Герб города Белая Калитва

Памятник первой учительнице в г. Белая Калитва

 
                                Копилка

 Творчество

Советы

Контакты

Новости

Гостевая книга

 

Главная

Новости 

Наш город

Памятники Белой Калитвы

Школы

Сайт отдела образования

Карта сайта

Ссылки 

Знак Заслуженного учителя школы РСФСР

Знак Заслуженного учителя школы РСФСР

Работники Белокалитвинского районо, 1970-е годы. В верхнем ряду третий слева Н.А. Ткачев, в снижнем ряду вторая слева - Т.А. Авраменко

Работники Белокалитвинского районо, 1970-е годы. В верхнем ряду третий слева Н.А. Ткачев, в нижнем ряду вторая слева - Т.А. Авраменко

Работники Белокалитвинского районо, 1970-е годы. Вторая слева - Т.А. Авраменко, третий слева - заведующий районо Н.А. Ткачев. В верхнем ряду вторая справа председатель райкома профсоюза Людмила Федоровна Фардзинова, шестой слева - директор районного Дома пионеров Петр Филиппович Свинарев.

Работники Белокалитвинского районо, 1970-е годы. Вторая слева - Т.А. Авраменко, третий слева - заведующий районо Н.А. Ткачев. В верхнем ряду вторая справа - председатель райкома профсоюза Людмила Федоровна Фардзинова, шестой слева - директор районного Дома пионеров Петр Филиппович Свинарев.

Т.А. Авраменко с работниками Белокалитвинского районо

Т.А. Авраменко с работниками Белокалитвинского районо

Т.А. Авраменко с работниками Белокалитвинского районо

Коллектив Белокалитвинского районо, 1970-е годы.

Коллектив Белокалитвинского районо, 1970-е годы.

 

Т.А. Авраменко с сыновьями, 1972г

Т.А. Авраменко с сыновьями, 1972г

 ИСТОРИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ в Белокалитвинском районе  стр. 1

  Добрая память живет вечно
Заслуженный учитель школы РСФСР Таисия Андриановна Авраменко


    Заслуженный учитель школы РСФСР Таисия Андриановна Авраменко
  Заслуженный учитель РСФСР Таисия Андриановна Авраменко в истории Белокалитвинского образования занимает особое место. Дело не только в том, что другие руководители районо и до нее, и позже были мужчинами, но и в том, что на период работы Т.А. Авраменко выпало очень непростое время, называемое в истории страны перестройкой. Можно уверенно сказать, что она с честью справилась со всеми задачами не только функционирования, но и развития образования района в этот переломный  период.
       Тогда в обществе, а значит и в образовании, происходила фундаментальная переоценка идеологических постулатов, истин и взглядов еще недавно казавшихся незыблемыми. Нужно было уметь ориентироваться в происходящем и поступать исключительно в интересах системы образования, учащихся и педагогов. «Перестройка» и «гласность» породили очень много демагогии, пропаганды пустых кумиров, ложных ценностей, всевозможных мистических «чудес».
      Много говорилось о демократизации всего и вся, о новых, «субъект-субъектных» отношениях учителя и ученика, широкое распространение получило движение так называемых учителей-новаторов. И Т.А. Авраменко поддерживала все действительно полезное, она всегда знала положение в каждом педагогическом коллективе, всегда знала и ценила людей по их реальной работе. В то время директора школ не просто считались, а были на самом деле интеллигентами в самом широком смысле этого слова, и сама  Таисия Андриановна была человеком интеллигентным и нравственным. Нельзя даже и представить, чтобы она не сдержала данное обещание, чтобы распекала работника в его отсутствие, чтобы поступала не по совести. Она умела радоваться успехам коллег и огорчалась их неудачам.
      Директор Богураевской средней школы Дмитрий Ефремович Левшин, директор Ильинской средней школы Степан Семенович Кнурев, директор Литвиновской средней школы Михаил Федорович Кравцов, директор Насонтовской неполной средней школы Алексей Васильевич Плешаков... Нельзя даже представить, чтобы на них кто-то из методистов или инспекторов мог бы повышать голос или жаловаться на них заведующей районо вместо того, чтобы самим организовывать совместную с ними работу. Такое бы не прошло. При Таисии Андриановне директор школы - это была фигура значимая и способная  принимать самостоятельные решения, не боясь собрать коллекцию  объяснительных и санкций! А принимались решения всегда исходя из интересов ученика. Никогда  не случалось, чтобы руководителя школы наказали за то, что он в сложной ситуации не пожертвовал уроками  ради посылки учителя на какое-либо второстепенное заседание. Для Т.А. Авраменко было важно реальное дело, а не формальные "мероприятия" и  показное послушание, работники отдела при ней были не "начальниками", а помощниками и организаторами реальной работы, профессионалами с большой буквы.
      Родилась Т.А. Авраменко 4 мая 1935 года в Пермской области. Окончила Куштомановскую семилетнюю школу и поступила в педагогическое училище в г. Оса Пермской области. После окончания педагогического училища в 1955 году была направлена на работу в пермскую школу № 29. Через два года перешла работать в школу № 22 учителем географии. Без отрыва от работы в  1962 году молодой педагог окончила Пермский государственный университет и была назначена заместителем директора школы по  учебно-воспитательной работе.
      В 1965 году она вместе с мужем, проходившим в Перми военную службу, приехала на его родину в поселок Коксовый, пришла на работу в районный отдел образования. Со временем семья распалась, и, оставшись одна с детьми, Таисия Андриановна делала  все, чтобы дать им хорошее воспитание и образование. Оба сына выросли достойными людьми.
       Начальником районо в то время был Николай Алексеевич Ткачев, руководитель взвешенный, опытный, строгий, принципиальный. Под его руководством Таисия Андриановна многому научилась: в первую очередь искусству управления системой образовательных организаций, расположенных на довольно большом расстоянии друг от друга и от районного центра, тонкостям взаимодействия с педагогическими работниками. После ухода Ткачева руководство района сочло правильным опять назначить руководителем мужчину. Примерно год отделом руководил Николай Захарович Кочетов, а потом заведующей районо была назначена Т.А. Авраменко, отработавшая на тот момент 15 лет в должности инспектора.
      В небольшом коллективе отдела никогда не было конфликтов, все работали эффективно и слаженно. Благожелательный микроклимат, уважительное отношение к людям всегда были характерны для работников отдела образования. Совещания в небольшом помещении на втором этаже здания, где потом разместилось правление казачьего юрта, всегда проходили по-деловому, часто с сообщениями выступали руководители школ, проходил обмен мнениями. Коллегиальность всегда была характерна для принятия  решений Т.А. Авраменко. Она всегда отличалась принципиальностью и четкостью профессиональной позиции, неформальным  интересом к личности работников, но в то же время, умела ладить и с вышестоящим руководством. На совещаниях, случалось, звучала и критика, но она всегда была аргументированной, никогда не касалась личности работника и не высказывалась "за глаза". Особенно, порой, доставалось в этом плане директору районного Дома пионеров, размещавшегося в селе Литвиновке,  Петру Филипповичу Свинареву. Он часто возражал. Но Таисия Андриановна всегда умела вовремя остановиться, подчеркнув  значительность и бесповоротность сказанного ею. Однако не было случая, чтобы критика вылилась в «кадровые решения». Это был стиль сильного, умного, уверенного в своей правоте руководителя.
      В школах района в этот период был организован и регулярно проводился педагогический всеобуч родителей, активно работали первичные организации общества «Знание», педагоги выступали с лекциями перед трудовыми коллективами, была отработана процедура регулярных комплексных проверок школ. Проверка проводилась как комплекс мероприятий, включавший посещение уроков, проведение контрольных работ, знакомство с методическим потенциалом учителей, системой воспитательной  работы и т.д..
      Вся эта работа не была формальной. При отделе функционировала первичная организация Педагогического общества РСФСР и, благодаря этому, регулярно обобщался педагогический опыт как школ вообще, так и отдельных учителей в частности. Причем, иногда это были совсем молодые, только начинающие педагогическую карьеру работники, которым было, тем не менее, что сказать коллегам. Обобщенный опыт издавался в виде отпечатанных типографским способом буклетов, плакатов по размеру районной газеты. Это было очень существенное средство обобщения и внедрения передового педагогического опыта в то время. Общественная и спортивная жизнь была очень насыщенной.
      На хорошем уровне проводились районные спортивные соревнования, как для учеников, так и для учителей, олимпиады, выставки технического творчества, смотры художественной самодеятельности, туристические слеты, патриотические игры «Зарница» и «Орленок». Регулярно проходили выездные совещания то в одной, то в другой школе, но при этом не было "избранных". Большой интерес  обычно вызывали августовские конференции, к ним задолго и серьезно готовились.
     Как правило, августовская педагогическая конференция проходила в течение двух дней. Чаще во Дворце культуры в Белой Калитве, но иногда в базовых школах: в Литвиновке или в Богураеве. В первый день обычно проходили пленарные заседания, на  которых выступали представители школ, причем они могли записаться перед самим заседанием и никто текст выступления предварительно не проверял и проход к трибуне не загораживал. Люди говорили о волнующих их проблемах, о своем видении  проблем и их решений. Резолюция конференции принималась по итогам всех прозвучавших выступлений в течение отведенного  регламента.
      В начале 1989 года Т.А. Авраменко объехала почти все школы района вместе со мной, недавним делегатом Всесоюзного съезда  работников народного образования: говорили о предстоящих задачах, анализировали пути их решения и возможности. Съезд проходил в декабре 1988 года и стал последним в череде советских форумов такого уровня. По сути дела это было прощание  Т.А. Авраменко со школами в качестве руководителя. Вскоре были объединены органы исполнительной власти города и района, а соответственно слились и отделы образования. Руководителем объединенного отдела был назначен молодой и энергичный Николай Николаевич Кудинов, а Таисия Андриановна стала его заместителем.
      Все очень быстро менялось. Теряла свои монопольные позиции компартия, создавались новые общественные организации, началась переоценка устоявшихся взглядов на историю. Многое из этого Таисия Андриановна принять не могла, она не привыкла менять свои взгляды по ситуации. И Т.А. Авраменко оставляет привычное, удобное и сравнительно неплохо оплачиваемое место работы, чтобы отправиться учителем в отдаленную сельскую школу в хуторе Живые ключи. Ездила на рабочем поезде, добиралась пешком, в непогоду оставалась на несколько дней. Но она хотела работать, она любила эту работу и бесповоротно посвятила ей всю свою жизнь. Своим примером она отчетливо показала всему педагогическому сообществу, что главное в работе педагога - это дети.
     Уже оставив преподавание, будучи не очень здоровым человеком, ходила на дачу, не замыкалась в квартире. Всегда приветливая, внимательная, она, встретив кого-либо из тех, с кем раньше работала, всегда расспрашивала о школе, о коллегах,  почти всех помнила по именам. Таисия Андриановна много лет хранила красочно оформленный альбом с фотографиями и  поздравлениями, где каждая школа поздравила ее с полувековым юбилеем. Сам по себе этот альбом давно стал свидетельством  истории образования в Белокалитвинском районе. А еще он свидетельствует о том, что Таисию Андриановну в школах района  уважали и любили как внимательного, чуткого человека и руководителя. Все в этом мире проходит, все не вечно. И когда  уходит со своего поста руководитель, бывший, может быть, в свое время грозой для подчиненных, то случается иногда, что в  сухом остатке не остается ничего. Вообще ничего: ни оригинальных идей, ни долговечных результатов, ни добрых дел,  посвященных людям. К Т.А. Авраменко это не относится, ибо добрая память о ней и сегодня, через два года после ее  ухода из жизни,  жива, и она будет жить всегда, пока за партами сидят школьники.  Владимир Лях

 

 

 

   Совещание директоров школ в районо, 1980-е годы. Слева направо В.И. Песоцков, В.П. Лях, четвертый - Н.В. Богословский, Т.А. Авраменко, Н.А. Прядильникова Совещание директоров школ в районо, 1980-е годы. Слева направо В.И. Песоцков, В.П. Лях, четвертый - Н.В. Богословский, Т.А. Авраменко, Н.А. Прядильникова Т.А. Авраменко, Н.А. Прядильникова, врач-педиатр Александра Харитоновна Милованова,   Н.В. Плешаков, Н.И. Финаева После совещания в Литвиновской школе, 1980-е годы. Нижний ряд справа налево: В.Г. Алпатьев, П.Ф. Свинарев, В.И. Песоцков, Л.Ф. Фардзинова; во втором ряду второй слева Лях В.П., четвертая Т.А. Авраменко, пятая - Л.В. Горбатенко, вверху - М.Ф. Кравцов, Н.А. Прядильникова и П.А. Гриценко На этом фото  верхнем ряду второй слева - Д.Е. Левшин, четвертый - Н.А. Ткачев, шестой - Петр Александрович Гриценко, внизу третий слева - директор Богураевской ДЮСШ Александр Иванович Тимофеев, автор большинства фотографий в альбомах директоров тех лет На совещаниии, 1980-е годы. Слева направо: В.Г. Алпатьев, Н.А. Прядильникова, В.И. Песоцков, Т.А. Авраменко, Н.П. Лукьянов, П.Н. Анисимов, А.В. Плешаков, С.Н. Пивоваров, Калерия Петровна Попова, Сологуб Клавдия Петровна Выступает молодой, начингающий  директор В.П. Лях Т.А. Авраменко всегда радовалась успехам других Т.А. Авраменко и Л.Ф. Фардзинова  Т.А. Авраменко (в нижнем ряду в центре) среди работников Белокалитвинского районо, 1980-е годы.

 

 

  1-2. Совещание директоров школ в районо, 1980-е годы. Слева направо В.И. Песоцков, В.П. Лях, четвертый - В.В. Богословский, Т.А. Авраменко, Н.А. Прядильникова; 3. Т.А. Авраменко, Н.А. Прядильникова, врач-педиатр Александра Харитоновна Милованова,   Н.В. Плешаков, Н.И. Финаева; 4. После совещания в Литвиновской школе, 1980-е годы. Нижний ряд справа налево: В.Г. Алпатьев, П.Ф. Свинарев, В.И. Песоцков, Л.Ф. Фардзинова; во втором ряду второй слева Лях В.П., четвертая Т.А. Авраменко, пятая - Л.В. Горбатенко, вверху - М.Ф. Кравцов,  Н.А. Прядильникова и П.А. Гриценко; 5. На этом фото  верхнем ряду второй слева - Д.Е. Левшин, четвертый - Н.А. Ткачев, шестой - Петр Александрович Гриценко, внизу третий слева - директор Богураевской ДЮСШ Александр Иванович Тимофеев, автор большинства фотографий в альбомах директоров тех лет; 6. На совещаниии, 1980-е годы. Слева направо: В.Г. Алпатьев, Н.А. Прядильникова, В.И. Песоцков, Т.А. Авраменко, Н.П. Лукьянов, П.Н. Анисимов, А.В. Плешаков, С.Н. Пивоваров, Калерия Петровна Попова, Сологуб Клавдия Петровна; 7. Выступает молодой директор В.П. Лях; 8. Т.А. Авраменко всегда радовалась успехам других; 9. Т.А. Авраменко и Л.Ф. Фардзинова; 10. Т.А. Авраменко (в нижнем ряду в центре) среди работников Белокалитвинского районо, 1980-е годы    

 

 

 

Страница  1, 2, 3, 4, 5   История образования             Герои Белой Калитвы    Люди Белой Калитвы

 
 
  Домой l    Контакты  l    Помощь