайно.  С этой поры забот у Виктора Ивановича прибавилось:  он решил многое изменить в привычном  укладе своей школы.
      Ещё в один из первых дней своей  работы он с удивлением увидел, как сразу после звонка около входных дверей  учителя  стали возвращать назад в школу некоторых учеников, собравшихся было идти домой. – А почему вы их не выпускаете?– поинтересовался   у пожилой математички. – Ну, как же, сейчас репетиция  хора! –Ну, и что?! Вид у молодого физика был такой растерянный, что она улыбнулась. –Ну, как   вы не понимаете, хор должен выступать на смотре, а они сейчас  все разбегутся! –Так    пусть себе разбегаются, а останутся те, кто хочет?! –Да вы что, вы же их еще совсем не знаете, они разве хотят в хоре петь?! Сказала бы я вам, чего они хотят…
      Через  какое-то время  школьный хор  выступил на районном смотре, правда без особого успеха, и после этого уже не собирался. А Виктор Иванович  организовал физический кружок, и после уроков в школе  кипела работа: одни прокладывали линии школьного радио, другие мастерили планеры и хитроумные приборы. Засиживались иногда допоздна. Опытные коллеги  понимающе шептались в учительской:  –Молодой ещё, жизнь пообломает… - Да-да,  не такие обламываются. Кто-то просто пожимал плечами, другие удивлялись, что у Вити «пашут» оболтусы, которых никак не могли вовлечь хоть в какую-то работу.
      В институте, сказать по правде,  будущий физик педагогику не жаловал: частенько пропускал лекции, всевозможные мероприятия, а вместо практики в детском загородном лагере  поехал в стройотряд.  Тогда всё обходилось – отчёты он представлял лучше многих, с хорошими фотографиями, на которых вместе с ним  за эскимо позировали соседские пацаны. Улыбчивая преподавательница с кафедры педагогики  Майкина была довольна и ставила отчёты в пример.
      Теперь же, став руководителем, Виктор Иванович  не раз задумывался о том, что вдруг не сможет правильно поступить в какой-либо ситуации, а ситуации эти возникали едва ли не каждый день.  И начинающий директор  стал читать специальную литературу.  Привычные «Наука и жизнь» и  «Знание – сила!» уступили первенство солидному  журналу «Педагогика», сочинениям  методистов. Ну и для солидности молодой директор отпустил усы и на работу стал ходить при галстуке.
       Сегодня первым уроком у него была физика в восьмом, лабораторная работа, поэтому  и спешил, чтобы успеть расставить приборы. Едва зайдя в школьный двор, Виктор Иванович почувствовал:  что-то не так. Возле крыльца порознь, то тут – то там стояли группки детей. Так бывает, когда люди чего-то ожидают. Увидев директора, несколько ребятишек пошли ему навстречу. –Здравствуйте, Виктор Иванович,- разноголосым  хором  начали они.  – Виктор Иванович, а вы видели там… там… – Что случилось, ребята? – стал он спрашивать на ходу. – Там написали… – Что написали? Кто? – продолжал он допытываться, уже подходя к двери.  И тут всё увидел сам: на двери синей  краской  были написано неприличное слово, да ещё нарочито крупными буквами, чтобы его обязательно заметили.            – Виктор Иванович, а сейчас линейка будет? –спросил сзади чей-то деланно участливый голосок. И это сразу напомнило директору не давнее  происшествие, вызвавшее в школе большой резонанс.
     Тогда на пришкольном учебно-опытном  участке  оказались сломанными  несколько  недавно посаженных тополей, едва пустившихся в рост. Кто-то из учеников сообщил об этом  учителям, и незамедлительно были приняты меры.  Вместо первого урока на пришкольном участке построили всех в линейку. Дети смотрели на искалеченные деревца и слушали суровые слова о том, как это нехорошо. Через несколько дней кто-то сломал еще несколько тополей, но то ли никто учителям не сообщил, то ли им было недосуг, однако  линейку на участке больше не проводили.
     Всё это за одно мгновение пролетело в памяти Виктора Ивановича. – Что делать, что делать? –думал он.  И вдруг сказал то, чего и сам от себя не ожидал. Может потому, что ждала его лабораторная, и времени не было, может,  сыграли свою роль прочитанные педагогические книжки, но директор спокойно и размеренно произнёс: – Ну, что сказать, ребята. Если вам нравится жить среди таких надписей, я вам мешать не хочу, да и некогда мне. И прошел в школу. Дети тоже стали заходить вслед за ним.
     Работа захватила Виктора Ивановича, и вскоре о происшествии он просто забыл. И даже уходя из школы, запирая дверь, он об утреннем инциденте не вспомнил.  Только на полдороге домой   вдруг возникло  ощущение, что произошло что-то неприятное,  и тогда он вспомнил о надписи. Но сразу же появилось сомнение, была ли надпись, когда он запирал дверь. Неужели он её не заметил? Что-то подсказывало, что дверь была чистая, ему так хотелось в это верить.
      На другое утро  Виктор Иванович  с легким чувством тревоги переступил школьную калитку. Впереди него плелись несколько малышей, пассуя друг другу консервную банку, кто-то  в дальнем  углу двора играл в мяч. У крыльца никого не было.
     Директор легко перепрыгнул несколько ступенек, – дверь была чистая. Она особенно чистая была в том именно месте, где вчера красовалась злосчастная надпись. –Если бы дверь мыла уборщица, то вымыла бы её всю,– подумал Виктор Иванович. Уборщица вопросу удивилась: – Нет, я не мыла, наверное кто написал – тот и вымыл, – предположила она. –А вы не видели – кто это был? –Да не видела, некогда мне смотреть, – на ходу ответила женщина, берясь за швабру.
      Кто вымыл дверь директор так и не узнал, как не узнал он и кто написал нехорошие слова. Но надпись больше никогда не появилась.

    

Учитель жизни

     Автобус уже вот-вот должен был отправиться, когда в разместившийся, наконец, салон тяжело взобрались друг за дружкой две внушительного вида дамы. Уверенно пробираясь по узкому проходу, они, почти не поднимая глаз, громко командовали: -Уберите ноги, мужчина! - Девушка, что вы сумку в проход выставили?! - Мальчик, где твои родители?! Иди, сядь на место! Большинство пассажиров с интересом наблюдали за шумными активистками. Наконец, дойдя до своих мест - недалеко от нас с сыном - дамы уселись, напоследок отдав  команду впередисидящей парочке поднять спинки кресел.
    - Наверняка учительницы,- предположил я. - А ты что, их знаешь?- удивлённо поднял глаза сын. - Нет, их лично я не знаю, но знаю этот тип, я называю его "учитель жизни". Они всегда  знают, как надо жить и всегда уверены в своей правоте. Эти люди могут, конечно, быть кем угодно, но именно профессия учителя даёт им самые широкие возможности раскрыться. - Да-а-а-а? - с сомнением протянул сын. Хм, ну, посмотрим-посмотрим...
    Автобус, тем временем, потихоньку тронулся, поюлил между другими машинами и, выкатившись, наконец, за территорию автовокзала, пошел по городским улицам. Дамы, отдышавшись, достали свертки с провизией и, угощая друг друга, слегка подкрепились. За окном автобуса, под убаюкивающий шум мотора, потянулись однообразные пригородные  пейзажи . Кто-то, откинувшись на спинки кресел, задремал, кто-то играл с телефоном, некоторые читали только что купленные газеты. Дамы организовали приятную беседу.
      - А-а-а-а, э-э-этот?! Способный, кто спорит, но ленивый, и родители совсем не контролируют. Вот поэтому и троечник. - Да-да,- вторила товарке другая. А ведь мог бы. - Конечно, мог бы,  но что с нынешних родителей взять...
     Импровизированный педсовет продолжался еще долго, пока, его утомленных участников не сморила дремота. - Ну, ты даёшь, - с уважением посмотрел на меня сын. - Это что,  психология? - Да нет, ответил я ему,- это, скорее, жизненная позиция. - А-а-а-а-а,- сын кивнул понимающе,- я бы тоже не хотел учиться у таких...

 

Завтра в школу

     Вечером последнего летнего дня мыл машину около ворот. Мимо едет на велосипеде второклассник - он живёт через дорогу. Останавливается: - Здрасьте, директор! - Ну, здравствуй,-  отвечаю,- если не шутишь. - А вы знаете, что завтра в школу?- искренним голоском интересуется нежданный собеседник. -Ну, теперь знаю,- отвечаю ему в тон. И он, довольный, что оказал директору такую важную услугу, катит велосипед дальше...

Что такое счастье

     Рассуждения о том, что такое счастье случайно встретились среди всевозможных словесных залежей на Интернет-портале "Проза.ру".Тема, разумеется, не новая, истертая многими  поколениями штатных и нештатных философов, так и не нашедших вразумительного ответа на столь кардинальный вопрос человеческого бытия. Каюсь, я тоже приложил руку к вечнозеленым исканиям, что и выношу здесь на всеобщее обозрение. Вдруг да и добавлю, пусть небольшую, но судьбоносную лепту в общее дело осознания и просветления.
     В слове "счастье" заключено слово "часть". И это имеет глубокий, буквально философский смысл. Ощущения счастья непродолжительно во времени, оно не длится вечно. Да, любовь,  рождение детей - это большое человеческое счастье, но со временем его осознание неизбежно притупляется, все входит в колею привычности, и только работа ума на перепутьях жизненных коллизий восполняет осознание длящейся счастливости. Так, наверное, природа защищает мозг человека от стрессов. Осознание своего счастья возможно не в абсолютном  выражении, а всегда относительно других людей. Вот у кого-то эдак, а у меня так! Казалось бы, абсолютное, главенствующее счастье - это здоровье. Но и оно познается в сравнении,  иногда запоздало, когда здоровье уже расточительно растрачено.
      Однако, даже в счастливые, казалось бы, времена человек не бывает счастлив абсолютно. Что-то идет прекрасно, что-то удалось, но что-то и под ложечкой скребется. "А в румяном  яблочке червячочек точится..."- мудро поется в одной весёлой песенке. Чувствовать себя счастливым - это еще уметь надо!
       А можно ли получить счастье по наследству? Наверное, в каком-то смысле это возможно. Как предпосылка, как потенция. Хорошее, правильное воспитание - это путь к счастью.  Образование...
      Согласитесь, что бедный, не имеющий даже собственного угла, хорошей одежды человек, способный тонко чувствовать,- может ощутить себя счастливым. Прекрасным пейзажем,  духовным осмыслением великого, осознанием своей посвященности, одаренностью творца. А имеющий телефон с бритвой и пылесосом, обуреваемый жаждой приобретения унитаза с телевизором, ценность Вильяма (нашего) Шекспира определяет только оформлением обложки и наличием такого же у "уважаемого" человека. Счастье может транслироваться: каждый в  минуты невзгод ощущает себя если не счастливым, то защищенным рядом с сильным, уверенным, неунывающим человеком. Мы не можем жить без лидеров, в том числе и духовных.  Когда в трудную минуту они появляются рядом - мы счастливы.
      Понятие счастья - идеальное, оно сродни розовощеким ангелам и сладкоголосым сиренам. Противоречия многих рассуждений о счастье, кажущихся философским откровением, как  раз и состоят в попытке сопоставить идеальное с реальным. Не удивительно, что в разные эпохи и в различных сообществах счастье понималось по-разному: как достаток, как борьба, как  удачливая фортуна. Но во все времена, похоже, справедлива формула неподражаемого Козьмы Пруткова: "Если хочешь быть счастливым - будь им!" В этой, только кажущейся банальной,  фразе заключен глубокий смысл. Счастье -это активная жизненная позиция, это работа души, трудный, но успешный поиск своего "я". И это - в наших силах. Ну так что: за счастье?!

Рыбки золотые и серебряные

      Нежданные переселенцы обнаружились случайно уже осенью. А дело было так. В начале июня, когда сооружение нового фонтана было закончено, мы налили в него воду и запустили  с десяток аквариумных гуппи - мелких, пестро окрашенных рыбок  и пару "золотых" -вуалехвостов золотистого цвета. Первый фонтан появился на нашем цветнике еще несколько лет назад: приятное журчание бьющей вверх струи, цветущий водяной гиацинт, снующие в поисках корма рыбки породили совершенно необычную, чарующую атмосферу. К тому же вокруг  фонтана создала свой особый мирок мелкая фауна: осы и пчелы, шершни, воробьи, ежики, даже кошки - все хотели попить фонтанной водицы. Юркие жучки-червячки резвились и в  воде, чему, надо думать, радовались рыбки. Не удивительно, что в дополнение к классическому фонтану захотелось создать еще и имитацию водопада. Вот с него-то мы и начали свой рассказ.
     Через какое-то время гуппи, в народе называемые гупиками, размножились, благо корма в воде было предостаточно. Испарение воды дважды в неделю компенсировалось из шланга  - речную воду исправно качали для полива огородов. Пару раз в фонтане поселялись лягушки, невесть откуда бравшиеся, но их немедленно выселяли из-за неуемного ночного пения.
     Посаженная в горшок с торфом коряжка водяной лилии   дала в фонтане побеги, довольно быстро разостлавшие круглые с вырезом листья сначала буроватого, а потом зеленого цвета по поверхности воды. Вскоре появились и нежно-розовые цветы. В другом горшке буйный рост обнаружил пучок валлиснерии, узкие длинные листья ее колыхались от  падающих на поверхность воды струй "водопада" и вскоре совсем скрыли дно. Удивительное дело: два фонтана расположены буквально в пяти - шести метрах друг от друга, но жизнь в
них заметно отличалась, по-разному росли растения, разные "квартиранты" поселились в воде.
      Осень выдалась теплая, и жизнь в фонтанах кипела до ноября. Потом постепенно рыбки переселились в аквариумы, за ними последовали и нежные водные растения. Тогда-то и  обнаружились в "водопадном" фонтане самовольные переселенцы. Это были две рыбки, называемые в просторечии гибридами.  В самом деле гибрид карася и карпа - порода  необычно живучая, плодовитая и повсеместная. Рыбки, по-видимому, попали в водоем через шланг, преодолев небольшие отверстия вентилей, а значит бывшие и сами буквально  крохотными. За лето выросли и теперь с ними нужно было что-то делать. Поймать, как оказалось, изворотливых рыбешек было совершенно невозможно. Пришлось вычерпывать воду, но  и в небольшой воде поймать их не удалось - рыбки мастерски маскировались в иле и облачках мути. В декабре они все еще обретались в фонтане, изредка показываясь наверху, чтобы  схватить что либо на воде. Наконец, пришли морозцы, вода покрылась ледком. Несколько раз мы разбивали его, выбрасывали осколки и пытались сачком поймать гибридят, но не тут-то  было. То и дело они молнией мелькали из угла в угол и где-то прятались. Морозы крепчали. И тогда пришлось пойти на крайнюю меру: вычерпывать воду ведром, выливать на траву и  смотреть, не покажется ли на ней живое серебро. И вот, наконец, свершилось.
     Рыбок посадили в банку, сфотографировали и повезли на речку. В микрорайоне Солнечный, там где удобно подойти к реке Калитва, гибридята вернулись в родную стихию. Столько  времени прожив в небольшом водоеме, они легко расстались друг с другом. Меньшая рыбка поплыла направо - в глубину, а более крупная, возможно и более мудрая - налево, под обрывистый берег.
      Наутро ударил нешуточный мороз и выпал снег. Он уложил сугробы поверх накрытых шиферными листами фонтанов, жизнь в которых прекратилась до весны. Кто знает, какие  пришельцы поселятся там, когда придет тепло.

 

Владимир Лях     Оглавление  страниц автора                          Творчество     Неизвестный автограф Шолохова

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь